Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165037

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.1.2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи

Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии — «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Среди акмеологов существуют две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания. Согласно первой точке зрения* таких этапов было три:
• имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;
• эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах;
• рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.
Согласно второй точке зрения** акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:
• латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической проблематики;
• номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;
• инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования;
• институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.
* Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. — М.: МПА, 1998.
** Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. - 1998. -№3.

Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором подходах, являются близкими, поэтому мы не станем отдавать предпочтение ни одному из них, т. к. они верно отражают сущность процессов формирования, становления и развития акмеологии.
В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осуществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.
Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельности имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа» *.
Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распространенным стало мнение о том, что акмеология — это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.
* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М. Флинта-Наука, 1998, – С. 48.

Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуальности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением личностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:
• мировоззренческие позиции;
• дать описание соответствующих личностных стандартов и эталонов развития.
Естественно, что это неизбежно приведет к идеологизации акмеологии как науки со всеми вытекающими последствиями, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом. В период господства «всепобеждающего марксистско-ленинского учения» такое положение, как ни странно, позволило бы четко и непротиворечиво определить мировоззренческую направленность акмеологии (эталоном АКМЕ были бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ). Сейчас сделать это чрезвычайно сложно, т. к. отсутствуют общепринятые идеологические эталоны и неясны перспективы их создания. Выходом из создавшейся ситуации могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Тогда акмеология, скорее всего, разделилась бы на христианскую, буддистскую, исламскую и другие виды, ориентированные конфессионально, и потеряла бы свой статус объективной и интегративной науки, хотя именно такое разделение дало бы необходимый импульс исследований личностного аспекта АКМЕ. Обобщение таких исследований позволило бы выйти на интегральные аксиологические ориентиры. Однако такой подход в настоящее время считается дискуссионным.
В ситуации «идеологического плюрализма» некоторые направления акмеологии просто не могут плодотворно развиваться без соответствующих базисных философских, исторических и культурологических исследований. Но и эти науки, освобождаясь от догм сугубо материалистического понимания причинно-следственных связей в анализе явлений, сами находятся в переходном состоянии. Опора же на зарубежные исследования показывает их недостаточную теоретико-методологическую глубину, необходимую для решения акмеологических проблем, оторванность от наших культурно-исторических традиций. Поэтому-то акмеология и развивается гетерохронно, преимущественно преуспев в разработке акмеологических проблем прогрессивного развития человека как субъекта труда.
В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характерный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретико-методологические основы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеология — это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощенное понимание, значительно сужающее предметные и объектные ноля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда. Данное мнение возникло не случайно, и оно в целом правильно отражает состояние данной науки на сегодняшний день, в котором отчетливо доминируют исследования профессионализма. К тому же это вызвано не только потребностями практики, но и известным идейным кризисом гуманитарных наук. Сейчас необходимо, разрабатывая акмеологические проблемы, решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с «ересью профессионализма» в акмеологии будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности. К тому же это может расколоть акмеологов, отвлечь их от решения актуальных научных и практических проблем, что станет пагубным для акмеологии.
Насколько такое «однобокое развитие» вредит акмеологии? Как отмечалось, в этом случае серьезно сужается ее объектное и предметное поля, а также круг проблем и научных задач. Думается, вред все же небольшой, потому что в силу комплексности и системности научных исследований субъект труда в акмеологии обязательно будет изучаться еще и как личность, индивид и индивидуальность, хотя на первых порах и ограниченно. К тому же такое «однобокое развитие», как ни странным это может показаться, помогает акмеологии. Оснований для такого утверждения несколько.
Во-первых, получаемые научно-практические результаты отличаются практической значимостью, ясностью и доступностью, что способствует утверждению акмеологии как науки, укреплению ее позиций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь