Роршах Герман. Психодиагностика.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 16634

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Далеко не все ответы наших испытуемых являются истолкованиями в подобном смысле. Большинство больных с органическими поражениями (сенильная деменция [старческое слабоумие], прогрессивный паралич) и эпилепсией, множество больных шизофренией и большинство маниа
Экфорировать — от греч. ekphorie, обозначающего мнестический процесс, воспоминание (Прим. перев.).
Ойген Блейлер (1857—1940) — профессор психиатрии Цюрихского университета (1898—1927) и директор знаменитой клиники «Бургхельцли», которой он стал руководить после своего учителя Августа Фореля. Вместе с заведующим одним из отделений клиники К. Г. Юнгом Блейлер был первым представителем академической науки, ставшим приверженцем и защитником фрейдовского психоанализа. Вместе с Фрейдом Блейлер издавал первое психоаналитическое периодическое издание — Jahrbuch fiir psychoanalytische und psychologische Forschungen (Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований) (Прим. перев.). Engramm (греч.) — надпись, в психологии под энграммой подразумеваются следы в памяти от сохраняющихся впечатлений («дремлющие» образы памяти) (Прим. перев.).
22
Метод
кальных больных, почти все слабоумные и огромное количество людей, обладающих вполне нормальным рассудком, даже не догадываются о том, что с их стороны осуществляется такая психическая активность, заключающаяся в сравнении образов. Вместо того чтобы истолковывать случайные образы, они действительно их видят. Эти испытуемые могут даже поразиться тому, что другие люди видят на таблицах не то же самое, что и они. Это легко понять, так как в случае этих испытуемых и речи не может быть о каком-либо истолковании, ведь они здесь воспринимают реальный объект. Они столь же мало догадываются об усилиях, затрачиваемых ими на ассоциативное сравнение, как это бывает, когда, например, нормальный человек мгновенно узнает знакомого ему человека или, не задумываясь, определяет, что перед ним находится дерево. Наверное, стоит допустить, что существует определенный порог, перейдя который восприятие, неосознаваемая психическая активность, затрачиваемая на сравнение, превращается в истолкование, в понимание того, что на это сравнение нами затрачиваются усилия. У слабоумных больных (в том числе страдающих старческим слабоумием) и маниакальных больных этот порог располагается очень высоко.
Там, где этот порог находится очень низко, мы увидим противоположное: даже самое простое, наиболее повседневное восприятие интрапсихи- чески будет восприниматься как огромное усилие, затрачиваемое на сравнение. Такое встречается у педантичных людей, которые в процессе восприятия пытаются добиться наибольшего соответствия между комплексом получаемых в данный момент ощущений и существующими у них эн- граммами. Еще ярче это обнаруживается у некоторых депрессивных больных, для которых психические усилия, затрачиваемые на сравнение, становятся настолько обременительными, что они вообще ни к чему не могут прийти, и все, воспринимаемое ими, кажется им «изменившимся», «чуждым». В нашем эксперименте педанты и депрессивные больные пытаются выискать на предъявляемых им тестовых таблицах такие детали, которые выступают с наибольшей реалистичностью и ясностью, хотя и в этом случае подобные испытуемые довольно часто говорят: «Я совершенно точно знаю, что я просто истолковываю то, что вижу, а на самом деле здесь нечто другое».
Нормальные испытуемые чаще всего будут спонтанно утверждать, что они «истолковывают» образы, которые видят на таблицах.
23
Г. Роршах. Психодиагностика
А те из испытуемых, кто отличается врожденной или приобретенной интеллектуальной неполноценностью, наоборот, будут склонны «узнавать» знакомые им образы. Данный факт указывает на то, что различия между истолкованием и восприятием связаны с ассоциативным (интеллектуальным) аспектом. То, что ответы людей, находящихся в веселом расположении духа, скорее будут носить характер истинного восприятия, а у больных, находящихся в депрессивном состоянии, — характер истолкования, говорит также о том, что обнаруживаемые здесь различия не определяются исключительно ассоциативными процессами, а на границе между восприятием и истолкованием включаются в работу аффективные факторы.
Таким образом, можно сделать вывод, что различия между восприятием и истолкованием являются по своей природе индивидуальными и количественными, а вовсе не принципиальными и не универсальными. Из этого следует, что истолкование может являться лишь особым случаем процесса восприятия. Потому не стоит сомневаться в том, что наш эксперимент по истолкованию форм имеет право называться тестом восприятия.
О значении фантазии для истолкования образов см. с. 132—135.
II. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Подходы к анализу ответов испытуемых
При анализе полученных от испытуемых данных содержание ответов берется во внимание в самую последнюю очередь. Намного важнее стремление экспериментатора разобраться в функционировании у испытуемых процессов восприятия и мышления. Нас в первую очередь интересует формальная сторона дела.
Протокол эксперимента исследуется на наличие в нем следующих моментов:
1. Сколь велико число полученных ответов? Какова продолжительность реакции? Как часто испытуемый оказывается неспособным дать ответ на какие-либо таблицы?
2. Определяется ли полученный ответ только формой случайно увиденного им образа, или же повлияли еще и кинестетические ощущения, а может быть, и цвет объекта?
3. Была ли таблица увидена и истолкована целиком, или же испытуемый обратил внимание только на какие-либо ее части; если это так, то на какие именно?
4. Что конкретно увидел испытуемый?
К вопросам, приведенным под пунктами 2, 3 и 4, добавляются дополнительные, о которых будет сказано чуть позднее.
Излагаемые в книге гипотезы опираются на экспериментальные исследования, проведенные при помощи нашей серии тестовых таблиц. Предварительно мы опишем выборку, на которой проводилось исследование:
25
Г. Роршах. Психодиагностика
Мужчины Женщины Всего
Здоровые образованные люди 35 20 55 Здоровые люди с низким уровнем
образования 20 42 62
Больные психопатией 12 8 20
Больные алкоголизмом 8 — 8 Больные с диагнозом «дебильность»
и «имбецильность» 10 2 12
Больные шизофренией 105 83 188 Больные маниакально-депрессивным
психозом 4 10 14
Больные эпилепсией 17 3 20
Парализованные больные 7 18
Больные старческим слабоумием 7 3 10 Больные с атеросклеротической
(сосудистой) деменцией 3 2 5 Больные с корсаковским синдромом
и сходными состояниями 3 — 3
Итого 231 174 405



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Притча «Вопросы и ответы»
  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Кананович И.В. Арбитражный процесс: Вопросы и ответы
  • Аффективное расстройство, психоз; affective disorder, psychosis
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Финансовое право. Вопросы и ответы
  • Иллюзия; illusion
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на переживании: диалогово-феноменологическая модель психологической помощи
  • Великанова С.Н. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Танков В.А. Основы аудита. Вопросы и ответы
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Михлин А.С, Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.
  • Кузнецова Т.С. ГИА 2012. География. Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2018. Русский язык. 36 вариантов заданий + 300 заданий части 2.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Михлина А.С. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная. Вопросы и ответы. Под редакцией
  • Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ 2018. История. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов
  • неизвестно ЕГЭ 2019. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 36 вариантов заданий.
  • Притча «Переживания и выпивка»
  • Настроение; mood
  • Симонова Арина Игоревна. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Под ред. Ященко И.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. Единый Государственный Экзамен. 2007. Тренировочные типовые задания с ответами
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 1)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь