|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54491
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке На занятиях, предшествующих домашнему заданию, полезно ре-
шить несколько задач и на их примере рассмотреть, какой ме- тод изложения использован при сообщении данного материала. Третье занятие (практическое — посещение урока и его анализ) Психологический анализ урока Студенты могут посетить и проанализировать любой урок по предмету, желательно в V—VII классах, так как в этих классах на уроке обычно чаще меняются формы общения с учениками. Анализируя урок, следует выделить следующие моменты: 1. Какие цели поставил учитель? 2. Какая форма изложения материала была избрана учителем? 3. В какой степени материал соответствовал этой форме (на- личие проблемы, возможность членения на части, потребность в образном описании)? 4. Как метод изложения соответствовал целям урока? 5. Какие виды обратной связи использованы учителем? 6. В чем проявился учет возрастных особенностей учащихся и индивидуальный подход к их учебной работе. 7. Достиг ли урок цели? Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.—М.: Педаго- гика, 1980. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы).—М.: Высшая школа, 1970. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет- ровского.—М.: Просвещение, 1979. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Га- мезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М.: Просвещение, 1984.— Гл. 1, 2, 3, 5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагоги- ка, 1972. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психоло- гии обучения. — Владимир, 1972. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школь- ников. — М.: Просвещение, 1976. Лингарт И. Прогресс и структура человеческого учения.—М.: Прогресс, 1970. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче- нии.—М.: Просвещение, 1972. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории.—М.: Педагогика, 1981. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер- нетики.—М.: Наука, 1970. Оконь В. Основы проблемного обучения.—М.: Просвещение, 1968.—С. 61—70, 186—204. Практикум по психологии /Под ред. А. И. Щербакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена.—М., 1969.—С. 230—263. 202 Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного телевидения. —Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак- тика обучения. — М.: Педагогика, 1984. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1980.— Т. I; 1981.—Т. II. Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен- ных действий/ Вопросы психологии. — 1969. — № 1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагоги- ка, 1972. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче- нии.—М.: Просвещение, 1972. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео- рии.—М.: Педагогика, 1975. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер- нетики. — М.: Наука,1970. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. Темы рефератов или докладов. Литература /. Основные направления реформы школы и задачи психоло' гии по совершенствованию обучения учащихся Основные направления реформы общеобразовательной и про- фессиональной школы: Сборник документов и материалов. — М.: Политиздат, 1984. Бабанский Ю. К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения//Проблемы методов обучения в совре- менной общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1980. — С. 48—56. Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения// Вопросы психологии.—1982.—№ 5. — С. 12—22. Бодалев А. А. Реформа общеобразовательной и профессио- нальной школы в СССР и задачи советских психологов// Психо- логический журнал.—1984.—Т. 5.—№ 6.—С. 21—26. Щербаков А. И. Совершенствование системы психологическо- го образования будущего учителя// Вопросы психологии.— 1981.— № 5. 2. Управление формированием знаний, умений, навыков при традиционном обучении Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвое- ния знаний в школе. —М.: Педагогика, 1959. 203 Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен- ных действий// Вопросы психологии. — 1969. — № 1. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование'приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.—М.: Просве- щение, 1968. Менчинская Н. А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и раз- вития//Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов/Под ред. А. А. Смирно- ва. — М,: Просвещение, 1969. — С. 57—105. Пойя Д. Как решать задачу. — М.: Учпедгиз, 1959. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак- тика обучения.—М.: Педагогика, 1984. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос- ти студентов.—М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 112—159. Д. Программированное обучение и алгоритмизация усвоения понятий, навыков Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактичес- кие основы).—М.: Высшая школа, 1970. Брунер Дж. Процесс обучения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. Гальперин П. Я. Управление процессом учения//Новые иссле- дования в педагогических науках.—М.: Просвещение, 1965.— Вып.IV. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер- нетики.—М.: Наука, 1970. 4. Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познава- тельной деятельности Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче- нии.—М.: Просвещение, 1972. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и раз- витие познавательной активности// Вопросы психологии. — 1982.— № 4. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео- рии.—М.: Педагогика, 1975. Махмутов М. И. Принцип проблемности в обучении// Вопросы психологии. — 1984. — № 5. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак- гика обучения. — М.: Педагогика, 1984. Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обуче- ния и развитие познавательной активности взрослых учащихся// Вопросы психологии. — 1984. — № 5. 5. Теория поэтапного формирования умственных действий и возможности ее применения в обучении Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен- ных действие/Вопросы психологии.—1969.—№ 1. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — 'Л.: Изд-во МГУ, 1975. 6. Обучение как формирование обобщенных умственных действий 204 Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. Раев А. И. Психологические вопросы программированного об- учения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. 7. Построение обучения при эмпирическом и теоретическом обобщении Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагогика, 1972. 8. Психологический эффект групповой организации обучения Лийметс X. И. Групповая работа на уроке. — М..: Педагогика, 1975. Немов Р. С., Хвостов К. А. Межличная активность в условиях группового обучения// Психологический журнал.—1984.—Т. 5.— № 6. — С. 39—47. 9. Контроль, обратная связь, оценка как личностные факторы обучения Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности уча- щихся в начальной школе// Вопросы психологии.—1984.—№ 5. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Ометка.—М.: Педаго- гика, 1980. Ананьев Б. Г. Психологическая ситуация опроса на уроке// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И М. Ильясова, В. Я. Ляудис.—М.: Изд-во МГУ, 1980.— С. 155—161. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познаватель- ной активности учащихся в процессе обучения//Вопросы психоло- гии. — 1984.—№ 5. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и раз- витие познавательной активности//Вопросы психологии.—1982.— № 4. Решение психологических задач Предлагаемые задачи направлены на то, чтобы студенты мог- ли более наглядно представить положения теории обучения. Примеры облегчат усвоение теории и создадут основу для наблю- дения за педагогическим процессом и для самостоятельной ра- боты. Текст первых трех задач по содержанию и целям обучения идентичен. Все три текста формируют понятие «обучающие ма- шины». Текст первой задачи взят из книги Д. Крэма «Програм- мированное обучение и обучающие машины»'. Он воспроизведен с указанием страниц, на которых напечатаны информационные и контрольные кадры в книге. Иначе говоря, в этом тексте воспро- изводится традиционная картина структурирования учебного ма- териала в программированном обучении. ' Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. — М., 1965. 205 Тексты задач 2 и 3 подают тот же материал. Каждый из них подводит к формированию понятия «обучающая машина» с тем же содержанием, как оно дано у Крэма. Однако во второй задаче материал структурирован по канонам традиционного обучения, а в третьей — проблемного. Преподаватель ставит задачу перед студентами сравнить и проанализировать все три текста, определить особенности каждо- го из трех видов структурирования, оценить возможность влияния каждого из трех подходов на результативность усвоения материа- ла, оценить их влияние на формирование мотивов учения. Задача 1 Текст на с. 8 (Д. Крэм) «Все «обучающие машины», независимо от типа и сложности их, характеризуются в общем тремя основными чертами: 1. Они преподносят материал в виде небольших порций, тре- буя после каждой порции ответа на контрольный вопрос. 2. Они предоставляют студенту возможность немедленно уз- нать, является ли его ответ правильным или нет. 3. Они позволяют студенту работать активно, устанавливая скорость усвоения материала в соответствии с его индивидуаль- ными потребностями и способностями. Основываясь на этих трех приведенных выше критериях, от- ветьте, являются ли учебные кинофильмы при обычном исполь- зовании их «обучающими машинами». Да, являются (с. 6). Нет, не являются (с. 4)» Текст на с. 6 (Д. Крэм) «Учебные кинофильмы при обычной проекции их дают учаще- муся некоторое количество информации. Однако они не удовлет- воряют другим условиям, характеризующим «обучающую маши- ну». Они не требуют от студентов ответов и не дают сведений о том, правильны или нет эти ответы. Они не дают возможности студентам контролировать качество и скорость усвоения мате- риала. Стандартный учебный кинофильм подобен хорошо подготов- ленной лекции, но он не является «обучающей машиной». — Прочитайте еще раз условия на с. 8 и выберите другой ответ». Текст на с. 4 (Д. Крэм) «Правильно! Учебный кинофильм при обычном использовании не является «обучающей машиной»: 1. Хотя учебный кинофильм предоставляет какую-то информа- цию, он не требует периодических ответов от студентов (устно, пу- тем выбора карточки, нажатия кнопки и т. д.). 2. Так как учебный кинофильм не требует ответов, он, следо- 206 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|