|
Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12620
Автор: Руа Даниэль
Название: Введение в чтение семинара V Жака Лакана. Формат: HTML Язык: Русский Отец за работой. Но у Лакана есть высказывание, несколько умеряющее власть отцовского имени, где он замечает: «Необходимо не только обладать Именем Отца, но еще и уметь с ним обращаться» {Lacan, 1998, р. 156). Отец - не просто мэтр и властитель над другими означающими. Теперь он приобретает также ценность благодаря функциям собственного использования. Итак, посмотрим на отца за работой. Что же мы видим? Прежде всего, бросается в глаза отцовская несостоятельность, и Лакан специально рассматривает эту тему на с.167-168. Катастрофа! Хотелось бы, чтобы он был нормативным в Эдиповом смысле, а ему едва удается быть нормальным. Судя по всему, по поводу отца мы пребываем в заблуждении. Но отец, о котором, в целом, идет здесь речь, - это отец-означающее, то есть Имя Отца. Именно оно и работает. Суть его работы - «метафора», «замещение». К этому и сводит Лакан вмешательство отца в Эдиповом комплексе, отмечая замену Желания Матери Именем Отца. Подобным образом Лакан резюмирует утверждение Фрейда о том, что отец накладывает на мать запрет. «Я утверждаю, что все вопросы, связанные со свойственными Эдипову комплексу тупиками, могут быть разрешены, если рассматривать вмешательство отца как замену одного означающего на другое означающее» (id. p. 176). Таким образом, в мире означающих Имя Отца, пришедшее на смену Желания Матери и приказавшее ему оставаться в тени, как раз и будет совершать подобную работу: репрезентировать субъекта и его желание. Но как это понимать? Лакан объясняет: «Именно в этой конституированной предварительной символизацией области между ребенком и матерью и произойдет замещение отцом как означающим материнского места» (id., р. 180). Чтобы это понять, нужно представить себе, вместе с Лаканом, два состояния символизации: 1) так называемая «предварительная символизация», которая обращена к матери и заставляет ребенка перейти от витальной зависимости к зависимости от Материнского Желания посредством свойственных матери качеств «присутствия» и «отсутствия». Это уже закон, но закон прихоти: данный процесс, конечно, вызывает к существованию нечто, находящееся по ту сторону матери, но еще, безусловно, подчиненное ее собственному закону прихоти, которому ребенок хочет уподобить свое существование; ребенок D мать D фаллос 2) символическое и его закон, то есть то, что зависит не от биения жизни, но от именования, «батареи» означающих, знаком чего является. «Имя Отца», эмблема самого состояния означенности, эмблема Другой Вещи. Существование символического, воплощенного Именем Отца как означающим, создает в означаемом абсолютное значение, называемое «кастрацией». Термин «абсолютное значение» подразумевает отсутствие референта, отсутствие самой вещи. Есть только отношение «означающее / означаемое», гарантируемое разве лишь самим высказыванием и ничем другим. Это и есть Фаллос. Такова операция, совершаемая и передаваемая Именем Отца, и которую отец, собственно, либо делает действенной, либо нет (неважно, будет ли при этом сам отец присутствующим, отсутствующим, несостоятельным, нормальным или ненормальным). Прежде всего, необходимо понять, что замена, о которой говорилось выше, есть замена закона прихоти на закон символический. Благодаря этому речь уже больше не идет о том же самом фаллосе, в зависимости от того, находится ли он теперь вне матери или передается отцом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|