Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52685

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Может показаться, что употребление термина "стресс" в рамках общего определения как "требований, чрезмерно напрягающих резервы адаптации" (Editorial, 1975), затрудняют его применение для анализа подобных вцдов труда. Однако, как мы увидим позднее, в определенных случаях содержание этого понятия включает и чрезмерно низкую стимуляцию и/или недостаточное использование человеческих способностей. В таком контексте его вполне можно употреблять для анализа груда "голубых воротничков",
Другой вопрос, который хотелось бы кратко затронуть, касается относительной важности понятия трудовой роли и трудовых проблем по сравнению с другими социальными ролями и источниками удовлетворенности-неудовлетворенности в человеческой жизни. Хотя соответствующая литература и не лишена противоречий и неясностей в интерпретации имеющихся данных, на ее основе отчетливо вырисовывается картина, наводящая на мысль о более низкой значимости труда и трудовой роли, чем это принято считать в соответствии с обычными интуитивными или общетеоретическими представлениями о работе как основной форме жизненной активности человека.
В нескольких исследованиях по анализу приоритетов жизненных ценностей, ожиданий и потенциальных источников страха, проведенных на взрослых американцах (Cantril & Roll, 1971), "хорошая профессия, подходящая работа" отмечается в числе приоритетов не более чем у 6-9% респондентов, а "безработица"^ только у 10-14%. Напротив, "хорошее здоровье/болезнь" и "более высокий/низкий жизненный стандарт" обычно указываются как два наиболее частых источника надежды и страха в ответах более 40% респондентов. Сходные данные приводятся Campbell et al (1976). Только около 38% респондентов в национальной выборке оценивают "интересную работу" как "нечто, чрезвычайно важное" в противоположность 70%, предпочитающих иметь "крепкое здоровье", 74% - "счастливый брак", 67% - "хорошую семейную жизнь", 62% - "жить в хорошей стране". А в нескольких исследованиях, определяющих относительный вклад удовлетворенности трудом в общую оценку благополучия и счастья {см. Campbell et al., 1976), делается вывод, что семейная жизнь и желаемые формы проведения досуга и отдыха являются более важными факторами.
147
Изучение вопросов, связанных с уходом на пенсию, также дают наводящую на размышления информацию. Результаты опроса, проведенного Harris (1965) на лицах рабочих профессий, обнаружили, что опрошенные (особенно более молодые) хотели бы уйти на пенсию раньше, чем в действительности это может произойти. В более позднем исследовании, проведенном как на репрезентативном для всей национальной выборки контингенте, так и на группе относительно пожилых (более 60 лет) рабочих автомобильной промышленности, было отчетливо показано, что финансовые обстоятельства имеют первостепенное значение при планировании раннего ухода на пенсию, а какая бы то ни было приверженность "трудовой этике" играет при этом малую роль.
Однако среди тех, кто уже вышел на пенсию, 39% отметили, что пенсионный период обманул их ожидания, но только менее четверти из этих неудовлетворенных лиц выдвинули в качестве причины "потерю работы" (Hams, 1965).
Исследования другого рода, касающиеся "значимости труда", показывают, что, хотя от 73% до 80% работающих мужчин хотели бы продолжать частично работать в случае неожиданного получения наследства, но только 9% из них в качестве причины указали: "потому что я люблю работу", и еще 10% отмечали, что работа способствует поддержанию здоровья и самоуважения. Данные, полученные с помощью иной методологии опроса (респонденту предъявлялся набор альтернативных форм активности и его спрашивали, какой из них ему недоставало бы больше всего), говорят о том, что только около 25% индустриальных рабочих ориентированы на труд, другими словами, они выбирали альтернативу "ежедневная работа1'. Это близко к результатам национального обследования по распределению времени (Robinson & Converse, 1972), в котором только 25% опрошенных выбрали как наиболее предпочтительные те формы активности, которые связаны с трудом и профессиональной жизнью.
Таким образом, в целом оказывается, что малоквалифицированные индустриальные рабочие имеют сравнительно низкую привязанность к своей трудовой роли, они отмечают, что могли бы продолжать работать и при отсутствии финансовой необходимости, но не потому, что испытывают определенную внутреннюю потребность в труде, а так как общество не обеспечивает для них сколь-нибудь осмысленных альтернативных форм времяпровождения. "Голубые воротнички", скорее, "принимают необходимость работы, но не ожидают большой удовлетворенности от своего конкретного вцда труда" (Strauss, 1974, р. 54), Большинство же из теоретических описаний высокой значимости труда в нашем обществе, по мнению Sayles & Strauss (1966), применимо только к работникам, занятым высококвалифицированным и творческим трудом.
148
Релевантность методов профессиональной эпидемиологии и некоторые иллюстративные данные
В учебниках эпидемиология определяется как "учение о распределении и детерминантах состояния здоровья в популяциях людей" (Mausner & Bahn, 1974), Это определение имеет широкую экологическую ориентацию, и такие понятия, как "агент - носитель - среда" или "индивид - место - время*1, являются для него центральными. В составленном для исследователей^ работающих в области социальных наук, "Руководстве по измерениям и оценке" (Struening & Guttentag, 1975) содержится дае главы, подготовленные эпидемиологами. В целом вся область социальной эпидемиологии отражает процесс слияния социальных дисциплин с эпидемиологическими методами.
Эпидемиология, так же, как и социальные дисциплины, имеет дело с множеством методических проблем - разработкой методов каузального анализа, обращением к сильным и слабым сторонам неэкспериментального и квазиэкспериментального планирования, обоснованием выводов экологических обследований и др. И то, что можно назвать "хорошей" эпидемиологией, подчас является также и "хорошей" социологией или "хорошей" социальной психологией, Возможно, что наиболее общей причиной, по которой специалисты в области социальных наук недооценивают значение эпидемиологии, является сведение всего ее содержания к описательной эпидемиологии (учение о распространении заболеваний), при этом игнорируется ее аналитический раздел (учение о детерминирующих факторах), так же, как и ее другие важные отрасли, - клиническая и социальная. Проще говоря, проявляется недопонимание того, что когда, например, эпидемиолог изучает различия в показателях заболеваемости и смертности разных профессиональных групп, то он вынужден в своей работе привлекать данные других дисциплин даш того, чтобы понять и объяснить, почему эти различия существуют.
Конечно, несмотря на сделанные замечания, описательная профессиональная эпидемиология способна обеспечить весьма полезными сведениями исследователей стресса в труде. Например, как показывает проведенный в США анализ смертности от атеросклероза сосудов сердца среди белых мужчин-американцев (в возрасте от 20 до 64 лет) разной профессиональной ориентации, для лиц определенных профессий (профессора и преподаватели колледжей, учителя) этот индекс оказался меньше, чем ожидалось, тогда как в других группах (юристы и судьи, врачи и хирурги, фармакологи, страховые агенты и брокеры) он был значительно выше по сравненною с предварительными расчетами. Поскольку выявленные различия оказались весьма значительными (в соотношении 2:1), а обследованные группы вполне сопоставимы по социальному статусу, уровню физической актив-
149
ности, наличию вредных агентов в рабочей среде и т.п., то становится уместным вопрос, не является ли это следствием действия различных ввдов "трудовых стрессов", Различия в показателях смертности учителей и врачей были обнаружены в результатах исследований, проведенных в разных странах (King, 1970). Более того, было также отмечено, что практикующие врачи общего профиля имеют в 2 раза большее число инфарктов миокарда с летальным исходом, чем другие категории врачей (Morris et alM 1952). <>



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь