Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26290

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

гика реагирования на стимул, логика предрасположенности, логика социальной нормативности, логика смысла или жизненной необходимости и, наконец, логика свободного выбора [144, с. 155 -157]. Конституирующей собственно личностный уровень психической регуляции является логика жизненной необходимости, которая отправляется смысловыми структурами личности. Логика свободного выбора, надстраивающаяся над логикой смысловой регуляции, образует высший уровень психологической организации личности, на котором действуют механизмы экзистенциального выбора и ответственности [142; 143; 144]. В целом можно утверждать, что личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений [144]. Личность в строгом научном понимании собственно и является системой смысловой регуляции [144; 281].
Учитывая общетеоретическую трактовку психической регуляции, и оглядываясь на понимание личности в контексте смыслового подхода, представляется возможным дать сводное определение смысловой регуляции. Смысловая регуляция — это система психической регуляции, осуществляемая смысловой сферой личности, направленная на выделение, презентацию и структурирование субъектом своих отношений с миром в индивидуальном сознании и на практическое подчинение активности субъекта устойчивой структуре этих отношений. Определяющими в понимании смысловой регуляции являются следующие теоретические моменты: во-первых, смысловая регуляция является одним из уровней психической регуляции; во-вторых, смысловая регуляция реализуется смысловыми структурами и смысловыми процессами, систематизированными в смысловой сфере личности, в силу чего смысловая регуляция конституирует собственно личностный уровень психической детерминации; в-третьих, смысловая регуляция предназначена для приведения активности в соответствие с устойчивой совокупностью жизненных отношений субъекта, а не объективных связей действительности, что составляет ее онтологическую и функциональную характеристику.
Как уже отмечалось выше, в качестве элементарной структурно-функциональной единицы смысловой регуляции действует динамическая смысловая система, сохраняющая все функцио-
164
нальные и структурные свойства целого - смысловой сферы, и являющаяся, тем самым, «молярной», неаддитивной единицей в конструкции личности [31; 46; 144; 145]. С учетом последних достижений смыслового подхода динамическую смысловую систему можно определить как относительно устойчивую и автономную совокупность разнопорядковых смысловых структур, смысловых процессов и их связей, организованную по принципу иерархии (субординации) и гетерархии (координации), функционирующую как единое целое и специализированную на регуляции отдельной формы или отдельного вида активности субъекта. Важными свойствами динамической смысловой системы, экстериоризующимися в процессе регуляторного воздействия на активность субъекта, являются: системная целостность и относительная автономия от рядоположенных смысловых систем; сочетание иерархических и гетерахических структурных связей; генетическая опосредован-ность деятельностью, регуляции которой смысловая система служит; композиция динамической системы из разнородных смысловых структур, а также узкая специализация на регуляции определенного вида деятельности.
Как видно из приведенного перечня, гипотетическое представление о динамической смысловой системе корреспондирует с важнейшими методологическими принципами и подходами к исследованию психической регуляции, а именно с системным подходом и принципом деятельностной опосредованности, а также с личностным подходом. Однако для конкретно-психологического исследования необходимо однозначно очертить совокупность тех смысловых структур, которые реализуют смысловую регуляцию жизненного пути, и раскрыть системный характер их взаимодействия. В качестве ведущей структуры смысловой регуляции жизненного пути личности чаще всего предлагается смысл жизни [46; 144; 235].
Функционально-генетическая связь между смыслом жизни и становлением субъекта жизни предполагается подавляющим большинством исследователей. Общая суть их представлений по этому поводу сводится к тому, что складывание и поддержание смысла жизни является необходимым и в некоторых случаях достаточным основанием для выдвижения личности как субъекта жизни. Не случайно и современные исследования жизнетворче-ства [62; 203; 211], жизненного выбора [124; 200], жизненной стратегии [8], психологической организации времени жизни [3; 8; 112]
165
заостряют основное внимание на смысловой сфере личности и в первую очередь на смысле жизни и жизненных ценностях как предпосылках субъектности жизни. «Восходящий характер жизненной линии и самой личности - движение и достижение ею уровня субъектности, акме - связано прежде всего с ролью смысловых ценностей в жизни и ее главного смысла жизни» [3, с. 249]. Например, Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов, С.А.Сухоруков указывают, что жизнетворчество является формой деятельной реализации смыслового потенциала личности, способом его воплощения в жизнь, согласно чему взаимообусловленность смысла жизни и жизнетворчества проявляется в процессе целостного преобразования и переосмысления жизни [203].
Пожалуй, в наиболее эксплицитной форме связь между смыслом жизни и формированием субъекта жизни определена В.Э.Чуд-новским. Он категорически отрицает правомерность трактовки смысла жизни как всего лишь объяснительного понятия, необходимого для раздачи нравственно-этических оценок. Исследователь ратует за субстанциональное понимание феномена смысла жизни как особого психического образования, обладающего достаточной устойчивостью и независимостью от породивших его условий. Субстанциональность смысла жизни проявляется в его конструктивном и деструктивном влиянии на реальный жизненный путь личности [233-237].
В.Э.Чудновский раскрывает соотношение смысла жизни и судьбы в преломлении через всеобщий принцип взаимодействия «внешнего» - объективных условий жизни - и «внутреннего» -психических свойств личности как субъекта жизни. Для обоснования своих мыслей он заручается хорошо изученной в психологии закономерностью: в филогенезе и онтогенезе происходит ступенчатое формирование и суммация внутренних условий, что позволяет личности на определенном этапе своего развития совершить скачок от внешней детерминации к самодетерминации, то есть вырасти автономным субъектом. Не вызывает сомнения тот факт, что для смены способа детерминации необходимо вызревание определенных личностных структур, помогающих субъекту встать над внешними условиями жизни. По мнению исследователя, эту функцию обеспечивает в ряду прочих психических новообразований и смысл жизни. Он пишет: «Суть смысла жизни как психологического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он, вместе с тем, эмансипируется от того и другого и начинает действо-
166
вать как «буферный механизм», как «система сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и, вместе с тем, препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, сиюминутных интересов» [237]. Понимание того, что вместе с возникновением смысла жизни личность «оснащается» психическими орудиями овладения жизнью, дает возможность рассуждать о диалектике смысла жизни и судьбы - извечной антиномии субъектного и несубъектного способов человеческого бытия. «Поиск и обретение человеком подлинного смысла жизни есть в то же время поиск выхода из «объективной предопределенности» судьбы» [235, с. 181].
Этот тезис может быть подкреплен размышлениями других исследователей. А.В.Суворов, например, указывает на «освобождающую» функцию смысла жизни: «Смысл жизни - это то, что делает человека свободным, то есть, собственно, делает его «человеческой индивидуальностью» [208, с. 41]. Таким образом, линия становления субъекта жизни идет параллельно с процессом формирования смысла жизни - необходимого «психического орудия» для овладения субъектом индивидуальным жизненным путем. Появление смысла жизни связано с возрастающей эмансипацией личности от внешних условий жизнедеятельности и переключением на самодетерминацию индивидуального развития и бытия.
Этот тезис подтверждается результатами теоретического анализа философско-психологической концепции субъекта жизни, созданной в рамках отечественной и отчасти зарубежной психологии. Этот анализ помогает вычленить основную сущностную характеристику личности как субъекта жизни, решающий атрибут субъектной стратегии осуществления жизни. В качестве такой характеристики в работах отечественных психологов инвариантно указывается способность личности к выделению себя из процесса жизни, умение дистанцироваться от собственных жизненных отношений, имеющих смысловую природу, то есть способность к смысловой регуляции жизненного пути. Краткое резюме философско-психологической концепции субъекта жизни, данное выше, позволяет более обстоятельно аргументировать выдвинутое положение.
Во многом аналогичные положения содержатся в зарубежных экзистенциальных концепциях личности, которые мы не можем детально проанализировать в связи с ограниченным объемом работы. Типичным представителем этих концепций можно
167
считать С.Мадди - основоположника экзистенциальной персоно-логии, - на чьих представлениях о личности следует кратко остановиться.
В экзистенциальной персонологии С.Мадди смысл считается интегральной основой личности, которая пронизывает все стороны ее существования, проникает во все, что делает человек. Согласно этому учению человек является существом ищущим, пытливым, которое задается вопросом о смысле, в оригинальной трактовке называемом «экзистенциальным вопросом». В любой ситуации, в любом виде деятельности человек ищет смысл и если не находит ответа на «экзистенциальный вопрос», прекращает заниматься бессмысленным делом [269; 271].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Вдовиченко Екатерина Васильевна. Истерика и капризы у детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Кумова Ольга Михайловна. Релаксационные занятия с детьми
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Ротенберг Вадим. Образ Я.
  • Притча «Женская логика»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Середа Светлана Юрьевна. Презентация 'Развитие навыков самоконтроля у детей'
  • Радюкова Елена Васильевна. Использование дидактических игр на основе палочек Кюзинера для развития логики у детей 4-5 лет
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Калмыкова Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме
  • Эрос; Eros
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Конструктивное
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Принципы современной психической самозащиты - Автор неизвестен.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь