Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13456

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Гармония «возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности, но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах. Несоразмерно сближающие чувства — заостренные, нарушают гармонию» [9].
Таким образом, гармоничные отношения — стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у обоих партнеров.
Дисгармония отношений
В словаре русского языка приставка «дис-» обозначает разделение, отделение, отрицание и соответствует по значению приставкам: «раз-», «не-», сообщает слову, к которому прилагается, отрицательный или противоположный смысл [24].
Таким образом, дисгармония определяется как несогласованность, нарушение соответствия чего-либо чему-нибудь [24|. Заметим, что понятие «дисгармония-» чаще употребляется в теории музыки. Однако и понятие «компенсация» первоначально употреблялось в медицине и только в «Индивидуальной психологии» А. Адлера получило психологическое наполнение. Поэтому считаем, что понятие «дисгармония» можно также использовать в психологии, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Центральной коллизией дисгармоничности является поиск форм бытия в условиях дисгармонии онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциальной [18].
Дисгармония межличностных отношений связана преимущественно с бытием личности в социальном пространстве. Однако переживание дисгармонии включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах — семейной, профессиональной, общественной, сфере обучения и образования.
Дисгармония межличностных отношений представляет собой:
1) отсутствие единства, согласия между людьми;
2) ослабление позитивных эмоциональных связей между
субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств
над сближающими чувствами;
3) гиперболизированное доминирование сближающих
чувств, их «симбиоз» (по Э. Фромму) [7].
Индикаторами дисгармоничности межличностных отношений выступают их напряженность, конфликтность, агрессивность, а также отчужденность между субъектами отношений. Рассмотрим эти индикаторы более подробно.
Напряженность в отношениях. В психологии термин «напряжение» в основном использовался в работах, посвященных изучению психической напряженности [16], а также состояний нервно-психического напряжения [17]. Общим для них является рассмотрение напряжения как стресс-реакции в контексте адаптации к различным экстремальным или трудным условиям.
Так, Н. И. Наенко пишет, что «состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в грудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, ее мотивацией и т. д. Психическая напряженность — психическое состояние в сложных условиях вообще независимо от вызываемых ими эффектов» [16, с. 8]. В своей работе автор употребляет понятия «стресс» и «психическая напряженность» как синонимы, характеризующие особенности психической деятельности в сложных условиях.
Т. А. Немчин отмечает, что «состояние нервно-психического напряжения является весьма сложным клинико-психологическим феноменом, представляющим собой одно из основных звеньев в общем адаптационном процессе» [17, с. 21]. «Нервно-психическое напряжение, таким образом, является особым, тотальным состоянием целостного организма, развивающимся как общесистемный процесс, подчиненный соответствующим закономерностям функционирования системы. Состояние нервно-психического напряжения в связи с этим следует рассматривать как активное состояние системы адаптации в условиях экстремальной ситуации, включающей в себя те составные элементы, которые в целом формируют определенную структурно-функциональную организацию с иерархическим, однако не только субординационным, но и координационным принципом регуляции» [17, с. 134].
Таким образом, напряжение — это состояние личности, возникающее в сложных, трудных условиях и выступающее как проявление стресса. В психологии на основании большого количества эмпирического материала (в основном это психофизиологические исследования) выявлены физиологические, психосоматические индикаторы напряжения (стресса), однако психологические, на наш взгляд, прописаны недостаточно. Особенно это касается напряжения, которое возникает в межличностных отношениях.
То, что состояние нервно-психического напряжения имеет место в отношениях, — факт, достаточно подробно описанный Э. Г-. Эйдемиллером и В. В. Юстицким в контексте изучения семьи. В частности, среди семейно-обусловленных травматизирующих переживаний авторы выделяли состояние глобальной семейной неудовлетворенности и семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое напряжение [29|. Считаем, что данное явление имеет место и в межличностных отношениях, не только в семье.
Межличностные отношения, выступая как дисгармоничные, могут характеризоваться как напряженные. Обратимся к словообразовательному словарю русского языка [27] для уточнения того, что представляют собой слова «напрячь», «напрячься», «напряжение», «напряженный».
Напрячь — 1) сделать упругим, натянуть; 2) прилагая усилия, повысить степень действия чего-либо.
Напрячься — 1) собрать все свои силы (делая, производя что-либо); 2) усилиться в своем проявлении; стать принужденным, неестественным.
Напряжение— 1) сосредоточение сил, внимания; 2) затрудненное, стесненное положение, состояние.
Напряженный — 1) требующий больших усилий, сосредоточения сил, внимания; 2) находящийся в состоянии напряжения, требующий разрешения, выхода, готовый разразиться в чем-либо; 3) принужденный, неестественный.
На основе этого мы можем сказать, что напряженность в межличностных отношениях — это излишняя сосредоточенность на них (гиперрефлексия), повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, трудными — доставляющими беспокойство. Обычно субъекты отношений прилагают усилия для избежания эмоционального дискомфорта, неудовлетворенности отношениями. Часто имеет место ожидание того, что все изменится в лучшую строну [7J.
Напряженность в межличностных отношениях может результировать в конфронтацию, конфликты между субъектами отношений и приводить к разрыву, прекращению отношений.
Конфликтность в отношениях. Как отмечает Б. И. Хасан, в психологии сложилось представление о конфликте:
а) как о явлении, возникающем у человека, между людьми,
то есть о таком феномене, который происходит необходимо, неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;
б) как о явлении, имеющем однозначно линейный характер
(предпочтение — отвержение, победа — поражение, выигрыш —- проигрыш).
В психологической литературе можно найти следующее определение конфликта: «такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения противоречия» [28, с. 27].
Под конфликтом понимают также «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1, с. 81].
При описании конфликтности в межличностных отношениях будем придерживаться позиции Н. В. Гришиной. Автор понимает конфликтную ситуацию следующим образом: «это ситуация, в которой имеет место противоречие между ее участниками, проявляющееся в их противодействии друг другу (противостоянии, противоборстве) и сопровождающееся аффективными проявлениями» [6, с. 175]. Участники конфликта переживают ее как значимую психологическую проблему, требующую своего разрешения. Такое противостояние вызывает активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Я – Ты отношение; I– thou relation
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объект-отношения; Object relations; Objektbezie-hungen, Objektbezichungstheorie
  • Суворова И.Ю. Анализ объектных отношений людей с аутистическими чертами личности и антисоциальным поведением
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Попова Марина Викторовна. Становление потребности в общении со сверстниками
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Райгородский Д.Я. - Практическая психодиагностика. Методики и тесты
  • Айнуллина Елена Николаевна. Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Богуславский. Психология как наука.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь