Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164652

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если социально-перцептивная компетентность имеет важное значение в видах профессиональной деятельности, где осуществляется интенсивное общение и взаимодействия, то аутопсихологическая компетентность имеет ключевое значение для осуществления прогрессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят:
• качество самоанализа;
• адекватность самооценки;
• уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.
Аутопсихологическая компетентность важна при осуществлении развития путем включения в акмеологическую развивающую среду, где субъект развития осуществляет тесные взаимодействия со специалистами в процессе акмеологического эксперимента. Но ее роль особенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личностно-профессионального.
С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетентность рассматривается как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионалъного развития.
Кроме того, аутопсихологическая компетентность является следствием способности к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопсихологическая компетентность проявляется также в умении личности использовать и развивать собственные ресурсы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятельности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствование человека.
Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопсихологической деятельности, которая характеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью.
Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности могут быть представлены с системных позиций.
Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты:
• рефлексивный компонент, включающий способность осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик;
• проективный компонент, состоящий в способности осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности;
• интрокоммуникативный компонент как системопреобразующий внутренний диалог;
• конструктивный компонент, проявляющийся в способности осуществлять целенаправленные внутриличностные изменения;
• организаторский компонент, выступающий в умении наращивать свои ресурсы для саморазвития;
• прогностический компонент как способность и умение предвосхищать ключевые моменты своего развития.
Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности осуществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличностное. Основным методом развития являются акмеологические технологии, применяемые в индивидуальной работе и с помощью групповых тренингов.
В аутопсихологической компетентности акцентируются свойства личности, позволяющие направить активность человека на самопознание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление. Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность.
Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологического самосознания, ускорить процесс личностно-профессионального развития.
Если рассматривать данную компетентность преимущественно в регуляторном плане как систему специальных умений, то актуализируется вопрос о наличии аутопсихологических способностей личности (АПС), условий и технологий их развития*.
* Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. — М: РАГС, 2000.

Было доказано, что АПС оказывают сильное влияние на такой компонент саморазвития, как самосовершенствование. Эти способности операционализируют процессы энергоинформационного преобразования у развивающейся личности и включают интериоризацию, рефлексию и внутреннюю адаптацию, информацию о потенциальных возможностях в самосовершенствовании. Были разработаны акмеологические технологии развития таких способностей до высокого уровня, обусловленного требованиями профессионализма.
Представленная схема структурного содержания психологической компетентности, включающей социально-перцептивный, социально-психологический, аутопсихологический, коммуникативный и психолого-педагогический виды компетентности постоянно развивается и совершенствуется. Обосновано наличие и других видов психологической компетентности, которые являются важной составной частью профессиональной компетентности. Среди них особо следует выделить рефлексивную и конфликтологическую компетентность.
Рефлексия как отражение, система информативных обратных связей играет огромную роль в развитии личности, ее деятельности, общении, отношениях и взаимодействиях. Рефлексивные компоненты содержатся во всех видах профессиональной и психологической компетентности. В психологии и акмеологии отмечены связи между уровнем развития рефлексии и продуктивности личностно-профессионального развития, правда, эта связь нелинейная. Все это актуализировало проблему изучения и развития рефлексивной компетентности.
Рефлексивная компетентность — это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности*.
* Степанов С. Ю., Полшцук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. — М.: РАГС, 1996.

Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания. Это важное профессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профессионального опыта, что способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие.
Проведенные исследования показали, что структура рефлексивной компетентности включает в себя:
• знания о ролевых функциях и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип рефлексии);
• представления о внутреннем мире другого человека, психологических детерминантах его активности и отношений (коммуникативный тип рефлексии);
• представления о своих поступках и отношениях, образ собственного «Я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); « знания об объектах и способах взаимодействия с ними (интеллектуальный тип рефлексии).
На основе разработанной модели рефлексивной компетентности были созданы и апробированы соответствующие технологии ее развития, которые относятся к классу психологических и акмеологических практикумов и тренингов, в частности, рефлексивно-инновационный тренинг. Их применение позволяет повысить уровень профессионализма субъектов управленческой деятельности по отдельным критериям и показателям в среднем на 10-15%.
Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. Актуальность ее обоснования и изучения обусловлена значительным увеличением числа конфликтов, имеющих негативные разрушительные последствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими стало важнейшей характеристикой профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в системах «человек — человек» и «человек — коллектив».
Конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Будруева Елена Александровна. «Театрализованная деятельность в ДОУ – путь к развитию речи дошкольников».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Редактор. proekt
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Мария Мазурик. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовании
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь