|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379476
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ответы на вопросы
1. б; 2. а; 3. в; 4.в;5.г; 6.г; 7. а; 8. в; 9. б;10.г; 11. г; 12. в; 13. а; 14.в;15.в; 16.г; 17. а; 18. б; 19.б; 20.б;21.а;22.в; 23.б;24.г; 25. а; 26. в; 27. г. ГЛАВА 5 МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Нет более жалкого человека, чем тот, единственной привычкой которого является нерешительность. У. Джеймс Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько проблем вам приходится решать в течение одного дня? Некоторые из них простые — например, что надеть или что съесть на завтрак. Но есть и более сложные проблемы. Допустим, вам надо придумать, как получить деньги в банке, если вы превысили свой кредит, или как выкроить время для занятий, когда к вам приехали гости из другого города. Некоторые из принятых решений могут оказать сильное влияние на вашу жизнь. Решение проблем выбора специализации в колледже или первого места работы наверняка повлияет на вашу дальнейшую карьеру. В этой главе будут рассмотрены способы развития вашего умения решать проблемы. Сначала мы рассмотрим процесс мышления, который лежит в основе принятия решений. Затем мы сосредоточимся на этапах решения проблем и на творческом подходе к этому процессу. МЫШЛЕНИЕ Вспоминаете ли вы свое детство, мечтаете ли стать телезвездой, пытаетесь ли починить протекающий кран или расписываете стены фресками — вы при этом мыслите. Термин «мышление» имеет очень широкий и сложный смысл. К категории мышления относятся самые различные процессы и состояния: от озабоченности и грез наяву — до решения сложных проблем и рождения новых идей. Психологи часто называют процесс мышления когнитивной деятельностью. Термин когнитивная деятельность можно отнести к любой умственной деятельности, как сознательной, так и бессознательной («когнитивная» означает «познавательная»). Когнитивная деятельность: умственный или мыслительный процесс познания реальности. Рис. 5.1. Строение мозга. Человеческие мысли могут принимать самые различные формы. Иногда вы мыслите образами. Если, например, вам надо придумать план перестановки мебели в гостиной, чтобы там поместилось новое пианино, то нет сомнений, что вы будете мыслить образами. Но если вас попросят высказать свое мнение о новом повышении платы за электричество, то вам придется полагаться в основном на слова. Такие общие идеи, как мир, доброта или неприветливость, представляют собой понятия. Понятия формируются на основе опыта. Большинство мыслей состоит из сочетаний образов, слов и понятий. Их не всегда легко отделить друг от друга. Вспомните свои последние каникулы. Можете ли вы в мыслях отделить образы от слов и понятий? Мышление кажется нам столь естественным, что большинство из нас не осознает всей сложности этого процесса. Часть мозга, в которой происходит процесс мышления, называется передним мозгом. Передний мозг позволяет нам различать числа, понимать язык, пользоваться логикой, принимать решения, наслаждаться музыкой и оперировать абстрактными понятиями. Он занимает около 85 % от общего объема мозга. Остальные 15 % составляют мозжечок и ствол мозга. Мозжечок управляет равновесием вашего тела, а ствол мозга «отвечает» за поддержание сердцебиения и дыхания. Передний мозг: кора больших полушарий и прилегающие к ней структуры, которым приписывают высшие интеллектуальные функции (абстрагирование, анализ и Др.) Мозжечок: небольшой участок мозга, прилегающий к стволу и «отвечающий» за равновесие тела и координацию движений. Ствол мозга: нижняя часть мозга, регулирующая сердцебиение и дыхание. Мозолистое тело: нервные волокна, соединяющие левое и правое полушария мозга. Рис. 5.2. Левое и правое полушария мозга. Передний мозг, который иногда называют «мыслительной шляпой», разделен на две части — правое и левое полушария. Полушария связаны между собой пучком нервных волокон, который называется мозолистым телом. Ученые исследовали функции каждого из полушарии, и хотя полученные ими результаты несколько схематичны, удалось определить, что левое полушарие отвечает в основном за речь, математические способности, логическое мышление и принятие решений. Правое полушарие обеспечивает восприятие ритма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии, а также ориентацию в пространстве. Исследователи выяснили, что полушария тесно взаимосвязаны, и иногда одно из них берет на себя функции другого. Оба полушария совместно участвуют в процессе обработки информации, обмениваясь сигналами через мозолистое тело. Упражнение 5.1 Представьте себе, что вы сочиняете песню о своем лучшем друге. Опишите роль правого и левого полушарий вашего мозга в этом процессе. Объясните, как поддерживается связь между полушариями. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Скрипты Иногда мы проводим большую мыслительную работу, не осознавая этого. Шанк и Абельсон (Schank and Abelson, 1983) заметили, что для того, чтобы понять даже самую схематичную и малоинтересную историю или скрипт, необходимо немало подумать. Скрипт — это очень сжатая сюжетная схема, которая заставляет нас додумывать недостающую информацию. Вот пример скрипта: Джейн устроила для Кэти перед свадьбой девичник с «дождем подарков». Кэти получила пятнадцать утюгов и пятнадцать миксеров. На следующий день она пошла в магазин в отдел возврата. Этот скрипт, и правда, совсем несложная история. Тем не менее, чтобы понять даже такой простой сюжет, надо очень многое домыслить. Если вы принадлежите к другой культуре, то вам будет очень трудно разобраться в этом скрипте. Во-первых, для этого надо знать, что такое «дождь подарков» и зачем эта церемония проводится. Кроме того, надо знать, что из себя представляют утюги и миксеры, а также понимать, что обычно человеку нужно иметь только по одному из этих предметов. Еще придется догадаться о том, что утюги и миксеры были подарками, купленными в магазине, и их можно вернуть обратно. Но если вы знакомы с этой традицией, то «домысливание» происходит в основном автоматически. Упражнение 5.2 Прочитайте следующий «скрипт» из работы Мински (Minski, 1983) и укажите три подробности, которые необходимо вставить в рассказ, чтобы его можно было понять. Джейн была приглашена на день рождения к Джеку. Она подумала, что, возможно, ему понравится воздушный змей. Она пошла в свою комнату, взяла копилку и потрясла ее — но ничего не услышала... а. ___________________________________________ б. ___________________________________________ в. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Логическое мышление Независимо от того, изучали ли вы когда-нибудь формальную логику, вы наверняка каждый день много раз пользуетесь логическим мышлением. Но вы можете не знать, в какой последовательности строится логическое умозаключение. Оно формируется из двух суждений, которые называются посылками, и сделанного на их основе вывода. Первое суждение называется «большой посылкой», второе— «малой посылкой». Вполне логично, что вывод так и называется «выводом». Скрипт: сжатая сюжетная схема, требующая дополнительной информации. Рассмотрим последовательность построения логического суждения: Большая посылка Если на светофоре загорится красный свет, то я должен остановить машину. Малая посылка На светофоре загорелся красный свет. Вывод Следовательно, я должен остановить машину. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|