Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61475

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вожделения и привязанности), а не просто их нейтрализации или подавления, как это делается в других школах буддийской практики. Меди- таторы непосредственно воздействуют на ментальные загрязнения таким образом, что это в конце концов позволяет освободиться от их мертвой хватки. У тех, кому
удалось таким способом освободиться от загрязнений, заключил Далай-Лама, «бывают моменты, когда самой эффективной процедурой, самым результативным средством воздействия на других становится демонстрация гнева — посредством слов и поступков» — но сам человек не испытывает никакого гнева в момент его внешнего проявления*.
Ценность праведного возмущения
Оуэн подался вперед, чтобы вступить в полемику. «Ваше Святейшество очень осторожно высказался о возможности существования гнева, порожденного состраданием, гнева, не являющегося загрязняющим. Мне кажется, что здесь, возможно, буддийская точка зрения на эти проблемы расходится с западной. По-моему, здесь можно увидеть связь со взглядами Пола на позитивные эмоции. Я считаю, что мы ценим праведное негодование или праведное возмущение не только потому, что оно может оказаться полезным на практике. К примеру, мы испытываем глубокое чувство возмущения по отношению к Гитлеру, Сталину или Милошевичу — выбирайте, кто вам больше нравится, а вернее, не нравится. Есть ли тут какая-нибудь разница?»
«Концепция праведного возмущения несправедливостями определенно существует, — ответил Далай-
* Что касается добродетельного гнева, то один буддийский канон, написанный Шантидевой, — «Свод правил для апологетов пути бодхисатвы», поощряет практиков прагматически использовать энергию гнева для достижения духовных целей и развивать в себе неприязнь к собственным ментальным загрязнениям и эгоцентризму, которую можно назвать добродетельным гневом. Аналогичным образом Шантидева призывает практиков развивать в себе бесстрашие и уверенность в своей способности достичь просветления, вместо того чтобы поддаваться загрязняющему самомнению — то есть надменному ощущению своего мнимого превосходства. Кроме того, учение ваджраяны рекомендует превращать привязанности в блаженство, гнев — в ясность ума, заблуждения — в неконцептуальную мудрость, используя для этого способы, подобные умственной алхимии. См.: Лама Тхубтен Йеше. Предисловие к Тантре: видение цельности (Lama Thubten Yeshe, Introduction to Tantra: A Vision of Totality. Boston: Wisdom, 1987).
Лама, — но в буддизме она присутствует в ваджраяне, которая не является основным направлением буддийской философии. К примеру, в ваджраяне мысль о том, что символическое значение яростного божества заключается в том, чтобы выказывать ярость или негодование по отношению к той или иной форме зла.
В примере, который привел Маттье, — продолжил он, — когда гнев направлен на человека, идущего к обрыву, имеют место две вещи. Первая — это сострадание к человеку, который подходит к обрыву, и вторая — гнев как реакция на глупое поведение этого человека. Обе эмоции рождаются почти одновременно.
В медитативном культивировании терпимости и снисходительности можно столкнуться с человеком, который совершает ужасные поступки. Когда вы воспитаете в себе терпимость к этому человеку, то не будете испытывать к нему гнева, враждебности или агрессии; скорее всего, он будет вызывать у вас только сострадание. Но при этом у вас определенно будет присутствовать желание остановить, дать отпор и положить конец такому достойному сожаления поведению. Сильное желание остановить этого человека и отсутствие гнева по отношению к нему — поступки, абсолютно не противоречащие друг другу. Можно быть терпимым к человеку, но нетерпимым к ужасному поведению, и оба эти чувства необходимо культивировать совместно, чтобы терпимость не соединилась с безразличием».
Мнение о том, что люди способны трансформировать гнев в сострадание и терпимость, понравилось Полу Эк- ману, который давно задумывался о том, как облегчить такого рода превращение. «Мне кажется, это исключительно интересная идея, — сказал Пол Далай-Ламе. — Я прочитал об этом в одной из ваших книг и наткнулся на точно такую же идею в самой последней книге Ричарда Лазаруса, американского психолога, который не
был знаком с работой Вашего Святейшества*. Лазарус заметил, и, как мне кажется, верно, что добиться этого трудно, но все-таки возможно. Надеюсь, что мы еще поговорим подробнее о том, как этого могут добиться люди, не потратившие многих лет на медитативную практику. Думается, здесь должны быть какие-то промежуточные ступени.
Кстати, мне кажется, что мы смешиваем две разные темы, — добавил Пол. — Во-первых, можно отдельно говорить о том, что с помощью огромных усилий и концентрации люди способны войти в такое состояние, словно никогда не были подвержены гневу, — именно это Запад может почерпнуть из понимания теории и практики буддизма. Другую тему можно сформулировать так: бывают ли в обычной жизни моменты, такие как пример Маттье, когда нам следует согласиться с тем, что гнев не является вредным или деструктивным?»
«Мне кажется, мы сможем еще не раз вернуться к этим темам», — ответил Алан. Как оказалось, это было слишком мягко сказано. По сути дела, трансформация гнева стала одной из главных тем всей нашей встречи, и не только в теоретическом плане.
Дополнительный список загрязнений
Алану явно не терпелось ознакомить нас с расширенным списком деструктивных эмоций, приготовленным Джинпой. Он решил ускорить ход событий. «Мы получили истинное удовольствие, обсуждая шесть коренных ментальных загрязнений, и я думаю, что знакомство еще с двадцатью сопутствующими или производными ментальными загрязнениями принесет вам еще больше удовольствия. Так почему бы нам не перейти к ним как мож
* Лазарус Ричард. Эмоции и адаптация (Richard Lazarus, Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press, 1991).
но быстрее? Все они происходят от коренных загрязнений — вожделения или привязанности, гнева и неведения, которые в буддийской литературе именуются Тремя Ядами».
На экране появился новый список:
Двадцать сопутствующих ментальных загрязнений
Гнев
1. Ярость
2. Негодование
3. Озлобленность
4. Зависть/ревность
5. Жестокость Привязанности ь
6. Жадность
7. Завышенная самооценка
8. Возбуждение
9. Сокрытие собственных пороков
10. Тупость Неведение
11. Слепая вера
12. Духовная лень
13. Забывчивость
14. Отсутствие интроспективного внимания Неведение + привязанность
15. Претенциозность
16. Лживость
17. Бесстыдство



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь