Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21041

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Земляной контакт
Здесь используются руки и другие части тела терапевта
а) как поддерживающие структуры (мы стараемся передать клиенту ощущение надежности, твердости, прочности, доверия );
б) как структуры, которым клиент может оказывать динамическое сопротивление.
Принцип поддержки (в смысле опоры ) используется-
— для сверхнезависимых людей, чтобы помочь им больше доверять и учиться принимать помощь других;
— для сверхзависимых — чтобы помочь им больше доверять опоре и поддерживающим структурам их собственного тела (спине, рукам, ногам );
I
Хрестоматия по тсаесно-ориентированной терапии 21
— для людей со слабыми границами, тревожными и во многих других случаях.
Водный контакт
Назначение водного контакта — придать движению плавность, помочь осознать и восстановить плавность и волнообразность работы кишечника, дыхания и др. Следуя за свободным потоком движений в форме вибраций, дрожаний и т.д., мы восстанавливаем баланс мышечного тонуса
Водный контакт часто применяют вместе с воздушным, особенно при недостатке энергии у клиента.
Воздушный контакт
Этот вид контакта основан на работе с дыханием: энергетизации и расходе энергии.
Огненный контакт
Принцип огненного контакта — тепло и терморегуляция тела. Руки терапевта используются как излучатели или перераспределители энергии: путем прямого согревания холодной части тела, через работу с энергетическими полями или с переводом избытка тепла в движение (горячие области обычно энергетически перегружены ).
Биосинтез — психотерапия, ориентированная на процесс. От клиента не требуется, чтобы он следовал модели здоровья терапевта, заменил свои паттерны на его. Терапевт мягко работает с дыханием, помогает ослабить мышечные напряжения с тем, чтобы наиболее точно воспринять и раскрыть внутренние тенденции движения и роста клиента,
22
Свободное тело
его возможности и особенности его пульсации. Те-рапевг в биосинтезе становится "партером по танцу", который сопровождает и веде г ктиепта к новому опыту, иному ощущению заземления в собственном теле, восстановлению здоровой пульсации
1.2. Розен-метод*
Внешне Розен-метод похож на массаж: клиент лежит на специальном столе, а другой человек с ним работает. Есть и отличия' в эгой работе никогда не используется масло, для удобства могут быть подложены подушки, клиент всегда частично одет — в гой мере, в какой сам хочет; для гепла и комфорта его сверху накрывают легким одеялом. Сначала клиент лежит на животе, потом егоее обычно просят перевернуться на спину. Сессия длится 50 минут; терапевт может стоять или сидеть у стола. Его руки находятся в плотном контакте с телом клиента, временами он мягко смещает какой-либо участок, напоминая человеку о потенциальном объеме движений в данной области—в том случае, если напряжение уйдет.
Я обычно начинаю с того, что кладу руки поверх покрывала Затем, когда клиент начинает расслабляться и чувствовать себя более комфортно, одеяло можно свернуть и работать непосредственно с телом человека. Я перемещаю руки по спине сверху вниз, отмечая и ощущая напряженные участки. Одна рука все время в контакте с напряжением, другая отдыхает и "слушает".
Вот некоторые показатели напряжения' ограниченность движения в солнечном сплетении, в области диафрагмы; выпуклость участка тела из-за мышечных контрактур. Температура тела, цвет кожных покровов и тургор тканей также могут указывать на внутреннее напряжение, сокращение объе-
I
*Печатается по Sandra Wooten Touching the Body Reaching the Soul Hou touch influences the Nature of Human Beings Santa Fe 1995 Перевод с англ Г Ченцовой
24
Свободное те ю
ма движений и его влияние на кровообращение. Например, холодные руки говорят о сжатии мышц и спазме сосудов в области груди. Эти мышцы позволяют нам поднимать и носить тяжести, брать и отдавать, обнимать и отталкивать. Зажим в грудной области ограничивает наши возможности делать все это. Напряженный участок может выглядеть привлекательно, а наощупь быть "твердым, как скала". Иногда напряжение незаметно на первый взгляд. В общем на поверхности все прекрасно, но при тщательном обследовании выявляется слой глубокого напряжения.
Поза клиента так же говорит нам, расслаблен человек или нет. Например, мы можем отметить напряжение грудной клетки, верхней части спины и плечевого пояса. Одно бедро может оказаться выше другого, или ноги крепко сжаты в единый "столб". Я часто рассказываю клиентам, что мне удалось заметить, а иногда обсуждаю с ними, как данная область тела будет двигаться или отдыхать, если напряжение уйдет.
Работая с клиентом, я всегда обращаю внимание на форму его тела и позу; таким образом можно многое узнать о жизни человека, о его отношениях с окружающим миром. Привычная физическая боль или часто испытываемый дискомфорт прямо указывают на хроническое напряжение в данной области. Я сосредоточена на клиенте, я наблюдаю, чувствую, слушаю — и одновременно привлекаю мой собственный опыт, знания, интуицию, чтобы помочь развитию процесса клиента.
В уме я всегда держу следующие вопросы: Кем стал бы этот человек, если 6 напряжение отсутствовало? Что болит? О чем говорит форма тела и поза? Если расслабить эти мышцы, какие возмож-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 25
ности появятся для движения и экспрессии? Я стараюсь быть в позиции "незнайки", полного любопытства и не дающего оценок. Моя роль — роль наблюдателя, свидетеля, фасилитатора процесса клиента. Такое отношение позволяет построить и углубить доверие между нами, создать безопасное пространство для клиента, где он начинает по-новому к себе прислушиваться.
Часто терапевт, чтобы повысить уровень осоз-навания клиента, словесно реагирует на изменения в его теле, например: "Эта мышца расслабилась прямо у меня под рукой" или "Ваше плечо только что напряглось. Чго-то случилось?". Терапевт должен осторожно подбирать слова и ни в коем случае не интерпретировать. Иногда лучше просто сказать "Да" или "Хорошо" мягким, подбадривающим голосом, без оценок подтверждая, чго изменение произошло, и приглашая клиента обратить внимание на сопутствующие этому изменению мысли, образы, чувства и физические ощущения. Тогда человеку легче погрузиться в бессознательное, проживая в своем роде "сон наяву". Может произойти инсайт или всплыть давнее воспоминание; иногда клиенты рассказывают о своих переживаниях в настоящий момент. Терапевт внимательно слушает, отслеживая при этом телесные реакции на сказанное и мимику клиента. Становится очевидным, осознает ли человек происходящие изменения, выстраивает ли собственные связи с личным опытом и нужны ли еще слова.
Мы зачастую выражаем свои чувства через силу или с надрывом, что вызывает напряжение во всем теле. По мерс расслабления мышц "хватка" напряжения отпускает нас, и мы можем наконец ощутить наши эмоции истинно и глубоко. Иногда для
26
Свободное тело
выражения их приходят слова, иногда это просто глубинное переживание. Наше дыхательное пространство расширяется и на физическом, и на метафорическом уровне, поскольку диафрагма больше не зажата.
В процессе работы клиенты многое узнают о себе, открывают, что для них истинно. Новое осознание себя, а также присутствие Розен-терапевта и физический контакт с ним вызывают состояние глубокого расслабления с чувством облегчения, равновесия и благополучия. Иногда накапливаются мелкие положительные сдвиги, и клиент отмечает в какой-то момент, что обычная жизнь теперь требует гораздо меньших усилий, чем раньше.
Когда с помощью физического контакта происходит встреча двух людей, наблюдается соматический резонанс. Розен-метод предполагает осознаваемую встречу напряжений, поэтому соматический резонанс становится очень заметным. Во время работы я часто нахожусь в измененном состоянии сознания, когда общение с клиентом происходит на тонких уровнях. Моя собственная мысль или ощущение может соответствовать непосредственному переживанию клиента. Например, непонятно откуда возникший вопрос или пришедшие мне на ум слова из песни не имеют никакого значения для меня, но для клиента оказываются полными глубокого смысла.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Погодин И.А. О высокомерии псевдогуманизма в практике клинически ориентированной психотерапии
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Прист С. Теории сознания.
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Главный Редактор. Умеем ли мы слушать свое тело?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Диалогово-феноменологический подхода в психотерапии. Погодин И.А. Ресурсы и ограничения классической концепции цикла контакта
  • Секстерапия. Психотерапевт в костюме Евы
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Игра «Разотождествление».
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Притча «Чем можно владеть?»
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Погодин И.А. Контакт в психотерапии: инновации диалогово-феноменологического подхода
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь