Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 31979

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.
Отношение и установка. Необходимость сопоставления между собой этих психологических понятий обусловлена тем, что каждая из них претендовала на роль всеобъемлющей психологической категории. Неудивительно поэтому проведение специального симпозиума в 1970г., посвященного уточнению роли и места установки и отношения в медицинской психологии.
И отношения, и установки В. Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, "хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев, мотивы или источники его могут не осознаваться". Другое отличие отношения от установки заключается в том, отношение характеризуется избирательностью, а установка готовностью.
Таким образом, отношения и установки это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения несводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологический понятий.

3. Концепция личности А.Г. Ковалева.
Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств
Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).
Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.
В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что "выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако - продолжает он - следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности, люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру".
Дальнейшая эволюция взглядов А. Г. Ковалева на структуру личности незначительна. В 1981 г. в главе, посвященной личности в учебнике по общей психологии, он пишет, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым - способности, третьим - характер, четвертым - система управления, которую обозначают понятием "Я", а пятый - психические процессы.
Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом.

4. Концепция личности В.С. Мерлина.
Из всех других отечественных концепций личности наиболее близко к вышеперечисленным в содержательном плане примыкает концепция личности В. С. Мерлина - основателя и руководителя пермской школы психологов.
Что же сближает позицию В. С. Мерлина с позициями ленинградских психологов? Прежде всего, это взгляд на понимание самого сво-ства личности.
Во-первых, под психическими свойствами личности В. С. Мерлин понимает "такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности".
Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина- психологическое содержание этих свойств. "Для характеристики человека как субъекта деятельности, пишет автор, необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности. ... Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности, Таким образом, в концепции В. С. Мерлина понятие отношение, так же как в вышеприведенных концепциях, играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, характеризующее свойства личности, отличается "от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека".
Во-первых, отношения, выражающие свойства личности - это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон, Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность - это свойства отдельных сторон сознания.
Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности, "представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания - это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.". К примеру, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.
В-третьих, отношения личности "представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности".
Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности, состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.
"Таким образом, заключает В. С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности".
Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н, Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств - темперамента, характера, способностей и направленности. Это - принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.
Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.
Действительно, поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они - эти отношения - являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности.
Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности (по сути - это факторы по Р. Кеттеллу). Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Действительно, коль скоро отношения личности социально-типичны (вспомним параметры устойчивости и постоянства), то и симптомокомплекс социально-типичен.
Свойства симптомокомплекса:
o объем и широта - количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;
o сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);
o устойчивость - пластичность отношений личности.
Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминирует целостную психологическую характеристику личности.
Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В. С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно.
Никто никогда не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека - выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Холл К., Линдсей Г. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Франкл В. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ О ЛИЧНОСТИ
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Столин В.В. Самосознание личности.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Сысуев Вадим. Коллекция типологий, классификаций типов личности
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Шварц-Салант Н. Нарциссическая и пограничная личности: сходства и контрасты
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Казакова Галина Николаевна. Доклад на тему: «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Ван дер Харт О. Структурная диссоциация личности. Основные положения
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь