|
Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42433
Автор: Айламазьян А.М.
Название: Метод наблюдения и беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке исследования, при которых к особенностям подростка подходят среднестатистически, поскольку считаем неправильным игнорирование разного темпа развития детей. Во-вторых, мы отказались от организации исследования по принципу «срезов», «снимаемых» через определенные промежутки времени на разных по возрасту группах подростков (как у А.Гезелла), Такие исследования дают возможность описать точки, через которые проходит развитие, но не дают материала для характеристики самого процесса развития. В-третьих, мы отказались от всякого рода бесед, даже в их экспериментальной форме, как от основного метода исследования. Собранные таким способом материалы не дают возможности изучить и выявить фактическое поведение и деятельность подростков. Наконец, мы отказались и от эксперимента в его классической форме, так как не нашли эксперимента, адекватного для решения стоявшей перед нами проблемы. Активный преобразующий и формирующий эксперимент на первом этапе работы был для нас недоступен.
При выборе метода исследования мы исходили из предположения, что возрастные особенности всегда существуют в форме индивидуальных вариантов развития. Понимание индивидуальных особенностей только как особенностей качеств личности является неполным. Ребенок как развивающееся существо всегда представляет собой и индивидуальный вариант возрастного развития. Развернутая гамма индивидуальных вариантов возрастного развития при сравнительном анализе может дать материал для ответа на вопрос об условиях формирования основного новообразования. Поэтому мы остановились на изучении индивидуальных вариантов развития подростков и на «клиническом» исследовании, как наиболее соответствующем нашим задачам. Детской психологии, так богатой фактами о развитии отдельных сторон психики ребенка, явно не хватает «клиники» детского развития. Под «клиническим» исследованием мы понимаем систематическое и детальное изучение одних и тех же детей на протяжении всего возрастного периода с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. Естественно, что при этом необходимо изучение условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Описание развития одного ребенка хотя и может быть исследованием по возрастной психологии, но его возможности ограничены. Требование доказательности делает необходимым изучение и сравнение по возможности 147 большого количества индивидуальных вариантов. Именно их сравнительный анализ в известной степени может приблизить такое исследование к эксперименту и создать возможность отчленить отдельные симптомы от действительных процессов развития ребенка. В советской психологической литературе нам известны только исследования Н.СЛейтеса] и Л.С.Славиной3, проведенные таким методом. Этот метод оказался эффективным при изучении умственной одаренности, причин неуспеваемости и недисциплинированности детей. Интересный и поучительный опыт углубленного изучения индивидуально-психологических особенностей детей представлен в книге под редакцией Л.ИБожович3. В этой работе психологи совместно с педагогами одной из школ-интернатов выявляли причины трудностей воспитания детей. В центре внимания исследователей стоял отдельный ребенок и его индивидуально-психологические особенности; на каждого ребенка составлялась индивидуальная характеристика. Полученные материалы подвергались анализу только внутри данных об отдельном ребенке. Никаких сопоставлений материалов, полученных о разных детях, в этом исследовании не проводилось. Мы ассимилировали из названных работ все, что было полезно для решения поставленной в нашем исследовании задачи. Отличие нашего метода заключалось в том, что длительное, углубленное изучение индивидуальных случаев развития детей было для нас лишь средством получить материал для последующего сравнительного анализа. Именно метод сравнительного анализа принципиально отличает наше исследование от изучения детей, проводившегося под руководством Л.И.Божович, Таким образом, наш метод исследования может быть охарактеризован как сравнительно-клинический: клинический — по характеру собирания материала; сравнительный — по способу его анализа. 1 См.: Лейтес НС, Об умственной одаренности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 2 См.: Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М,: Изд. АПН РСФСР, 1958. 3 См. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред, Л.И.Божович. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 148 Задачи и метод исследования определили организацию исследования. Для длительного систематического изучения индивидуального развития детей мы выбрали V класс одной из школ Москвы. В V классе учатся дети, только вступающие в подростковый период развития- Мы изучали учащихся обычной общеобразовательной школы, а не школы-интерната, потому что в школе-интернате дети лишены возможности постоянного общения с семьей и с более широким кругом взрослых и сверстников. Нам было очень важно получить материал именно об общении детей с окружающими, так как мы стремились исследовать самые разнообразные формы поведения и отношений подростков. Для того чтобы сотрудники лаборатории могли установить возможно более близкий контакт с изучаемыми детьми и вести ежедневное наблюдение, в классе была организована группа продленного дня. Ребята после подготовки уроков занимались пионерской и кружковой работой. Классный руководитель (он же руководитель группы продленного дня) работал в полном контакте с сотрудниками, изучавшими детей. Все планы работы разрабатывались совместно; в основу была положена работа пионерского отряда. Совет отряда руководил всей пионерской и клубной работой. Каждый из трех сотрудников лаборатории в качестве «консультанта» и «помощника» звеньевого был прикреплен к одному звену (всего было три звена). Кроме того, сотрудники вели работу в кружках и руководили отдельными мероприятиями, В результате такой организации работы исследователи принимали самое активное участие в жизни класса, звеньев и отдельных ребят, В классе проводилась большая пионерская и кружковая работа. К праздникам Октябрьской революции и Первого мая готовились сборы отряда, К Дню Рождения В.И.Ленина каждое звено подготовило монтаж о жизни и деятельности В.И.Ленина, ребята выступили на сборе отряда с небольшими сообщениями. По собственной инициативе ребята провели сбор у первоклассников с рассказом об Ильиче. К празднику Совет-ской Армии они выпустили монтаж. Один раз в две недели проводились политинформации и чтение «Пионерской правды*. Подготовили и послали подарки болгарским пионерам; был проведен сбор с рассказом о Болгарии и передачей подарков от болгарских пионеров. Некоторые пионеры нашего класса стали переписываться с пионерами из Болгарии. Было организовано шефство над 1 классом: а) работа со звездочками; 149 б) помощь учителю в подготовке наглядных пособий и материалов для уроков по труду; в) еженедельная демонстрация в классе диафильмов. Шефствовали над библиотекой — ремонтировали и переплетали книги. В звеньях было организовано воображаемое путешествие по трем маршрутам: а) Москва — Ленинград — Северный морской путь; б) Москва — Владивосток (через Сибирь с остановками в местах строек); в) Москва — Средняя Азия. Во время этого путешествия ребята делали сообщение о городах, стройках, через которые проходил маршрут; писали письма в Братск и другие города, готовили подарки и отсылали их. Были организованы внутризвеньевые и отрядные соревнования по умениям (чистка картофеля> пришивание пуговиц, командование звеном), а также звеньевые турниры по шахматам и шашкам. Систематически велась спортивная работа: тренировки по волейболу, настольному теннису; посещение катка; соревнования между звеньями по волейболу; был организован один турпоход и две военные игры. Работали кружки: радиомонтажный, фотолюбителей, кукольный, драмкружок, вышивания. Кроме этого, ребята по желанию занимались выжиганием, выпиливанием, моделированием, лепкой. Драмкружок подготовил два спектакля: «Сказку о попе и о его работнике Балде» и «Чиполлино», которые несколько раз показывали в школе. Было немало коллективных походов в кино, театр и музеи. Ребята посетили Кремль, Третьяковскую галерею, Музей восточных культур, Музей изящных искусств. В Кремле фотографы класса делали снимки. После экскурсий пионеры готовили монтажи. Конец каждой четверти отмечался классным праздником с викторинами, самодеятельностью, играми. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|