Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 6241

Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Всем нам приходилось встречаться с чудаками, то есть людьми со странностями, думающими и поступающими по-своему, не так, как большинство окружающих. Благодаря нестандартности своего мышления, способности к неожиданным и на первый взгляд нелогичным ассоциациям, такие люди иногда добиваются больших успехов в науке и в любых видах творчества. Но как часто они оказываются беспомощными в обычной практической деятельности, беззащитными перед жизнью!
Степень проявления чудаковатости бывает различной. Порою она выражается лишь в отдельных экстравагантных поступках и недостаточно логичных высказываниях. В определенных случаях парадоксальность эмоций и поведения, отгороженность от людей, избирательная односторонняя активность позволяют предположить у таких субъектов психическое заболевание. Иногда даже опытным психиатрам бывает трудно провести границу между «здоровым чудаком» и психически больным. Но как бы ни классифицировать это своеобразие мышления, ясно одно: из-за непредсказуемости поступков в сложных ситуациях таких людей не следует рекомендовать на ряд ответственных должностей. Так что выявление чудаков во многих случаях чрезвычайно важно для общества. Нам кажется, например, что целесообразно проверять на «чудаковатость» всех экстрасенсов, прежде чем принимать на веру их необыкновенные способности.
В повести братьев Стругацких «Волны гасят ветер» функционирует Институт чудаков, в нем каждый посетитель подвергается специальному обследованию в камере скользящей частоты на выявление «латентных метапсихических способностей», иначе говоря, на «скрытую» чудаковатость. Эта самая чудаковатость в настоящее время может обнаруживаться и без специальной камеры — посредством теста Роршаха.
Оказалось, что чудачество проявляется не только в мышлении, но и в восприятии. Чудаки воспринимают пятна Роршаха менее стандартно, более избирательно, чем обычные здоровые люди. В то же время они очень «вольно» обращаются с пятнами, игнорируют их форму, величину, соотношения одних пятен с другими. Здесь, в популярной статье, мы не будем останавливаться подробно на способах диагностики чудаков, пускай это останется «секретом фирмы».
Тест роршаха — в практику.
Полученные нами результаты еще раз показали, что тест Роршаха вовсе не обязательно должен рассматриваться только как личностная методика. В наших исследованиях обнаружилась связь между отдельными показателями теста и функционированием ряда мозговых структур, появилась возможность оценить связь между способом зрительного восприятия и психикой не с психоаналитических, а с анатомо-физиологических позиций. Мы и расцениваем эту методику главным образом как тест, способный в сжатой форме давать такие индивидуальные характеристики восприятия и мышления, которые в настоящее время не может дать никакая другая психологическая методика. Разумеется, с его помощью нельзя определить «всю личность». Он, как правило, не раскрывает ее движущих мотивов, это прерогатива других психологических методик. Но тест Роршаха с большим успехом можно использовать в психиатрической практике, в профотборе, в выделении детей, опережающих своих сверстников или отстающих от них в своем развитии.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране этой удивительной методикой хорошо владеют только отдельные энтузиасты, которых можно пересчитать по пальцам. Правда, вышли первые отечественные монографии, посвященные тесту, защищены три кандидатские диссертации, растет число публикаций. Нельзя не радоваться этому. Но в то же время советские авторы пользуются различными способами шифровки ответов. Необходимо издание расширенного учебного пособия, подробно излагающего все аспекты использования теста. Остро недостает таблиц Роршаха, которые издаются только в Швейцарии и США. Эти таблицы за небольшую плату можно купить во многих европейских странах (в том числе и социалистических), предъявив диплом психолога, но они никогда не продавались в СССР. Для решения многих научных проблем крайне необходима параллельная серия таблиц, давно созданная в Швейцарии и совершенно не известная в нашей стране. Хочется верить, что после публикации этой статьи ситуация изменится в лучшую сторону.
Таблицы роршаха.


Таблица V теста Роршаха. Чаще всего в ней видят «летучую мышь» или «бабочку».

Испытуемый выделяет из всего пятна только нижний участок с ногами «летучей мыши» и прилежащей частью пятна (на рисунке заштрихованы) и достраивает их до «медвежьей морды» в белом пространстве под таблицей. В этом толковании необычно следующее: вычленение редко выделяемой части пятна; произвольное достраивание ее до осмысленного образа, не представленного в пятне; в окончательном ответе смешиваются фигура и фон. Такая необычность толкования встречается у чудаков и у больных шизофренией.

А вот еще одно оригинальное толкование этой же таблицы. Испытуемый (больной шизофренией) узрел в пятне «зайца, волочащего за головы двух женщин». Зайцу приписывается отнюдь не свойственная ему активность. В ответе прослеживается скрытая агрессия против женщин.

Таблица VII теста Роршаха, перевернутая на 180'. Больной шизофренией с острым чувственным бредом увидел три предмета: ранету, кресло, кушетку. Он сам изобразил их в той последовательности, в какой, с его точки зрения, они располагаются друг за другом. Что в этом толковании странного? Объемность восприятия плоского изображения, несопоставимость предметов. И, наконец, если «ракету» и «кресло» можно увидеть в пятне, то от «кушетки» видны только «ножки» (все остальное заслонено другими «предметами»). Больной достраивает их до «целой кушетки» — типичный пример так называемого конфабуляторного ответа.

Каждая таблица теста Роршвха не простая клякса, а серьезная научная разработка, потребовавшая от автора многих лет упорного труда. Эти кляксы к тесту Роршаха никакого отношения не имеют, наш художник просто разлил тушь. Многие, наверное, любят следить за облаками, разглядывать морозный узор на стекле, выискивая фигуры, образы, сотворенные природой. И мы предлагаем вам посоревноваться в фантазии. Что вы видите в этих кляксах? Можно что-то дорисовать, соединить линиями элементы. Главное условие; лякса должна участвовать в изображении. Ждем ваших ответов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Белый Б. И. - Тест Роршаха. Практика и теория
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Роршаха тест; rorschach test
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.
  • Белопольский В.И.- Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. - Тест жизнестойкости
  • Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. - Проективная психология
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Крылов А.А., Коростелева Л.А. Психологические проблемы самореализации личности.
  • Редактор. Почему в сказке лепят человечков из теста?
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Тест MMPI. Общие сведения.
  • Дунина Ольга. Тестопластика 'Опасные забавы'
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  • Братченко С., Миронова М. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • 7 таблиц из которых были получены имена 49 божественных ангелов
  • Роршах Герман. Психодиагностика.
  • Шапарь В. Б., Шапарь О. В. - Практическая психология. Проективные методики.
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 6 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др.
  • Методика многостороннего исследования личности. Проблемы адаптации теста.
  • Собчик Л. Н. - МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство
  • Назмеева Эльвина Равилевна. Проект для детей второй младшей группы «Сладкая профессия»
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Лазуткина Наталья. Поделки из Теста
  • Драгунский В. В. - Цветовой личностный тест
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Графический тест личности
  • Сысенко Татьяна Инокентьевна. Поделки из соленого теста «Символ года» и «Цветущая ваза»
  • Обнаружен способ побороть старческую забывчивость
  • Собчик Л. Н. - Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • Валентина Репина. Мастер - класс по лепке из соленого теста 'От зерннышка до каравая'
  • Собчик Л. Н. - Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Процедура стандартизации.
  • Редактор. Поделки к 23 февраля: картина из соленого теста 'Морской караван'
  • Васильева Анна Владимировна. Мы лепили, мы катали, в печке русской выпекали — изделия из соленого теста
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь