|
Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32188
Автор: Талайко С.В.
Название: Психология личности. Курс лекций. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Другое определение принадлежит Дж. Стейнсу (1954): "Я-концепция - существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести".
5. Структура Я-концепции. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать "Я концепцию" как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента: 5. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 6. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 7. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом: 1. "Образ Я" - представление индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты "Образа Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 6. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой. Кроме того, Р. Бернс описывает строение "Я концепции" в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная "Я концепция", включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Глобальную "Я концепцию" он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. По его мнению существует по крайней мере три основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. В каждой из модальностей Р.Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Когнитивная составляющая Я-концепции. Описывая какого-либо человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: надежный, общительный, сильный, совестливый и т.п. То же происходит, когда мы пытаемся описать самих себя. Эти характеристики нашего привычного самовосприятия могут включать в себя любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, а также описание его имущества, жизненных целей и т.д. Все эти характеристики входят в Образ-Я с разным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и их иерархия может меняться в зависимости от значимости ситуауции, жизненного опыта и просто под влиянием момента. Оценочная составляющая Я-концепции. Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Например, такая характеритсика, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, с "престижностью" данного района в глазах определенной социальной группы. Или, например, достижение 40-летнего возраста одни считают порой расцвета а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, другим он кажется недостаточным и т.д. Поведенческая составляющая Я-концепции. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности личности. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Л. Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. В психоаналитической литературе описаны различные защитно-психологические механизмы, среди которых можно назвать следующие. Отрицание: если реальная действительность для человека преподносит неприятности, то он "закрывает глаза" и прибегает к отрицанию ее существования. Например, распространенная форма отрицания - неприятие критики в свой адрес со стороны других людей. Рационализация: это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Например, оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; оправдание совершенного нежелательного действия "объективно" сложившимися обстоятельствами. Например, приятели подбили 10-летнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о "хорошем мальчике" не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело, что этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Р. Бернс описывает такой случай из собственной практике. У девочки показатель теста на интеллект был выше среднего, но она училась плохо и объясняла это тем, что она "не обладает большим умом". Психотерапевт пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокмй уровень IQ. При следующей встрече, проходившей через несколько месяцев обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего. То есть девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия: высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Проекция: люди чаще всего неохотно или совсем не признают существование в своей личности нежелательных черт и свойств. Механизм проекции заключается в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. 3. Самоотношение и самооценка личности. Самооценка - эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Под самоотношением понимается целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, т.е. она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов. Постулат У. Джемса гласит о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. С.Р. Пантелеев пытается проанализировать категорию самоотношения, как она описывается отечественными и зарубежными психологами. Анализ литературы привел его к такому определению: "самоотношение может пониматься как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе". Тем не менее, анализируемое понимание самоотношения как некоторого универсального и устойчивого чувства самоуважения, которое зафиксировано в определениях глобальной самооценки, оказывается далеко не однозначным. Л. Уэлс и Дж. Марвел, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, пришли к выводу, что "грубое обозначение самооценки как ценностного аспекта представления о себе, не дает нам адекватного знания о том, что же это такое". По литературным данным они выделяют три основные понимания терминов самоотношения (self regard) или самочувствия (self-feeling), каждое из которых имеет свое коннотативное значение: 1) любовь к себе (self-love), 2) самоприятие (self-acceptance), 3) чувство компетентности (sense of competence). Одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность. Самоприятие - это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассмаривается как более глубинный и, возможно, даже более "мистический" процесс, включающий интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенциально ориентированных теориях). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|