|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26290
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке гика реагирования на стимул, логика предрасположенности, логика социальной нормативности, логика смысла или жизненной необходимости и, наконец, логика свободного выбора [144, с. 155 -157]. Конституирующей собственно личностный уровень психической регуляции является логика жизненной необходимости, которая отправляется смысловыми структурами личности. Логика свободного выбора, надстраивающаяся над логикой смысловой регуляции, образует высший уровень психологической организации личности, на котором действуют механизмы экзистенциального выбора и ответственности [142; 143; 144]. В целом можно утверждать, что личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений [144]. Личность в строгом научном понимании собственно и является системой смысловой регуляции [144; 281].
Учитывая общетеоретическую трактовку психической регуляции, и оглядываясь на понимание личности в контексте смыслового подхода, представляется возможным дать сводное определение смысловой регуляции. Смысловая регуляция — это система психической регуляции, осуществляемая смысловой сферой личности, направленная на выделение, презентацию и структурирование субъектом своих отношений с миром в индивидуальном сознании и на практическое подчинение активности субъекта устойчивой структуре этих отношений. Определяющими в понимании смысловой регуляции являются следующие теоретические моменты: во-первых, смысловая регуляция является одним из уровней психической регуляции; во-вторых, смысловая регуляция реализуется смысловыми структурами и смысловыми процессами, систематизированными в смысловой сфере личности, в силу чего смысловая регуляция конституирует собственно личностный уровень психической детерминации; в-третьих, смысловая регуляция предназначена для приведения активности в соответствие с устойчивой совокупностью жизненных отношений субъекта, а не объективных связей действительности, что составляет ее онтологическую и функциональную характеристику. Как уже отмечалось выше, в качестве элементарной структурно-функциональной единицы смысловой регуляции действует динамическая смысловая система, сохраняющая все функцио- 164 нальные и структурные свойства целого - смысловой сферы, и являющаяся, тем самым, «молярной», неаддитивной единицей в конструкции личности [31; 46; 144; 145]. С учетом последних достижений смыслового подхода динамическую смысловую систему можно определить как относительно устойчивую и автономную совокупность разнопорядковых смысловых структур, смысловых процессов и их связей, организованную по принципу иерархии (субординации) и гетерархии (координации), функционирующую как единое целое и специализированную на регуляции отдельной формы или отдельного вида активности субъекта. Важными свойствами динамической смысловой системы, экстериоризующимися в процессе регуляторного воздействия на активность субъекта, являются: системная целостность и относительная автономия от рядоположенных смысловых систем; сочетание иерархических и гетерахических структурных связей; генетическая опосредован-ность деятельностью, регуляции которой смысловая система служит; композиция динамической системы из разнородных смысловых структур, а также узкая специализация на регуляции определенного вида деятельности. Как видно из приведенного перечня, гипотетическое представление о динамической смысловой системе корреспондирует с важнейшими методологическими принципами и подходами к исследованию психической регуляции, а именно с системным подходом и принципом деятельностной опосредованности, а также с личностным подходом. Однако для конкретно-психологического исследования необходимо однозначно очертить совокупность тех смысловых структур, которые реализуют смысловую регуляцию жизненного пути, и раскрыть системный характер их взаимодействия. В качестве ведущей структуры смысловой регуляции жизненного пути личности чаще всего предлагается смысл жизни [46; 144; 235]. Функционально-генетическая связь между смыслом жизни и становлением субъекта жизни предполагается подавляющим большинством исследователей. Общая суть их представлений по этому поводу сводится к тому, что складывание и поддержание смысла жизни является необходимым и в некоторых случаях достаточным основанием для выдвижения личности как субъекта жизни. Не случайно и современные исследования жизнетворче-ства [62; 203; 211], жизненного выбора [124; 200], жизненной стратегии [8], психологической организации времени жизни [3; 8; 112] 165 заостряют основное внимание на смысловой сфере личности и в первую очередь на смысле жизни и жизненных ценностях как предпосылках субъектности жизни. «Восходящий характер жизненной линии и самой личности - движение и достижение ею уровня субъектности, акме - связано прежде всего с ролью смысловых ценностей в жизни и ее главного смысла жизни» [3, с. 249]. Например, Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов, С.А.Сухоруков указывают, что жизнетворчество является формой деятельной реализации смыслового потенциала личности, способом его воплощения в жизнь, согласно чему взаимообусловленность смысла жизни и жизнетворчества проявляется в процессе целостного преобразования и переосмысления жизни [203]. Пожалуй, в наиболее эксплицитной форме связь между смыслом жизни и формированием субъекта жизни определена В.Э.Чуд-новским. Он категорически отрицает правомерность трактовки смысла жизни как всего лишь объяснительного понятия, необходимого для раздачи нравственно-этических оценок. Исследователь ратует за субстанциональное понимание феномена смысла жизни как особого психического образования, обладающего достаточной устойчивостью и независимостью от породивших его условий. Субстанциональность смысла жизни проявляется в его конструктивном и деструктивном влиянии на реальный жизненный путь личности [233-237]. В.Э.Чудновский раскрывает соотношение смысла жизни и судьбы в преломлении через всеобщий принцип взаимодействия «внешнего» - объективных условий жизни - и «внутреннего» -психических свойств личности как субъекта жизни. Для обоснования своих мыслей он заручается хорошо изученной в психологии закономерностью: в филогенезе и онтогенезе происходит ступенчатое формирование и суммация внутренних условий, что позволяет личности на определенном этапе своего развития совершить скачок от внешней детерминации к самодетерминации, то есть вырасти автономным субъектом. Не вызывает сомнения тот факт, что для смены способа детерминации необходимо вызревание определенных личностных структур, помогающих субъекту встать над внешними условиями жизни. По мнению исследователя, эту функцию обеспечивает в ряду прочих психических новообразований и смысл жизни. Он пишет: «Суть смысла жизни как психологического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он, вместе с тем, эмансипируется от того и другого и начинает действо- 166 вать как «буферный механизм», как «система сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и, вместе с тем, препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, сиюминутных интересов» [237]. Понимание того, что вместе с возникновением смысла жизни личность «оснащается» психическими орудиями овладения жизнью, дает возможность рассуждать о диалектике смысла жизни и судьбы - извечной антиномии субъектного и несубъектного способов человеческого бытия. «Поиск и обретение человеком подлинного смысла жизни есть в то же время поиск выхода из «объективной предопределенности» судьбы» [235, с. 181]. Этот тезис может быть подкреплен размышлениями других исследователей. А.В.Суворов, например, указывает на «освобождающую» функцию смысла жизни: «Смысл жизни - это то, что делает человека свободным, то есть, собственно, делает его «человеческой индивидуальностью» [208, с. 41]. Таким образом, линия становления субъекта жизни идет параллельно с процессом формирования смысла жизни - необходимого «психического орудия» для овладения субъектом индивидуальным жизненным путем. Появление смысла жизни связано с возрастающей эмансипацией личности от внешних условий жизнедеятельности и переключением на самодетерминацию индивидуального развития и бытия. Этот тезис подтверждается результатами теоретического анализа философско-психологической концепции субъекта жизни, созданной в рамках отечественной и отчасти зарубежной психологии. Этот анализ помогает вычленить основную сущностную характеристику личности как субъекта жизни, решающий атрибут субъектной стратегии осуществления жизни. В качестве такой характеристики в работах отечественных психологов инвариантно указывается способность личности к выделению себя из процесса жизни, умение дистанцироваться от собственных жизненных отношений, имеющих смысловую природу, то есть способность к смысловой регуляции жизненного пути. Краткое резюме философско-психологической концепции субъекта жизни, данное выше, позволяет более обстоятельно аргументировать выдвинутое положение. Во многом аналогичные положения содержатся в зарубежных экзистенциальных концепциях личности, которые мы не можем детально проанализировать в связи с ограниченным объемом работы. Типичным представителем этих концепций можно 167 считать С.Мадди - основоположника экзистенциальной персоно-логии, - на чьих представлениях о личности следует кратко остановиться. В экзистенциальной персонологии С.Мадди смысл считается интегральной основой личности, которая пронизывает все стороны ее существования, проникает во все, что делает человек. Согласно этому учению человек является существом ищущим, пытливым, которое задается вопросом о смысле, в оригинальной трактовке называемом «экзистенциальным вопросом». В любой ситуации, в любом виде деятельности человек ищет смысл и если не находит ответа на «экзистенциальный вопрос», прекращает заниматься бессмысленным делом [269; 271]. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|