|
Аннекен Габи, Эгельмайер Лиц, Кесслер Ева. Тренинг уверенности и контакта в группе.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 11459
Автор: Аннекен Габи, Эгельмайер Лиц, Кесслер Ева.
Название: Тренинг уверенности и контакта в группе. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 5. ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
(2 часа) Материалы: Бланки домашних заданий; плакат с регуляционной моделью. Это занятие большей частью включает работу с проблемными ситуациями, теоретиче-ски уже проработанными в предшествующих домашних заданиях. Цель состоит в том, чтобы в ролевой игре и дискуссии так проработать запланирован-ное клиентами альтернативное поведение, чтобы каждый участник смог найти эти си-туации в реальности к шестому и последнему занятию. Ранее проработанные принципы уверенного поведения нужно суметь применить и в этих, часто сильно эмоционально окрашенных, ситуациях. Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия. 5.1 Обсуждение домашнего задания. При группе до 10 человек обсуждение проводится на пленуме, чтобы клиенты получи-ли лучшие навыки анализа сложных ситуаций. Одновременно клиенты получают воз-можность ознакомиться с другими способами преодоления проблем - представленны-ми в альтернативных способах поведения. 5.1.1 Описание проблемной ситуации. По очереди клиенты рассказывают о своих проблемных ситуациях. Помочь им в этом может регуляционная модель. Описание ситуации должно быть достаточно кратким. Самым важным здесь является точное определение уровня сложности отдельных ча-стей ситуации, описание собственных неудач здесь не столь важно. Каждый клиент подразделяет проблемную ситуацию на отдельные модельные компоненты. Это дела-ется для того, чтобы выяснить, в каком блоке регуляционной модели для каждого воз-никают особенные трудности. В этом "нехорошем" месте при обсуждении нужно по-мочь найти особенно хорошую альтернативу. 5.1.2 Описание альтернативного поведения. В заключении каждый клиент описывает теоретически проработанное им дома воз-можности реагирования в своей проблемной ситуации. Члены группы и терапевты - если это необходимо - помогают переформулировать описываемые образцы поведе-ния в направлении большей "конкретности", специфичности, адекватности и выполни-мости. Протоколант параллельно с обсуждением записывает названное целевое поведение на карточках (эти записи используются в п.5.2 при оформлении ролевых игр.) 5.2 Ролевые игры. Ролевые игры проводятся в подгруппах - так возникает больше возможностей для ин-дивидуального формирования поведения. В этих ролевых играх терапевт берет на себя роль партнера по интеракциям. Таким образом все члены группы должны концентрироваться на роли "уверенного". Тренер в роли партнера по интеракциям получает дополнительную возможность последова-тельного формирования запланированного альтернативного поведения клиентов. Формирование альтернативного поведения клиентов должно продолжаться до тех пор, пока клиент так не овладеет требуемым навыком поведения, чтобы он был в состоянии использовать его в реальной ситуации. Члены группы побуждаются к интенсивной обратной связи в смысле подкрепления формируемого поведения. Ролевая игра повторяется до тех пор, пока клиент как минимум дважды не реализует тренируемое поведение с равной эффективностью в вербальной и невербальнорй плоскости. Члены группы подкрепляют каждый успешно реализованный компонент поведения. Терапевт тотчас же пресекает любую негативную обратную связь от группы. 5.3 Домашнее задание. Тренируемые в ролевых играх образцы поведения становятся для участников домаш-ним заданием на следующую неделю. Поскольку эти ситуации имеют довольно высо-кий уровень сложности, клиентов нужно подготовить к возможной неудаче. Нужно напомнить, что успехом является уже сама попытка использовать уверенное поведе-ние, и ее нужно закреплять позитивным самоподкреплением, даже если в первый раз эта попытка не приведет к окончательному положительному результату. Далее, при неожиданном нежелательном развитии ситуации клиентам советуют использовать следующую стратегию: - оставаться спокойным; - глубоко вздохнуть; - продолжать дальше со словами: "Несмотря на это, я попробую еще раз". В бланк домашнего задания ситуация записывается максимально подробно и конкрет-но. 6. ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа) Материалы: Плакат, карточки с характеристиками уверенного поведения Последнее тренинговое занятие подразделяется на две части: В первой части каждый клиент должен подробно обсудить с тренером и группой свой опыт поведения в ситуации особой степени трудности. Во второй части на базе полученного опыта клиенты разрабатывают индивидуальную стратегию создания и развития в будущем репертуара уверенного поведения. Цель состоит в том, чтобы приобрести социальную компетентность в будущих трудных ситуациях. Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия. 6.1 Обсуждение домашнего задания. Обсуждение домашнего задания опять происходит на пленуме, чтобы дать клиентам максимум возможностей для обучения. Каждый клиент рассказывает о своей трудной ситуации Здесь следят за тем, чтобы участники группы в подробностях описывали, какие моменты им особенно удались. Выделение таких аспектов должно помочь участникам обратить внимание на уже освоенные компоненты поведения, вместо того, чтобы оценивать ситуацию в целом как провал. При обсуждении домашнего задания используют размещаемые на доске характеристики уверенного поведения. В своих рассказах клиенты должны концентрироваться на выбранном ими альтерна-тивном поведении: "Что я сказал? Что я сделал? Какие компоненты уверенного пове-дения я при этом использовал? Что я еще могу улучшить, т.е. какие конструктивные советы я могу дать сам себе, чтобы достичь своей цели? " (Терапевт: Внимание! Все негативные самовербализации клиенты сами должны пере-формулировать в позитивные стимулы к действию!) 6.2 Выработка индивидуальной стратегии действий. В подгруппах - из соображений экономии времени - и при помощи терапевтов для каж-дого клиента разрабатывают систему оптимальных стратегий действий. Эта система должна включать: каталог сигнальных фраз, перечень требований к пове-дению, взаимосвязи важнейших компонентов уверенности и т.д. В этом клиенты могут исходить из тех компонентов, которые в тренировочных ситуациях особенно помогали им. В целях последующего формирования и закрепления уверенного поведения имеет смысл чаще и чаще использовать эти отдельные моменты в соответствующих стратегиях действий. Такого рода индивидуальные стратегии в качестве практического руководства и под-держки должны помогать тренировать клиентам уверенное поведение вне группы. По-мочь может также рабочая папка, укомплектованная клиентами во время тренинга. Клиенты сами формулируют свои индивидуальные стратегии действий и записывают их в своих рабочих папках; терапевт помогает, только если это особенно необходимо: Участники группы должны стать своими собственными терапевтами! В качестве важнейшего принципа самостоятельной работы предлагается следующий: лишь активная тренировка ведет к успеху, воздействие ее подкрепляет само себя. Успешное уверенное поведение может быть названо "включением в ситуацию". Речь идет о том, чтобы самостоятельно активно отыскивать ситуацию для тренировки и применять в ней соответствующие компоненты уверенного поведения. В заключении терапевт повторяет: "Успех есть включение в ситуацию, Неуспех есть избегание ситуации! Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|