Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57013
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Приведем известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия нормативного стресса в семье от стресса уровня катастрофы (Ф. Коуэн и М. Шульц, 1996).
Таблица 1 Различия нормативного и экстремального стресса Параметры Нормативный стресс Экстремальный стресс Время для подготовки Какое-то Мало — нет Предвидение Большое Нет Прежний опыт Некоторый Нет II Окончание табл. 1 Параметры Нормативный стресс Экстремальный стресс Помощники Много Мало — нет Чувство контроля Среднее — высокое Низкое — нет Беспомощность Небольшая — нет Средняя — высокая Потеря Некоторая Большая Степень опасности Нет Высокая Эмоциональные нарушения Некоторые Много Проблемы со здоровьем Некоторые Много Существуют три группы признаков семейного стресса. 1. Физические симптомы (они практически одинаковы при лю -бом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью): биохимические реакции, сердечно-сосудистые симптомы, болезни «стресса» — такие как язва, астма, гипертония, боли в спине. Однако некоторые современные авторы считают связь стресса с болезнями если не мифической, то слишком непостоянной, чтобы ее учитывать (Д. Брайт и Ф. Джонс, 2003). 2. Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспо -собности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов). 3. Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев — враждебность, усталость — апатия — скука, бессонница и др.). Дезадаптационные процессы и явления в социальной сфере и сфере здоровья возникают при длительном несовладании человека с семейным стрессом. Среди них: девиантное поведение родителей и детей, в том числе домашнее насилие; подростковая беременность; преждевременный уход детей из школы ( « бросание школы » ); дли -тельные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству. Чаще всего в фокусе внимания политиков, чиновников, социальных работников и даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения. 12 Нормативные ежедневные стрессы, переживаемые нормальной семьей, в целом совладеющей с трудностями своей жизни, игнорируются. Тем не менее в таких семьях нередко существуют серьезные медицинские, психологические и социальные трудности, требующие помощи в преодолении. Обстоятельства жизни могут требовать выработки новых копинг-стратегий, отсутствующих в «репертуаре» этих семей. Лонгитюдное исследование Ф. Коуэна (P. F. Cowan, 1991) стрессов и совладания с ними у родителей детей-первенцев в течение первых двух лет после рождения детей показало, что они испытывали гораздо больше конфликтов и были менее удовлетворены браком, чем бездетные супруги. Групповая психотерапия (один раз в неделю) в течение 3 месяцев до и 3 месяцев после рождения ребенка помогла укрепить супружеские отношения и гармонизировать атмосферу в семье на сложном этапе триангуляции (появления «третьего» —ребенка). Супруги научились новым копинг-навыкам, отсутствовавшим у них ранее. Трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность. Существует особое качество семьи, так называемое resilience (H. I. McCubbin, 1987), которое позволяет ей формировать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса. Термин переводится по-разному: эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Концепция устойчивости (resilience) имеет недавнюю, но богатую историю, связанную слон-гитюдным исследованием стрессоустойчивости детей (Е. Е. Werner, Z. D. Smith, 1982). Очевидно, она займет значимое место в системе наук о семье, так как исследования указали на важность семьи в ее формировании. Не все члены семьи одинаково уязвимы к стрессу, не все умеют быстро восстанавливать душевные и физические силы, «выздоравливать» после неудачи, травмы, удерживаться на поверхности, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие позитивные качества. Некоторые семьи становятся жертвами ситуации и изменяются в сторону дисфункционального состояния, никогда не «выздоравливают», не оправляются от стресса (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996). Совладающее со стрессом поведение в семье Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения — особого социально -го поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Совладающее с трудностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в семье как целом и у членов семьи (Т. Л. Крюкова, 2003; Д. Фонтана, 1995; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) спосо -бами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю (Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, 2003. С. 16). При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003). Другими словами, совладание, или копинг, — это то, как человек выдерживает, терпит, привыкает, избегает и / или разрешает стрессовую, то есть напряженную ситуацию. Исследователи установили, что адаптивные возможности копинг-поведения увеличиваются под действием более сильных стрессоров. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей и семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания. 14 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|