Кожев Д. A. Введение в чтение Гегеля. Идея смерти в философии Гегеля

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 7234

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Гегель сам об этом пишет, возвращаясь к идее, с которой мы имели возможность ознакомиться, анализируя процитированный выше отрывок. Он говорит буквально следующее (р. 21, l.3 - 8): "Истинное есть Целое. Ведь целое есть не что иное, как сущность (Wesen), которая завершается-или-совершается в процессе своего развития. По поводу Абсолюта необходимо сказать, что он в сущности есть результат, что только в финале он становится тем, чем он является на самом деле. Именно в этом состоит его естественное свойство быть объективно-реальной-сущностью (Wirkliches), субъектом либо актом самостановления (Sichselbstwerden)".

Истинное или Бытие-раскрытое-в-дискурсе есть Тотальность, то есть та совокупность творческого или диалектического движения, которая созидает Дискурс в лоне Бытия. Абсолют или тотальность реального - это не только Субстанция, но и Субъект, полностью раскрывающий реальность, однако он становится таковым лишь в финале своего диалектического (= исторического) становления, завершающегося его собственным раскрытием. То, что речь здесь идет о раскрывающем становлении, означает, что Тотальность включает в себя человеческую реальность, которая не является чем-то навеки данным и самому себе идентичным, но представляет собой прогрессирующий темпоральный акт само-создания.
Это само-созидание Человека совершается в отрицании данного (природного или человеческого). Таким образом, человеческая реальность, или Я, - это не природная, или "непосредственная", реальность, но реальность диалектическая, или "опосредованная". Понимать Абсолют как Субъект (для Гегеля это очень важно) - это значит понимать, что он включает в себя Негативность и реализует себя не только в качестве Природы, но также в качестве Я, или Человека, то есть в качестве творческого или исторического становления.

Вот что пишет об этом сам Гегель (после примечания) в отрывке, следующем сразу за пассажем, процитированным нами выше (p. 21, l. 27 - 31): "Опосредование есть не что иное, как равенство-с-самим-собой (Sichselbstgleichheit), (диалектически) устраняющее само себя; оно (также) есть рефлексия на себя самого, конститутивный-элемент (Moment) существующего-для-себя Я, чистая Негативность или, когда (оно) сведено до своей чистой абстракции, - целое-или-простое становление".

И (после очередного Примечания) Гегель продолжает (p. 22, l.10 - 11): "Все вышесказанное можно выразить и иначе, сказав, что Разум (Vernunft) есть телеологическое Действие (zweckma ssiges Tun)".

Утверждать, что Абсолют - это не только Субстанция, но еще и Субъект, - значит сказать, что Тотальность, помимо Идентичности, содержит в себе и Негативность. Это означает также, что Бытие реализует себя не только в качестве Бытия Природы, но и в качестве Человека. Это, наконец, означает, что Человек, существенно отличающийся от Природы лишь в той мере, в какой он есть Разум (Logos) или связный, осмысленный, раскрывающий Бытие Дискурс, сам представляет собой не наличное-Бытие, а творческое (= отрицающее Данность) Действие. Человек - это диалектическое или историческое (= свободное) движение, раскрывающее Бытие в Дискурсе только за счет того, что он живет в соответствии с будущим, представляющимся ему в виде некоего проекта или "цели" (Zwek), которую необходимо реализовать в действии по отрицанию данного, а также потому, что он сам реально существует как Человек только в той мере, в какой он в этом действии создает себя в качестве продукта труда (Werk).

Все характерные особенности гегелевской ("диалектической") философии "проистекают" именно из факта введения в онтологию фундаментальной категории Негативности, или Действия (Tat или Tun, которое представляет собой "подлинное бытие Человека").

Отсюда, между прочим, следует и то уже известное нам положение, которое сам Гегель формулирует следующим образом (p.23, l. 21 - 24): "Среди различных следствий, проистекающих из вышесказанного, можно обнаружить и то, что знание является объективно-реальным и может быть каким-либо образом выражено только в форме Науки или Системы".

"Наука" или "Система" означают у Гегеля адекватное и, соответственно, цикличное описание законченной и замкнутой тотальности диалектического движения реального. И в самом деле, с момента введения Негативности или творческого Действия в наличное-Бытие, на абсолютную, то есть тотальную или окончательную истину можно претендовать лишь допуская, что творческий диалектический процесс уже завершился. Таким образом, описание завершенного диалектического процесса, то есть процесса, который приходит к понятию, отрицание которого уже не будет созданием нового понятия, на самом деле может быть лишь цикличным.

И, наконец, завершая пассаж (pp. 19-24), в котором он кратко излагает основные черты своей Системы, Гегель пишет, что все сказанное им выше по поводу диалектичности Бытия можно выразить и иначе, сказав, что Абсолют есть Дух (Geist).

Он выражает эту мысль следующим образом (p. 24, l. 6-14, 26-29): "(Тот факт), что Истинное представляет собой нечто объективно-реальное лишь в форме Системы и что Субстанция в сущности есть Субъект, находит свое выражение в представлении (Vorstellung), которое раскрывает (ausspricht) Абсолют как Дух, то есть как самое высокое понятие, и которое является достоянием Нового Времени и его религии (христианства). Только духовное (das Geistige) является объективно-реальным (das Wirkliche): оно есть (с одной стороны) сущностная-реальность или сущность-существующая-в-себе (Ansichseiende), (с другой стороны, оно представляет собой) сущность, которая относится (к себе и к другим) (das sich Verhaltende) и специфически-определенную-сущность (das Bestimmte), инобытие (Anderssein) и бытие-для-себя (Fu rsichsein), и (она, наконец, является) сущностью, которая остается в себе самой (in sich selbst Bleibende) в этой специфической определенности и в своем бытии-вне-себя (Aussersichsein); то есть она есть в... и для-себя (an und fu r sich)... Дух, который знает-или-познает себя развивающимся в качестве Духа, есть Наука. Она есть объективная-реальность Духа и его царство, которое он создает в своей собственной стихии".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рассел Б. Мое философское развитие. Аналитическая философия. Избранные тексты.
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Сосланд А. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Георгий Почепцов. Новое в теории журналистики: Ален де Боттон о роли новостей в современном мире
  • Доброхотов А.Л. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Труфанов С. ГРАММАТИКА РАЗУМА ИЛИ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ В ДОСТУПНОМ ИЗЛОЖЕНИИ
  • Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля.
  • Метод сосредоточения
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Наталья Москалева. Когда неудовлетворенность в отношениях оказывается сексуальной зависимостью
  • В. Джурас. Павликанство и Тондракитство. К истории двух ересей
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Андрей (Н.Новгород). Метод активизации скрижалей
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Конструктивное
  • Притча «Болезнь философии»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Жукова Татьяна Николаевна. «Эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителей в условиях реализации проектного метода»
  • Редуктивное; Reductive; Reduktive
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Притча «Ценность истории»
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • С. Мюллер. Разблокируй свой ум: стань гением! Состояние сверхобучаемости
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Имаго; Imago
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Гегель Г. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
  • Кое-что об отношениях людей
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь