Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71723

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Еще недостаточно изучен механизм возникновения идеального (психического) из материального (головного мозга), взаимосвязи сомати-
1 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 3.— С. 1—4. 'Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20.— С. 34. 'Ленин В. И. Поли. собр. соч.—Т. 18.—С. 50. «Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20,— С. 490.





9




ческого и психического, сознательного и бессознательного. Это порождает идеализм и мистику в области как психологии и социологии, так и психиатрии.
Известны теория Кречмера (Е. Kretschmer, 192I) о связи характера и психических заболеваний с телосложением, теории наследственной обусловленности психической патологии, в том числе теория дегенерации, психоаналитические концепции и др. Они отражают потребность в выработке единой типологии личности, стремление понять психологию повседневной жизни и психопатологию с точки зрения взаимодействия биологического и социального, эндогенного и экзогенного. Однако одностороннее представление о роли этих факторов в становлении личности и возникновении патологии приводит к научной несостоятельности подобных теоретических подходов.
Для научного понимания причин и механизмов развития психической патологии имеет значение исходная концепция личности. Так, А. В. Петровский (1977) определяет личность как существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития. Для него характерны относительное постоянство, индивидуальность и неповторимость психического склада, сочетания психических свойств: характера, темперамента, особенностей протекания психических процессов, совокупности чувств и мотивов деятельности, способностей.
В структуру личности включают все известные сознательные и бессознательные психические процессы: ощущения и восприятия, память, мышление, эмоционально-волевую сферу с системой мотивации и удовлетворения биологических и социальных потребностей, сознание как регулятор их адекватного осуществления и целенаправленной активности. Личностный уровень (личность) рассматривают как подсистему, вышележащую по отношению к индивидуально-психологическому и организменному уровням (В. В. Столин, 1983). Это, по А. Н. Леонтьеву (1975), продукт онтогенетического общественно-исторического развития, то есть взаимодействия индивидуальных биологических предпосылок и индивидуальных условий социального бытия.
Каждый человек представляет собой единство трех подсистем — личность, индивид и организм,— в котором личностная характеристика одновременно отражает его социальную сущность и направленность, индивидуальный эффект воспитания и обучения, психологические задатки, врожденные и приобретенные анатомические и физиологические свойства головного мозга и организма в целом (Н. Е. Бачериков и соавт., 1985). Нарушение адекватного взаимодействия подсистем между собой, с природной средой и социальным окружением создает предпосылки возникновения психической патологии.
К. К. Платонов (1969) выделил четыре подструктуры, которые определяют характер психологических и психопатологических реакций: 1) исключительно социально обусловленную подструктуру (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, навыки,
10

умения и привычки); 3) индивидуальные особенности форм отражения; 4) биологически обусловленную (темперамент и органические патологические особенности). Н. П. Дубинин (1977) подчеркивал, что в качестве биологических следует рассматривать лишь такие свойства, как особенности строения организма и его частей, структурную организацию функциональных систем, природные механизмы адаптации к окружающей среде, поведение, одаренность, эмоциональность и т. д., которые закреплены в наследственности. При этом биологические особенности определяют степень интенсивности тех или иных черт личности, но не качественное содержание сознания, имеющего социальную природу.
Известный генетик Д. К. Беляев (1987) подчеркивал, что различные поведенческие свойства человека, его индивидуальные и личностные качества одновременно генетически и социально детерминированы. В биосоциальной структуре личности, наряду с наследственностью и результатами воздействия среды, в том числе и социальной, важную роль играет и третий элемент — собственное Я с индивидуальным миром чувств, мыслей, решений и т. д., непосредственно связанный по происхождению и тесно взаимодействующий с двумя первыми элементами.
Таким образом, этапы развития и структуру личности следует рассматривать с учетом биологического предрасположения и постоянного, начиная с рождения, стимулирующего и формирующего воздействия совокупности природных, социально-экономических и социалыю-психологических факторов. На протяжении онтогенетического развития у человека формируется целостный образ своего Я и окружающего мира, в котором человек одновременно воспринимает себя как самостоятельную и активную личность, органически связанную со средой часть, принадлежащую ей, принимаемую или отвергаемую этой средой. Эффективность усвоения детьми предметного восприятия, мышления и речи, как бы «спонтанное развертывание» способностей А. А. Меграбян объясняет тем, что человек с момента рождения является носителем человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого филогенеза. Лишаясь в процессе эволюции ряда врожденных инстинктивных приспособлений, свойственных животным, он приобретает существенное преимущество в виде возможности формирования высших, специфических человеческих форм социального взаимодействия. При рождении человек получает определенный генетически и врожденно обусловленный набор биологических свойств, являющихся предпосылкой последующего его развития под влиянием стимулирующих, особенно социальных, воздействий. При этом инстинктивные органические потребности не подавляются и не вытесняются в бессознательное, а социализируются, то есть включаются в систему усвоенных сложных форм ценностной ориентации и сознательно направленной активности.



11


Формирование личности — длительный динамичный процесс приобретения социального опыта, поэтому нельзя возлагать всю ответственность за возникновение определенных черт (положительных или отрицательных) только на условия воспитания в ранние детские годы. Корректировка характера, моральных и других установок происходит особенно интенсивно в детском, подростковом и юношеском возрасте, но не прекращается и у взрослых людей.
Процесс формирования личности, усвоения и присвоения образа восприятия себя и окружающего мира, образа мышления и речи, эмоциональных и моральных установок происходит при участии психофизиологических механизмов интериоризацни (преобразования внешней информации в достояние собственного Я, в органическую составную часть его, в собственные убеждения) и экстериоризации (реализации интериоризованных убеждений в социальной активности), на что указывали многие отечественные и зарубежные авторы (А. А. Меграбян, 1978; A. KepinsM, 1978, и др.). Интенсивность и эффективность процесса интериоризации обратно пропорциональны возрасту, поэтому не случайно большую роль в формировании определенных черт личности, асоциальных и аномальных форм поведения и предрасположенности к психопатологическому реагированию отводят условиям раннего детского воспитания в семье и в детских дошкольных и школьных коллективах.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Иванец Н. Н. - Психиатрия и наркология
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Каннабих Ю.В. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ
  • Редактор. ЭНДОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Ягнюк К.В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Шнайдер Курт. Клиническая психопатология. 14-е неизменное издание с комментариями Герда Хубера и Гизеллы Гросс.
  • Завилянский И.Я., Блейхер В. М., Крук И. В., Завилянская Л. И. - Психиатрический диагноз
  • Серебрийская Л.Я. Реформа психиатрии в Москве
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Нейропсихиатрия; neuropsychianry
  • Грин А. Психиатрия.
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Александер Франц. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Горшков А.В. Краткий курс по судебной психиатрии
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Орто психиатрия; оrthо psychiatry
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Кронфельд Артур. Психология в психиатрии.
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов.
  • Мелихов Д. М. Психиатрия и проблема духовной жизни.
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Вроно Е.М. Суицидология в России - немного истории
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Александер Франц - Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь