|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60990
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке вожделения и привязанности), а не просто их нейтрализации или подавления, как это делается в других школах буддийской практики. Меди- таторы непосредственно воздействуют на ментальные загрязнения таким образом, что это в конце концов позволяет освободиться от их мертвой хватки. У тех, кому
удалось таким способом освободиться от загрязнений, заключил Далай-Лама, «бывают моменты, когда самой эффективной процедурой, самым результативным средством воздействия на других становится демонстрация гнева — посредством слов и поступков» — но сам человек не испытывает никакого гнева в момент его внешнего проявления*. Ценность праведного возмущения Оуэн подался вперед, чтобы вступить в полемику. «Ваше Святейшество очень осторожно высказался о возможности существования гнева, порожденного состраданием, гнева, не являющегося загрязняющим. Мне кажется, что здесь, возможно, буддийская точка зрения на эти проблемы расходится с западной. По-моему, здесь можно увидеть связь со взглядами Пола на позитивные эмоции. Я считаю, что мы ценим праведное негодование или праведное возмущение не только потому, что оно может оказаться полезным на практике. К примеру, мы испытываем глубокое чувство возмущения по отношению к Гитлеру, Сталину или Милошевичу — выбирайте, кто вам больше нравится, а вернее, не нравится. Есть ли тут какая-нибудь разница?» «Концепция праведного возмущения несправедливостями определенно существует, — ответил Далай- * Что касается добродетельного гнева, то один буддийский канон, написанный Шантидевой, — «Свод правил для апологетов пути бодхисатвы», поощряет практиков прагматически использовать энергию гнева для достижения духовных целей и развивать в себе неприязнь к собственным ментальным загрязнениям и эгоцентризму, которую можно назвать добродетельным гневом. Аналогичным образом Шантидева призывает практиков развивать в себе бесстрашие и уверенность в своей способности достичь просветления, вместо того чтобы поддаваться загрязняющему самомнению — то есть надменному ощущению своего мнимого превосходства. Кроме того, учение ваджраяны рекомендует превращать привязанности в блаженство, гнев — в ясность ума, заблуждения — в неконцептуальную мудрость, используя для этого способы, подобные умственной алхимии. См.: Лама Тхубтен Йеше. Предисловие к Тантре: видение цельности (Lama Thubten Yeshe, Introduction to Tantra: A Vision of Totality. Boston: Wisdom, 1987). Лама, — но в буддизме она присутствует в ваджраяне, которая не является основным направлением буддийской философии. К примеру, в ваджраяне мысль о том, что символическое значение яростного божества заключается в том, чтобы выказывать ярость или негодование по отношению к той или иной форме зла. В примере, который привел Маттье, — продолжил он, — когда гнев направлен на человека, идущего к обрыву, имеют место две вещи. Первая — это сострадание к человеку, который подходит к обрыву, и вторая — гнев как реакция на глупое поведение этого человека. Обе эмоции рождаются почти одновременно. В медитативном культивировании терпимости и снисходительности можно столкнуться с человеком, который совершает ужасные поступки. Когда вы воспитаете в себе терпимость к этому человеку, то не будете испытывать к нему гнева, враждебности или агрессии; скорее всего, он будет вызывать у вас только сострадание. Но при этом у вас определенно будет присутствовать желание остановить, дать отпор и положить конец такому достойному сожаления поведению. Сильное желание остановить этого человека и отсутствие гнева по отношению к нему — поступки, абсолютно не противоречащие друг другу. Можно быть терпимым к человеку, но нетерпимым к ужасному поведению, и оба эти чувства необходимо культивировать совместно, чтобы терпимость не соединилась с безразличием». Мнение о том, что люди способны трансформировать гнев в сострадание и терпимость, понравилось Полу Эк- ману, который давно задумывался о том, как облегчить такого рода превращение. «Мне кажется, это исключительно интересная идея, — сказал Пол Далай-Ламе. — Я прочитал об этом в одной из ваших книг и наткнулся на точно такую же идею в самой последней книге Ричарда Лазаруса, американского психолога, который не был знаком с работой Вашего Святейшества*. Лазарус заметил, и, как мне кажется, верно, что добиться этого трудно, но все-таки возможно. Надеюсь, что мы еще поговорим подробнее о том, как этого могут добиться люди, не потратившие многих лет на медитативную практику. Думается, здесь должны быть какие-то промежуточные ступени. Кстати, мне кажется, что мы смешиваем две разные темы, — добавил Пол. — Во-первых, можно отдельно говорить о том, что с помощью огромных усилий и концентрации люди способны войти в такое состояние, словно никогда не были подвержены гневу, — именно это Запад может почерпнуть из понимания теории и практики буддизма. Другую тему можно сформулировать так: бывают ли в обычной жизни моменты, такие как пример Маттье, когда нам следует согласиться с тем, что гнев не является вредным или деструктивным?» «Мне кажется, мы сможем еще не раз вернуться к этим темам», — ответил Алан. Как оказалось, это было слишком мягко сказано. По сути дела, трансформация гнева стала одной из главных тем всей нашей встречи, и не только в теоретическом плане. Дополнительный список загрязнений Алану явно не терпелось ознакомить нас с расширенным списком деструктивных эмоций, приготовленным Джинпой. Он решил ускорить ход событий. «Мы получили истинное удовольствие, обсуждая шесть коренных ментальных загрязнений, и я думаю, что знакомство еще с двадцатью сопутствующими или производными ментальными загрязнениями принесет вам еще больше удовольствия. Так почему бы нам не перейти к ним как мож * Лазарус Ричард. Эмоции и адаптация (Richard Lazarus, Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press, 1991). но быстрее? Все они происходят от коренных загрязнений — вожделения или привязанности, гнева и неведения, которые в буддийской литературе именуются Тремя Ядами». На экране появился новый список: Двадцать сопутствующих ментальных загрязнений Гнев 1. Ярость 2. Негодование 3. Озлобленность 4. Зависть/ревность 5. Жестокость Привязанности ь 6. Жадность 7. Завышенная самооценка 8. Возбуждение 9. Сокрытие собственных пороков 10. Тупость Неведение 11. Слепая вера 12. Духовная лень 13. Забывчивость 14. Отсутствие интроспективного внимания Неведение + привязанность 15. Претенциозность 16. Лживость 17. Бесстыдство Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|