Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31469

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Это, на первый взгляд незначительное, высказывание имеет для редактирования и методологическое значение. Речь идет о месте издания в общественной социальной жизни, с одной стороны. А с другой - об отношении редактора к формированию журнала: слова "будущее встречается с прошлым" прекрасно подчеркивают значимость периодики в развитии, прогрессе общества.
Важной чертой работы Короленко как редактора было внимательное отношение к произведениям молодых авторов. На поступающие к нему рукописи он давал полные обстоятельные разборы, подробно объясняя свои замечания. По свидетельствам современников Короленко в "Русском богатстве" всячески помогал молодежи, и можно было утверждать, что "в России никогда не было редактора, равного Короленко по глубине и широте внимания которое он отдавал обращавшимся к нему авторам" .
В конце XIX века в литературу и журналистику, как уже говорилось, приходят новые авторы из рабочей и крестьянской среды. Многие профессиональные литераторы считали, что нужно поощрять "писателей из народа" и публиковать их даже слабые вещи, подготовленные на невысоком уровне - в специальных разделах журналов и в сборниках.
Короленко категорически возражал против этого. Он внимательно анализировал рукописи, помогал их дорабатывать, но не позволял себе снисходительности в их оценке. Писатель постепенно вырабатывал те социально-педагогические подходы, которые необходимы редактору при работе с малоподготовленными авторами. Короленко считал, что произведения этих авторов не нуждаются в снисхождении, их оценивать нужно, исходя из требований к большой литературе, и публиковать только добротные, отвечающие этим требованиям произведения.
С 1888 года Короленко ведет систематические записи о работе с авторами. Его редакторские книги - ценный источник для современного редактора. Особенно это касается периода с 1900 по 1921 годы, когда записи Короленко становятся развернутыми, включают общие замечания и конкретные советы. По этим кни-гам Короленко следил за развитием творчества своих подопечных. Общее направление работы Короленко можно охарактеризовать его же словами: "Задача, которую вы мне задаете, - писал он Л.А. Парийскому, - едва ли исполнима: нельзя человеку указать, "что писать и как писать". Можно лишь указать ошибки и дать советы по поводу уже написанного" .
Советы Короленко были всегда конкретны, ориентированы на то, чтобы автор самостоятельно дорабатывал свое сочинение. Но в отдельных случаях Короленко сам переделывал произведение. Тут речь идет уже не редакторской правке, а о помощи маститого писателя начинающему автору - вопрос, который выходит за рамки нашего предмета.
Что же касается собственно редактирования, то Короленко склонялся к мне-нию, что редактор может действовать самостоятельно только в тех случаях, ко-гда дело касается "исправлений более или менее внешнего свойства" . В целом Короленко бережно относился к замыслу, особенностям построения произведения, индивидуальному стилю автора.
§3 Редакторский опыт А.П. Чехова
Важное значение для развития теории и практики редактирования имеет ли-тературный опыт А.П. Чехова.
Наследие Чехова не имеет отношения к профессиональной редакционно-издательской деятельности. Правда, в конце 80-х - начале 90-х годов Чехов ру-ководил беллетристическим отделом журнала "Русская мысль". Но специаль-ных исследований этой работы Чехова нет. Известно только, что писатель переделывал рассказы, которые присылали авторы, способствуя тем самым их публикации.
Тем не менее, эпистолярное наследие Чехова имеет богатый материал, позволяющий судить об основных требованиях писателя к произведениям литературы, о его отношении к труду редактора и к авторам.
Внимательно следил А.П. Чехов за литературной деятельностью своего брата Александра Павловича Чехова. В одном из писем А.П. Чехов пишет:"... Город будущего выйдет художественным произведением только при следующих условиях: 1) отсутствие придлинновенных словоизвержений политико-социально-экономического свойства; 2) объективность сплошная; 3) правдивость в описании действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и оригинальность; беги от шаблона; 6) сердечность" .
По сути, перед нами те же подходы, которые Чехов реализовывал в своих рассказах. Однако он не ограничивается общим подходом, раскрывая и собственную лабораторию творчества: "... В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина" .
В другом письме А.П. Чехов пытается объяснить, как следует выбирать персо-нажей художественного произведения: "Отставные капитаны с красными носа-ми, голодающие писатели, чахоточные женщины, честные молодые люди без единого пятнышка, возвышенные девицы, добродушные няньки - все это было уже описано и должно быть объезжаемо, как яма" . Это замечание, на первый взгляд частное, представляет интерес для теории редактирования с двух точек зрения. Во-первых, великий писатель говорит о том, каких героев не следует вводить в повествование. Он обозначает лиц, которые превратились из-за частого привлечения в произведения литературы в литературные штампы, предостерегая брата от того, чтобы он шел проторенной другими дорогой. Действительно, новизна, свежесть изображения являются важнейшими качествами художественной литературы. Следовательно, персонажи - основной компонент всякого произведения искусства - должны быть собственным авторским открытием для читателя. Во-вторых, - и это тоже важнейшее условие работы редактора над произведением художественной литературы, - Чехов не подсказывает автору, каких героев искать, не пытается натолкнуть его на определенные типажи. Он, как профессиональный писатель, прекрасно понимает, что герои произведения должны быть открытием самого автора, только в этом случае они будут отвечать первому требованию - станут открытием для читателя, запомнятся ему. В высказывании Чехова звучит еще одна, важная для редактирования, мысль: персонажи литературного произведения берутся из реальной сегодняшней жизни - тогда они будут отвечать критерию новизны.
Письма Чехова к авторам отличаются теплотой, показывают внимательное, вдумчивое отношение к произведениям. В них поражает скрупулезность анализа, внимание к фабуле, композиции, языку произведений.
Писатель обращает внимание на мелочи, которые, по его словам, снижают уро-вень произведения, умаляют его достоинства. Особенно тщателен он в анализе деталей, предлагая начинающему автору самостоятельно доработать сочинение и показывая, как важны эти "мелочи" в общем звучании художественного тек-ста. Он пишет: "... В "Калошах" много ошибочек вроде "дом № 49". В Москве нумерации в адресах не существует" (М.В. Киселевой) или "... Нельзя сказать "брызнул продолжительный дождь", ... не годится фраза "появилась долгая улыбка" (Н.А. Хлопову) . Обращаясь к авторам, Чехов деликатен, его замечания конкретны и ясны. Он стремится объяснить начинающему автору, как работать, чтобы двигаться вперед. "Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время, пока пишешь, иначе фразы никогда себе не выработаете .
На приглашение С.П. Дягилева стать редактором беллетристического отдела журнала "Мир искусств" Чехов отвечает отказом и в качестве одной из причин называет необходимость, по его мнению, единства руководства журнала: " Как картину пишет только один художник и речь говорит только один оратор, так и журнал редактируется только одним человеком" . Приведенное замечание существенно с точки зрения организации деятельности того или иного издания. За ним стоит требование целостности, единства издания, которое обеспечивается, конечно же, редактором. Не случайно Чехов повторяет в том же письме: "В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо, и должна чувствоваться одна воля" .
Выводы
XIX век оказался самым плодотворным по сравнению с предыдущим периодом развития отечественного книгоиздания с точки зрения становления редакти-рования как самостоятельной сферы деятельности.
Образно говоря, этот век подхватил и развил редакторские начала, проявившиеся в издательской практике ХVII-ХVIII веков, и стал временем формирования базы для дальнейшего развития редакторской деятельности ХХ века.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тит Коллиандер. УЗКИЙ ПУТЬ The Way of the Ascetics
  • Редактор. Поздравления - День воспитателя
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Генрих Тренкер
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • неизвестно Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Готовимся к Всероссийским проверочным работам.
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Козырев В.А., Черняк В.Д. Лексикография русского языка. Век нынешний и век минувший
  • А.В. Федоров. Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1977 года) - А.В. Федоров.
  • Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мациевский С.В. Информатика как решение задач ЕГЭ
  • Главный Редактор. Уход за кожей лица в домашних условиях
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Ладыгин М.Б. Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Главный Редактор. Филобутонистика - вид коллекционирования
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика
  • Ядгаров Я.С. История экономических учений
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Ида Крэддок
  • Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.
  • Ширенбек Х. Экономика предприятия
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Антонова К.И. Серебрякова Л.А. 140 балетных либретто. Составляли
  • Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. Отв. редактор
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть. Отв. редактор
  • Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века
  • Балмуш Олеся Олеговна. История формирования истоков Сибирского фольклора
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов
  • Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
  • Викторовский В.Г., Викторовская С.К. Немецкий язык. Устные темы для подготовки к экзамену. Для выпускников и абитуриентов
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год
  • Хуторской В.Я. История России IX-XX века. Пособие для подготовки к ЕГЭ
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь