|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39078
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В стационар поступает много людей неконтактных, замкнутых на себе и своих проблемах. Завязавшиеся на групповых занятиях знакомства нередко перерастают в дружбу, которая, особенно у одиноких людей, снимает чувство покинутости.
«Раньше я была в общем-то одинокой, – записала в книгу отзывов Гертруда Д. – Сейчас, как Чебурашка, нашла много новых друзей». Ей вторит Валерия Н.: «Группа дала мне силы жить дальше, здесь я нашла хороших друзей». Умелое сочетание индивидуальной психотерапии с групповой позволяет не только вывести людей из состояния кризиса, но и помочь переадаптироваться. Это дает им возможность в дальнейшем успешно работать и жить полнокровной жизнью. Привожу свидетельство из книги отзывов: «Пришла я в «Кризисный стационар» 13 июля 1984 года с мыслью – близко, близко от меня стоит моя смерть. Выписалась я из стационара 16 августа с чувством, будто родилась заново. 16 августа – мой второй день рождения…». И вот что интересно. У целого ряда бывших пациентов после выписки появляется потребность посещать стационар, даже если там уже и не оставалось знакомых. Я побывал в стационаре на вечере, посвященном Дню Советской Армии. Из палат в гостиную были вынесены столы, которые сдвинули вместе. Пришло на этот вечер несколько человек из «бывших». В наших разговорах выяснилось, что они приходят сюда морально поддержать людей, находящихся на излечении. На столе были фрукты, торты, конфеты. Пили чай и лимонад. В какой-то момент люстру выключили и зажгли свечи. И вот в этой обстановке вечер под аккомпанемент гитары пела современные песни, старинные русские и цыганские романсы молодая актриса – тоже бывшая пациентка стационара. И меня не покидала мысль – не будь «Службы Доверия», мне, как и другим, возможно, никогда бы не довелось услышать этот прекрасный голос и виртуозную игру». В заключение этого раздела приведу только одну благодарственную запись коллективу врачей, психологов и медицинских сестер, работающих в стационаре: «Все мы приходим сюда с сильной болью в душе, а ваши чуткие руки лечат эту израненную душу. Мы уходим отсюда, оставляя здесь свою боль. Мы идем в жизнь с зарядом оптимизма, с воскресшей верой в собственные силы. Мы возвращаемся для новой жизни, благодаря вам становимся чуточку мудрее. За этот ваш человеческий каждодневный подвиг – огромное, глубочайшее спасибо. Спасибо за веру, за способность ощущать снова радость жизни, за умение опять улыбаться весеннему солнцу. Спасибо за то, что мы нашли себя, благодаря вам стали сильнее, чем мы были». Когда рухнул железный занавес, появилась возможность участвовать в тренинговых группах, которые проводили иностранные специалисты: гештальтисты, психодраматисты, роджерианцы… Начал сам проводить группы делового общения, групповой анализ, экзистенциальные группы. Последние годы обучаю групповому тренингу психологов, и сам продолжаю учиться у них искусству человеческого общения. Город - единство непохожих. Аристотель ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ Исторический экскурс Коллективные методы воздействия применялись еще шаманами и священниками. В рамках протестантской традиции с XVI века и в меньшей степе хасидском иудаизме с XVIII века существовал опыт группового общения, который использовался для того, чтобы изменить отношение людей к самим себе и их взаимодействию с другим. Люди примерно одного статуса собирались небольшой группой, чтобы общаться в атмосфере честности и открытости, тепла и поддержки, сосредоточившись на происходящем здесь и сейчас. В 1902 г. З. Фрейд начал проводить со своими учениками, ставшими пионерами психоанализа, «Психологические среды», на основе которых в 1908 г. было сформировано Венское психоаналитическое объединение. Встречи по средам носили обучающий характер; участники, в частности, обменивались своими личными впечатлениями от работы с клиентами, а организатор группы Вилли Штекель проходил анализ у Фрейда. Постепенно встречи приняли слишком эмоциональный характер, и после ухода Адлера и Штекеля в 1912 г. группа распалась. В определенной степени это произошло из-за авторитарности и идейной нетерпимости основателя психоанализа, укрепив у него скептическое отношение к групповой терапии. Оно еще больше усилилось под влиянием массового психоза первой мировой войны. В 1905 г. в Бостоне, США хирург-пульмонолог Джозеф Херши Пратт начал проводить коллективные беседы с тяжелыми туберкулезными больными, которых отказались принять специализированные санатории. Пратт использовал методику директивного обучения по «методу класса», рассказывая своим больным о гигиене, отношениях с людьми и других факторах, влияющих на здоровье. Стремясь сэкономить время, Пратт собирал на занятия иногда до сотни человек. При этом он выступал в роли идеального отца, объединяющего вокруг себя остальных. На еженедельных занятиях больные зачитывали свои дневники, рассказывали об улучшении состояния, на доске отмечалось, кто сколько прибавил в весе. Вскоре обнаружилось, что его пациенты больше пользы извлекали не из сообщаемой на занятиях информации, а из поддерживающей атмосферы группы, способствующей преодолению пессимизма и чувства изоляции. Собрания стали посвящаться в основном рассказам пациентов об их проблемах и тревогах, совместному обсуждению этих трудностей и поиску путей их преодоления. Продолжателем этого подхода, ставящего своей задачей «эмоциональное перевоспитание», был Эдвард Лэйзелл, который в 1919 г. в психиатрической больнице в Вашингтоне начал собирать группы больных шизофренией и проводить с ними беседы об их заболевании и психоанализе. Альфред Адлер (1995, 1997) в 1919 г. основал в Вене первый Институт детской психопрофилактики. Адлер консультировал детей в присутствии группы, главным образом с целью обучения других специалистов индивидуальному консультированию. Иногда он беседовал с детьми в присутствии других детей, учителей или родителей. И вновь было замечено, что группа оказывала положительное воздействие на исход консультирования, если присутствующие задавали вопросы и вступали во взаимодействие. В СССР в 20-х гг. Б.Н. Бирман и М.А. Чалисов разработали методику проведения собраний больных неврозами, обосновав их состав и выбор обсуждаемых психотерапевтом тем. А.М. Дружинин и М. Г. Иткин применяли в амбулаторном лечении больных параллельно групповую и индивидуальную терапию. Опираясь на положения В.М. Бехтерева (1911), который проводил коллективную рациональную и гипносуггестивную психотерапию больных алкоголизмом, они использовали объяснения, успокоение, убеждение, мобилизацию к деятельности, постановку заданий и контроль их выполнения. В.А. Гиляровский (1926) опубликовал отчет о коллективной психотерапии больных неврозами. В Англии Трайджент Барроу, предложивший в 1925 г. термин «групповой анализ», использовал группы для изучения расстройств поведения. Рудольф Дрейкурс с 1930 г. начал проводить первые закрытые психотерапевтические группы. В эти же годы Коди Марш в Нью-Йорке проводил для больных неврозами и психозами и для их семей, а также для социальных работников групповые сессии, в которых роль руководителя сводилась к минимуму, а отношения между участниками строились по типу братских. Марш читал лекции, проводил упражнения для активизации значимого взаимодействия, давал домашние задания. Использовались методы адлерианской терапии: анализ ранних воспоминаний, составляющих комплекса неполноценности, а также снов и фантазий. Занятия начинались с танцевальных упражнений; поддерживались встречи бывших участников групп после окончания психотерапии. Позже Дж. Клэпман пользовался этим методом, работая с амбулаторными группами психически больных, побуждая их к дискуссиям на темы, интересные для группы и совсем не обязательно личные. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|