Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156476

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 38. Соматоформные и диссоциативные (конверсионные) расстройства


38.1. Классификация и диагностика
Винфрид Риф

1. Психосоматика, соматизация, соматоформные расстройства: исторический аспект и определение понятий

Представления о связи между психическими процессами и соматическими нарушениями восходят к древним медицинским трактатам. Так, предполагалось, что неудовлетворенное желание женщины иметь ребенка приводит к движениям матки, которые связаны с болями в нижней части живота. Эта картина болезни была названа истерией. И наоборот, ипохондрия считалась органическим заболеванием, имевшим место в подреберной области («hypochondrium»). Заслуга французского врача Поля Брике (Paul Briquet, 1859) заключалась в том, что он в середине прошлого века подчеркнул необходимость дескриптивного подхода к картинам болезни, включающего научное исследование, и выступил против разработки комплексных теорий на основе недостаточных наблюдений.
В Новое время учение о связи соматических заболеваний и психических процессов назвали психосоматикой. Со временем это понятие все больше расширялось, и психосоматические аспекты рассматривались как более или менее релевантные для всех картин болезней («психосоматика как картина мира»). Существовало и направление, противоположное такому широкому пониманию психосоматики, — многие авторы пытались подвести под понятие психосоматики только специфические заболевания. Такие картины болезни также назывались «психофизиологическими расстройствами» (например, бронхиальная астма, эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и др.). Однако и такое определение, использованное, например, в DSM-II, не сделало «психосоматику» единым понятием. Спектр возможных причин возникновения психофизиологических расстройств весьма широк, начиная от органически-биологических до преимущественно психических. Параллельно теоретическому осмыслению этой проблемы возникло свое понятие психосоматики и в клинической практике, которое охватывало прежде всего соматические нарушения без однозначного органического субстрата. Под такое определение попадали и картины болезни, исторически обозначавшиеся понятием «истерия». Не в последнюю очередь из-за этой нечеткости понятий стала необходимой более точная, дескриптивная диагностика и дефиниция.
Как утверждает Кельнер (Kellner, 1994), и сегодня под психосоматическими расстройствами понимают прежде всего соматические заболевания, в этиологии которых, по крайней мере у части пациентов, существенную роль играют психологические процессы. Эти «классические» психосоматические заболевания согласно новым классификационным критериям прежде всего диагностируются как органические болезни. Если психологическим процессам придается существенное значение в возникновении и поддержании этих болезней, то в качестве дополнительного психического диагноза в МКБ-10 применяется код F54 (психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках) или в DSM-IV — код 316 (специфические психические факторы, влияющие на соматическое заболевание).
Соматические симптомы, которые нельзя в достаточной степени объяснить органическими заболеваниями и которые не являются вторичными последствиями другой уже описанной психической симптоматики (например, депрессий или панических расстройств), с 1980 года, т. е. с момента введения американской классификационной системы DSM-III, называются «соматоформными расстройствами». В медицине еще употребляют понятие «функциональные соматические нарушения», однако существуют и другие понятия (Rief & Hiller, 1992). С понятием «соматизация», как правило, связано представление о том, что перегрузки, связанные с психосоциальными и эмоциональными проблемами, проявляются в первую очередь в виде соматических симптомов. Хотя пациент обычно акцентирует свое внимание лишь на нескольких симптомах, в анамнезе часто обнаруживаются другие многочисленные соматические нарушения.
Несмотря на эту попытку отграничить психосоматические нарушения как соматические заболевания со значимыми психическими факторами влияния от соматоформных расстройств, между этими расстройствами лежит большая область пересечения. Для обеих групп расстройств следует предположить наличие как психических, так и соматических процессов, поддерживающих процесс болезни. Существует также множество таких картин расстройств, которые сложно причислить к одной из этих двух групп. В особенности это справедливо для таких заболеваний, как функциональная диспепсия (жалобы на неотчетливые боли в желудке), слизистый колит (жалобы на неотчетливые боли в кишечнике, часто с рвотой или запорами), синдром хронической усталости или многочисленные болевые синдромы (например, фибромиалгия).

2. Классификация

2.1. Классификация по DSM-IV

Под соматоформными расстройствами в первую очередь понимаются картины болезни, для которых характерны соматические нарушения без однозначной на то органической причины или при которых тревога за физическое здоровье является болезненной. В DSM-IV (American Psychiatric Association, 1996) различают семь подгрупп таких расстройств (табл. 38.1.1).

Таблица 38.1.1. Соматоформные расстройства по DSM-IV (c кодировками по МКБ-9-СМ и МКБ-10)
- Соматизированное расстройство (300.81; F45.0)
- Недифференцированное соматоформное расстройство (300.81; F45.1)
- Конверсионное расстройство (300.11; F44.xx)
- Соматоформное болевое расстройство (307.хх; F45.4)
- Ипохондрия (300.7; F 45.2)
- Дисморфофобическое расстройство (300.7; F45.2)
- Соматоформное расстройство неуточненное (300.81; F45.9)

Наиболее часто встречающейся группой соматоформных расстройств, прежде всего в сфере медицины, являются множественные соматические нарушения без органической причины. Самая тяжелая форма этих расстройств — это соматизированное расстройство. Критерии согласно DSM-IV приведены в табл. 38.1.2. В то время как DSM-III и DSM-III-R требовали минимальное число симптомов из общего их перечня, согласно классификационной системе DSM-IV необходимо учитывать и различные системы органов / сферы нарушений. Хотя в DSM-IV приводятся примеры симптомов для конкретных сфер нарушений, все-таки подчеркивается, что необходимо учитывать и общий культуральный фон, а поэтому в перечнях симптомов возможны некоторые вариации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
  • Лепилина Светлана Николаевна. Родители и детский сад
  • Куликова Анастасия Вадимовна. Статья «Стоит ли разрешать ребенку смотреть мультфильмы?»
  • Притча «Путешествие - рай для дураков»
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Галина Ивановна Ткач. Инструктажи для бесед с детьми
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Притча «Хафиз Ширази»
  • Притча «Самое подходящее время»
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология киберметрономной самокоррекции пищевого поведения
  • Григорий Чаусовский. Арома-технотронная психотерапия аутокоррекции пищевого поведения
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кузьмина Наталья Васильевна. Конспект занятия по речевому развитию с применением приема мнемотехники «Волшебные колечки». Тема: «Как скворец дом искал».
  • Шаршун Виолетта Павловна. Как сделать веселые бутерброды
  • Татьяна Шереметьева. Правила столового этикета 'В гостях у чайной ложки'
  • Виноградова Елена Александровна. Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста «Научим Катю сервировать стол»
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Притча «Любовь выше поста»
  • Притча «Притча о духовной пище»
  • Лебедева Ксения. Конспект НОД по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «За обедом» в группе раннего возраста (2-3 года)
  • Трушина Ольга Николаевна. Фруктовые загадки
  • Конфронтация; confrontation
  • Черевко Валентина. Статья «Дорога к обеду ложка или…..»
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Главный Редактор. День Святого Валентина Сценарий Ужина
  • Яворская Л.М., Шульга Н.И. Трудовое обучение. 6 класс. Обслуживающий труд
  • Кривицкая Татьяна Леонидовна. Обучение столовому этикету для дошкольников
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Психология запахов
  • Притча «Токусан и старуха»
  • Психологические советы родителям выпускников по психологической подготовке учащихся к выпускным экзаменам
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование мнемотехники, как эффективного приема коррекционно – развивающей работы.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Притча «Священная пища»
  • Перепечина Марина Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Психологический портрет женоубийцы
  • Хирш М. Булимия
  • Балабанова Е.А. Страх сумасшествия в клинике тревожно-фобических расстройств
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Притча «Огонь и холодная вода»
  • Юноши боятся женщин с богатым сексуальным опытом
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Притча «Пища»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь