|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46128
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В этой героической истории отражается меньше ожесточенности и больше самообладания. На этот раз Тим действует не в одиночку, а вместе со своими сверстниками («мы»). В это время он действительно подружился с несколькими одноклассниками.
Агрессивная энергия Тима более сдержанна («огромные коробки... пулеметы»), и поэтому в истории отсутствуют подробные описания ужасных сцен. Его сообщение в полицию о находке свидетельствует о развитии этического сознания (и супер-эго). Это сообщение следует рассматривать как несомненное достижение, так как он действует в соответствии с законом и не старается в одиночку справиться с мафией. На подсознательном уровне этот поступок указывает на пробуждение сознания того, что если он не будет сдерживать свои неистовые чувства (мафию), то закончит свою жизнь подобно им — в тюрьме. Как и в предыдущей истории, здесь проявляется изобретательность Тима («мы дали точное описание этого парня... мы знали пароль»), но на этот раз он, вероятно, получит награду. 8. УРАГАН «Вначале подул ветер, а потом начался ураган. Могучие порывы ветра налетали на нас. Наша семья поспешила в укрытие. Мы подперли окна досками и укрылись за их надежной защитой. Порывом ветра сорвало крышу. В испуге я бросился таскать доски, столы и стулья, чтобы укрепить окна. „А-а-а". На голову моего брата обрушилась доска. Я бросился посмотреть, жив ЛИ он. Он едва дышал. Я побежал за аптечкой, но было слишком поздно. Он был мертв. Проснувшись, я решил, что это был плохой сон». Хотя Тим и старается ограничить проявление своих деструктивных побуждений, тем не менее эта история свидетельствует о том, что они все еще обладают достаточной силой, чтобы сорвать крышу (т. е. разрушить ограничения) и заставить его отреагировать на символическом уровне пожелание смерти своему брату. Об амбивалентности его чувств свидетельствует попытка устранить телесное повреждение с помощью аптечки. Во всех приведенных историях Тим выражает в символической форме некоторые из своих бессознательных чувств по отношению к матери, отцу и брату. Следующая история отражает его борьбу не столько с. силами своего личного бессознательного, сколько с архетипическими силами коллективного бессознательного (Jung, 1959). 8. ТВАРЬ «Над городом беззвучно проносится немыслимая Тварь — наполовину человек, наполовину чудовище. В городе царит тишина. Неожиданно тишину разрывает какой-то звук. Тварь напала на город, и жители в панике выбежали на улицы. У Твари зеленая морда. Ее огромные сильные руки наносят удары, разя людей наповал. Она обладает невероятной силой. Через несколько секунд ее тело начинает изменяться. Тварь окружена армией. Несутся ракеты. Их задача — уничтожить Тварь. Из ракет вырываются струи аэрозоля, который покрывает тело Твари и, затвердевая, превращается в твердый, как камень, лед. Теперь Тварь изолирована от мира, но ненадолго. Изо всех сил она старается разбить лед, но тщетно. И все же тепло от ее тела постепенно растапливает лед, и она освобождается. Ее гнев превратился в ярость. Тварь носится повсюду, стараясь спастись бегством. Тогда армия поняла, что у нее нет иного выбора, как убить Тварь. Лед причинил Твари острую боль. Она бросилась в атаку. Охваченная страхом, она швыряет огромные камни». Тим использовал персонаж из фильма ужасов, который отражает высшее напряжение чувств. Он дает выход всей своей ярости. Но эта ярость носит безличный характер и направлена на уничтожение всего мира. Тварь олицетворяет источник архетипической энергии, саму деструктивную силу, которая возникает на весьма глубоком уровне психики. Личное бессознательное подростка не может удержать эту силу. Оно нуждается в коллективной помощи общества. Если в предыдущих историях на помощь приходила полиция, то теперь на помощь приходит армия. Тим пытается использовать личную изобретательность, чтобы сдержать Тварь с помощью процесса замораживания (т. е. с помощью личной регрессии), но это средство оказывает лишь кратковременное воздействие на Тварь. На подростковой стадии психологического развития проявления деструктивной силы может сдержать только коллективная мораль общества (Neumann, 1954). Поэтому лучший для Тима выход из положения — это уничтожение (т. е. подавление) «Твари». 9. СПАСЕНИЕ «Вот уже более мили вокруг простиралась мрачная пустынная местность. Я заблудился в самой мрачной и холодной части леса. Шагая твердой походкой, я знал, что вскоре выберусь отсюда. Затем я услышал пронзительный крик. Это был крик раненой дамы. Я бросился бежать. Я бежал все быстрее и быстрее, пока не оказался в стесненном положении. Оказалось, что я заблудился не в лесу, а в пещере. Я услышал шуршание омерзительных грязных крыс. И тут понял, что где-то здесь должен быть выход из пещеры. Я пойду за этими крысами и выйду на их тропу. Я последовал за крысами, и они побежали быстрее. Я знал, что у меня появился шанс выбраться на волю. Затем я увидел свет, который шел из отверстия. По отверстие оказалось настолько маленьким, что через него могла выбраться только крыса. И тут моя рука коснулась какого-то блестящего предмета. У предмета была неровная кромка. Этот предмет поможет мне выбраться из пещеры. Я долго бил в стену предметом. И вот я свободен. Теперь я могу отправиться домой и рассказать маме всю эту историю». Героическая борьба закончилась. Тим нашел свой путь через страдания, одиночество и мрак бессознательного и вырвался на свободу. В психологическом отношении здесь произошло возрождение: пребывание во чреве как в западне, борьба за свободу и, наконец, крик «раненой дамы». Тим освободился от инфантильных потребностей и стал более уверенным в себе. Теперь он способен относиться к матери как к отдельной личности. Отсюда следует, что теперь его психическая энергия и уверенность в своих силах могут быть использованы для познания внешнего мира и формирования своего отношения к этому миру. Сочинение историй и обсуждение их со своим учителем помогло Тиму разрешить некоторые из своих внутренних конфликтов и обрести новую, отдельную от семьи индивидуальность. В течение года стали реже проявления несдержанности п уходы в мир фантазий. Тим успел закончить седьмой класс и перешел в следующий. Полтора года спустя он добился в старшем классе замечательных успехов. Разумеется, все эти изменения были вызваны не только серийным сочинением историй; метод серийных сочинений составил лишь один из компонентов психотерапевтической поддержки, в которую внесли свой вклад классный учитель Тима, другие учителя школы и его семья. Обсуждение Построение позитивного представления о себе или своей идентичности составляет одну из важнейших задач психологического развития подростка (Erikson, 1968)- По мере превращения мальчика в молодого человека и девочки в молодую женщину этот процесс нередко вызывает у них чувства страдания и тревоги. С точки зрения динамики процесса, этот трудный переход из одного состояния в другое нам удалось облегчить с помощью ритуалов, которые мы назвали «ритуалами перехода». Наша культура больше не в состоянии помочь детям на этапе такого перехода. Поэтому молодежь нередко вынуждена преодолевать этот трудный этап психологического развития, полагаясь только на свои силы (Tanner, 1970). В последнее время был издан ряд работ, предназначенных заполнить этот вакуум. К их числу относится руководство, написанное Алланом и Диком (1984) для учителей, консультантов и родителей. В руководстве рассматриваются современные проблемы переходного возраста детей. Юнг (1964) отмечает, что внутреннюю борьбу подростка можно сравнить лишь с борьбой, описанной в героических мифах. Поиск своей идентичности приводит ребенка на начальном этапе к расставанию с родителями и нередко к трудному знакомству с проявлениями таких первичных чувств и инстинктов, как страх, гнев, боль, утрата, жадность, зависть, смерть и возрождение. После успешного выполнения своих задач герой возвращается домой, обретя новую идентичность, которая позволяет ему установить с родителями более или менее равноправные отношения без неподобающей зависимости. Этот процесс нашел отражение в сочинениях Тима: расставание («не слушая ее, я бросился к Адскому Острову»), непрестанная борьба с первичными побуждениями, разрыв между чувствами зависимости и независимости, выполнение героических задач и появление развивающегося эго и супер-эго. В последней истории описано психологическое перерождение (т. е. закрепление новой идентичности), которое позволяет Тиму сказать в заключение: «Теперь я могу отправиться домой и рассказать маме всю эту историю»). Истории Тима позволяют составить представление о «работе» бессознательного. В этих историях темы отражают процесс постепенного взросления и развития личности рассказчика. Например, если в первых историях рассказчик, нередко охваченный агрессивно-деструктивными побуждениями, ведет борьбу за выживание, то в последних историях он демонстрирует перед лицом опасности самообладание и высокий уровень адаптивности. Вообще говоря, метод серийных сочинений позволяет учителям и консультантам успешно работать с детьми, поведение которых характеризуется избыточной фантазией. Символизирование материала фантазий с помощью творческого самовыражения в определенных пространственно-временных границах (которые представлены в случае Тима уроками сочинения на свободную тему и специальной тетрадью) обеспечивают возможность психологического роста (Allan, 1977, 1978а; Wallace, 1973). При невыполнении этих условий работа фантазии принимает форму трудоемкого кругового процесса (т.е. непрестанное появление одних и тех же фантазий не сопровождается психологическим ростом или изменением их содержания), который пагубно сказывается на учебе (Klein, 1976). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|