|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218065
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 1
СИСТЕМА ВЛЕЧЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА лечения являются радикалами (источниками) действий и поведения человека. Это обусловливающие и поддерживающие корни жизни. В своей основе влечения определяют все поступки людей, все их стремления и потребности, все страсти и пристрастия конкретного человека. Влечения затрагивают глубочайшие слои бытия. Они способны оказывать свое воздействие даже на творческое и духовное становление человека. В таких случаях обычно говорят о сублимации и гуманизации влечений. Влечения являются радикалами. Как известно, радикал — это глобальный (корневой) фактор, для своего существования он должен удовлетворять следующим критериям*: 1. Радикал должен отличаться своей вневременностыо, то есть его биологическая природа должна по своей сути оставаться неизменной в течение тысячелетий; это обусловливается наследственностью. 2. Он должен иметь достаточно силы, чтобы уметь реализоваться, что всякий раз будет обнаруживаться в переживаниях и поведении человека. Для этого каждый радикал обладает своим особым, неисчерпаемым источником энергии, из которого он может подпитываться в любой момент. 3. По своему содержанию радикал не должен характеризоваться особой заданностью (то есть, он должен быть неспецифичным по своему содержанию); конкретные проявления радикала могут изменяться у разных людей и в разные эпохи, хотя суть его (корень) всегда остается той же самой в самых разнообразных проявлениях, в жизни как отдельного индивида, так и всего человечества. 4. Человеческие влечения полностью соответствуют этим общим условиям и потому могут называться радикалами. Мы можем говорить о радикалах или * Jaspers К.: Allgemeine Psychopathologie. Springer, Berlin u. Heidelberg. V. Aufl. 1948, S. 490 ff., 522. Friedemann, A.: Utitz, E., Jahrbuch der Charakterologie, 1929, S. 139. факторах влечений, специфичных для человека. И действительно, факторы влечений людей существуют вне времени. Влечения с одинаковой силой пронизывают все человеческие действия, переживания и поступки. Они ни на миг не оставляют человека в покое, причем по своему содержанию влечения проявляются в огромном разнообразии, которое под силу разве что «волшебным», творческим силам природы. Система, применяющаяся в экспериментальной психологии влечений, построена на основе восьми факторов влечений, из которых и образуются радикалы. До того как мы начнем излагать их по порядку, придавая особое внимание конкретным формам существования, мы должны определить значение таких понятий, как «инстинктивное действие», «действие под влиянием влечения», «стремление влечения», «потребность влечения» и самого термина «влечение». В нашем учебнике мы сознательно избегаем любой теоретической и критической полемики. Читателю, заинтересовавшемуся неразрешенными проблемами в этой области, мы рекомендуем прочесть соответствующие главы из работ «Анализ влечения»* и «Анализ сферы Я»**, которые дополняют данный практический учебник теоретическими положениями. I. Определение понятии 1. Инстинктивные действия имеют место при наличии совершенных жизненных схем. Порядок каждого шага в этом случае строго предопределен инстинктами. Достаточно отсутствия одного шага в жизненной схеме какого-либо животного низшего вида, чтобы поставить под серьезную угрозу как существование этого отдельного существа, так, возможно, и выживание целого биологического вида. В совершенном инстинкте никакой заметной роли не могут играть упражнение, научение, а также рассудок. Здесь отсутствует и представление о достигаемой цели. Выбор объекта питания, места обитания и т. д. заранее строго генетически предписаны. Новая адаптация здесь также невозможна. Совершенные по своей автоматичности инстинкты отличаются завершенностью еще при самом рождении, и только их конкретные проявления темперированы, то есть связаны с определенным периодом жизни. Никак не влияет на строгое протекание инстинктивных реакций и физическое состояние организма. Жизнь насекомых и биологических существ, стоящих на низших эволюционных ступеньках, регулируется совершенством инстинктов. В рамках одного и того же биологического вида эта жизнь протекает монотонно, без малейших индивидуальных различий. *Szondi L.: Triebanalyse. Triebpathologie Bd. I. H. Huber, Bern u. Stuttgart, 1952. **Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. H. Huber, Bern u. Stuttgart, 1956. 2. Иначе все обстоит с действиями под влиянием влечений, они являются несовершенными инстинктивными действиями. Здесь уже нет каких-либо строго предписанных схем для того, чтобы выжить. Биологическое существо способно самостоятельно изменять инстинктивную цепь реакций. Индивидуально приобретаемый опыт, научение, рассудок начинают играть в действиях, осуществляемых под влиянием влечений, определенную и заметную роль, прежде всего посредством восприятия. Но цель таких действий даже у животных, находящихся на высших ступенях эволюции, продолжает оставаться бессознательной. У животных в отличие от человека отсутствует осознавание своих потребностей и желаний. Складывается впечатление, что выбор объекта у животных при осуществлении действий, испытывающих на себе влияние влечений, относительно свободен. У них даже существует адаптация, она только не свидетельствует о наличии сферы Я, что прежде всего и ха-рактеризует человека. Влечения в момент рождения оказываются еще не полностью сформированными. Соответствующее физическое состояние организма влияет на осуществление действий под воздействием влечений. Если отличающиеся законченностью инстинктивные действия характеризуются монотонностью, бесцветностью, то действия, осуществляемые под воздействием влечений, отличаются индивидуальным характером в результате адаптационных процессов, научения, использования прошлого опыта, то есть действия, осуществляемые под влиянием влечений, носят на себе отпечатки характера (личности). Инстинктивные действия не являются целенаправленными способами поведения. Действия, осуществляемые под влиянием влечений, являются только частично родовыми, унаследованными формами поведения, частично это целенаправленные действия, изменяющиеся под воздействием научения, приобретения индивидуального опыта*. * Самыми несовершенными инстинктами среди всех живых существ наделяются люди. Жизнь человеческих влечений, с одной стороны, направляется латентной энергией влечений, то есть потребностями, а с другой — сферой Я (или Сверх-Я). У людей впервые в ходе эволюции появляются «Я-влечения», благодаря которым тирания совершенных инстинктов наконец-то отменяется. Основное правило жизни наших влечений: жизнь человеческих влечений ни на миг не прекращает быть продуктом взаимовоздействия друг на друга животных потребностей и человеческих влечений сферы Я. Этот тезис сохраняет свою законность даже для процессов сновидений. Игнорирование этого тезиса в экспериментальной диагностике влечений обязательно приведет к ложным интерпретациям. С помощью одного из особых методов интерпретации в экспериментальной диагностике влечений, так называемого «метода края-середины», человеческое поведение и любые действия можно разделить на два основополагающих компонента, на животные потребности (= край) и человеческие функции Я и Сверх-Я (= середина). Этот метод мы в дальнейшем будем обсуждать более подробно. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|