|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85716
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Конфликт всегда эмоционален. Если негативных эмоций нет хотя бы у одного из оппонентов, нет и оснований считать отношения конфликтными. Вместе с тем, необходимо помнить, что эмоции могут подавляться, не проявляться, не сознаваться субъектом. Конфликт в таком случае называют скрытым, или латентным. При внешнем благополучии отношений враждебность будет проявляться неожиданно и иногда помимо воли оппонентов.
Враждебность может возникать и без наличия объективного противоречия. Ссора — состояние отношений, характеризующееся негативными переживаниями, напряженностью, враждебностью. Иногда говорят «мы в ссоре», имея в виду, что отношения испорчены. Причины и поводы для ссоры могут быть различными. Сам процесс агрессивного взаимодействия, обмена агрессивными выпадами с целью нанести ущерб самооценке оппонента, его репутации в быту называют скандалом. В таком случае говорят: «Он устроил скандал» или «Они ругаются». Ссора, враждебность без объекта, за который идет борьба, конфликтом не является, так же как не является им и противоборство без враждебности, эмоциональных переживаний. Ссора — враждебность без противоборства. Соперничество — противоборство без враждебности. Динамика конфликта Есть два пути развития конфликта. Если существует противоречие, то ситуация конфликтогенна, но конфликт может и не возникнуть. Например, два спортсмена, ведущие честную борьбу, не являются врагами, и отношения между ними не конфликтны. Конфликтным противоборство становит Введение 17 ся тогда, когда возникает враждебность, агрессия, сильные эмоциональные переживания, например, если один подозревает другого в нечестных способах борьбы. Кроме того, враждебность возникает, когда поведение другого трактуется как несправедливое, злонамеренное, обидное. Раздражение и недоверие повышают вероятность возникновения враждебности. Конфликт, возникший на основе соперничества за обладание каким-либо ресурсом, мы будем называть ресурсным. Есть и другой путь развития конфликта. Если люди в ссоре, то со временем возникают стычки, которые проявляются как противоборство по различным поводам, и в отношениях возникает конфликтность. Эти конфликты называют межличностными или эмоциональными, акцент делается на том, что они обусловлены не столько ролевыми позициями оппонентов, сколько их взаимоотношениями. В этом случае не только окружающим, но и самим участникам не всегда понятно, из-за чего они ссорятся. Строго говоря, эти названия не совсем корректны, поскольку, как мы уже сказали, конфликт всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, то есть является эмоциональным. Более точным, на наш взгляд, является определение таких конфликтов как ценностных, поскольку враждебность здесь связана скорее не с соревнованием за обладание ресурсом, а с негативными оценками поведения оппонента, его личности, убеждений, ценностей. Ресурсный конфликт: соперничество может перерасти в конфликт, если возникнет враждебность. Ценностный конфликт• враждебность может развиться в конфликт, если возникнет основание для противоборства. Состояние отношений в процессе взаимодействия меняется. Можно выделить несколько уровней развития конфликта. Конфликтогенные инциденты. Если на фоне соперничества и противоборства возникает враждебность (ресурсный конфликт) или на фоне враждебности рождается противоборство (ценностный конфликт), ситуация становится конфликтогенной. Время от времени возникают открытые столкновения — инциденты 18 Тренинг преодоления конфликтов или стычки, которые иногда в быту собственно и называют конфликтами. Однако состояние таких отношений еще рано называть конфликтом. Оппоненты только пробуют использовать силовые способы решения исходной проблемы, но их отношения еще не испорчены и не отягощены в полной мере негативными переживаниями. Они относительно легко могут вернуться к первоначальному состоянию, если оппоненты придут к согласию. Для разрешения конфликта на этой фазе переговоры, как особая деятельность, направленная на преодоление конфликта, не обязательны. Для того чтобы конфликт не развивался дальше, достаточно выполнять некоторые профилактические меры. > Не использовать угрозу, принуждение, силу, чтобы заставить оппонента выполнить свое желание; воздерживаться от оскорблений и унижающих замечаний. > Не прерывать контакт в качестве реакции на поведение оппонента, хотя может возникать сильное желание прекратить общение с ним (замолчать, уйти в другую комнату, уйти из дома и т. д.). > Уверенно осуществлять разговорную стратегию, направленную на поиск взаимоприемлемых вариантов. При этом напряжение ослабляют жесты примирения: обмен подарками, выражение сожаления и др. Внешними проявлениями конфликтных отношений на этом этапе являются упреки, споры, высказывание претензий, выдвижение требований — попытки изменить поведение оппонента, блокирующего путь к цели. Однако эти действия сами по себе выступают в качестве фрустратора для оппонента. Каждый из оппонентов испытывает фрустрацию и желает изменить поведение другого. Он воспринимает его как враждебно настроенного, стремится реагировать бегством или ответной агрессией. Если при этом оказываются задетыми его важные потребности, процесс эмоционально окрашивается. Открытый конфликт. Если хотя бы один из оппонентов считает, что для достижения своих целей приемлемо применение силы к оппоненту, возникает риск эскалации конфликта. Участник может избрать конфликт, если отношения с оппонентом для него не важны, а требуется срочное решение. Риск насилия при этом возрастает, Введение 19 если ресурсы оппонента воспринимаются субъектом как недостаточные для противодействия. Вероятность, что субъект, обладающий меньшими ресурсами, будет придерживаться конфликтных методов решения проблемы, велика, если оппонент применяет силу, не идет на переговоры, а подчинение ущемляет потребность субъекта в самоуважении (принцип «свобода или смерть»). Если содержательная проблема не решена и происходит эскалация враждебности, негативное отношение распространяется на всю личность оппонента. Он начинает восприниматься как враг, обладающий скверными человеческими качествами. Встречи с этим человеком вызывают негативные эмоции: тревогу, раздражение, гнев, обиду. Взаимоотношения характеризуются отсутствием уступок. Оппоненты в своем воображении рисуют сцены, где оппоненту наносится моральный, материальный или физический ущерб. Иногда они вынашивают планы мести. В итоге образуется порочный круг: участник конфликта воспринимает оппонента как врага, совершающего неправомерные действия; себя видит защищающейся жертвой и тем самым находит моральное оправдание своим силовым маневрам. Надо заметить, что обычно так воспринимают ситуацию оба оппонента. Подобное восприятие называют зеркальным. Вследствие зеркального восприятия возникают новые и новые инциденты по другим поводам — происходит иррадиация конфликта. Каждый оппонент ищет партнеров, союзников, разделяющих его позицию, укрепляющих веру в собственную правоту, позволяющих воспринимать оппонента как порочного человека. Происходит поляризация системы отношений в группе. Поддержка группы помогает оппоненту ощущать себя сильным и укрепляет намерение продолжать силовые действия. Со временем первоначальное основание для конфликта утрачивается. Расширяется круг причин, вызывающих ссоры. Уменьшается желание сотрудничать, уменьшается вера в доброе отношение другого. В фазе открытого конфликта оппоненты в течение длительного периода погружены в негативные переживания по поводу другого. Постепенно они начинают подвергать сомнению значимость взаимоотношений. 20 Тренинг преодоления конфликтов На этом этапе конфликт может быть прекращен тремя способами. • Разъединение. Выход из системы отношений и прекращение взаимодействия: уход одной из сторон, избегание контактов. Конфликтное взаимодействие здесь прекращается вместе с прекращением общего дела. • Силовое решение. Фактическое продолжение избранной линии поведения при полном игнорировании оппонента или оказание физического, административного, служебного, общественного давления на него. • Примирение. Наиболее известны три способа примирения: уступка (отказ одной из сторон от своих целей); компромисс (снижение исходных притязаний обеими сторонами); интегративное решение (совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон). Кризис отношений. Если силовые методы не стабилизировали систему, отношения портятся окончательно и конфликт переходит в завершающую фазу. Кризис — такое состояние системы, при котором она не может функционировать по-прежнему. Из кризиса есть два выхода: либо система разрушится (тогда это будет другая система), либо она изменится. Психологический кризис — это состояние личности. Перечислим некоторые внешние признаки, позволяющие предположить, что взаимоотношения находятся в состоянии кризиса. 1. Оппонент настолько выведен из себя, что существует опасность физического насилия. 2. Отношения испорчены настолько, что встреча оппонентов (или ее ожидание) вызывает сильные негативные эмоции, которые приводят к стычкам. Возникает ощущение, что отношения носят крайне нездоровый характер («так больше жить нельзя»), что возможен эмоциональный срыв, если они будут продолжаться («кажется, я схожу с ума...»). 3. Легко уязвимые люди из окружения эмоционально, физически или экономически страдают от этих отношений. 4. Хотя бы один из оппонентов окончательно решил прервать отношения или опасается, что другой решил прервать отношения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|