|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165085
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Если социально-перцептивная компетентность имеет важное значение в видах профессиональной деятельности, где осуществляется интенсивное общение и взаимодействия, то аутопсихологическая компетентность имеет ключевое значение для осуществления прогрессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят:
• качество самоанализа; • адекватность самооценки; • уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства. Аутопсихологическая компетентность важна при осуществлении развития путем включения в акмеологическую развивающую среду, где субъект развития осуществляет тесные взаимодействия со специалистами в процессе акмеологического эксперимента. Но ее роль особенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личностно-профессионального. С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетентность рассматривается как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионалъного развития. Кроме того, аутопсихологическая компетентность является следствием способности к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопсихологическая компетентность проявляется также в умении личности использовать и развивать собственные ресурсы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятельности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствование человека. Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопсихологической деятельности, которая характеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности могут быть представлены с системных позиций. Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты: • рефлексивный компонент, включающий способность осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик; • проективный компонент, состоящий в способности осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности; • интрокоммуникативный компонент как системопреобразующий внутренний диалог; • конструктивный компонент, проявляющийся в способности осуществлять целенаправленные внутриличностные изменения; • организаторский компонент, выступающий в умении наращивать свои ресурсы для саморазвития; • прогностический компонент как способность и умение предвосхищать ключевые моменты своего развития. Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности осуществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличностное. Основным методом развития являются акмеологические технологии, применяемые в индивидуальной работе и с помощью групповых тренингов. В аутопсихологической компетентности акцентируются свойства личности, позволяющие направить активность человека на самопознание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление. Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность. Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологического самосознания, ускорить процесс личностно-профессионального развития. Если рассматривать данную компетентность преимущественно в регуляторном плане как систему специальных умений, то актуализируется вопрос о наличии аутопсихологических способностей личности (АПС), условий и технологий их развития*. * Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. — М: РАГС, 2000. Было доказано, что АПС оказывают сильное влияние на такой компонент саморазвития, как самосовершенствование. Эти способности операционализируют процессы энергоинформационного преобразования у развивающейся личности и включают интериоризацию, рефлексию и внутреннюю адаптацию, информацию о потенциальных возможностях в самосовершенствовании. Были разработаны акмеологические технологии развития таких способностей до высокого уровня, обусловленного требованиями профессионализма. Представленная схема структурного содержания психологической компетентности, включающей социально-перцептивный, социально-психологический, аутопсихологический, коммуникативный и психолого-педагогический виды компетентности постоянно развивается и совершенствуется. Обосновано наличие и других видов психологической компетентности, которые являются важной составной частью профессиональной компетентности. Среди них особо следует выделить рефлексивную и конфликтологическую компетентность. Рефлексия как отражение, система информативных обратных связей играет огромную роль в развитии личности, ее деятельности, общении, отношениях и взаимодействиях. Рефлексивные компоненты содержатся во всех видах профессиональной и психологической компетентности. В психологии и акмеологии отмечены связи между уровнем развития рефлексии и продуктивности личностно-профессионального развития, правда, эта связь нелинейная. Все это актуализировало проблему изучения и развития рефлексивной компетентности. Рефлексивная компетентность — это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности*. * Степанов С. Ю., Полшцук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. — М.: РАГС, 1996. Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания. Это важное профессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профессионального опыта, что способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие. Проведенные исследования показали, что структура рефлексивной компетентности включает в себя: • знания о ролевых функциях и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип рефлексии); • представления о внутреннем мире другого человека, психологических детерминантах его активности и отношений (коммуникативный тип рефлексии); • представления о своих поступках и отношениях, образ собственного «Я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); « знания об объектах и способах взаимодействия с ними (интеллектуальный тип рефлексии). На основе разработанной модели рефлексивной компетентности были созданы и апробированы соответствующие технологии ее развития, которые относятся к классу психологических и акмеологических практикумов и тренингов, в частности, рефлексивно-инновационный тренинг. Их применение позволяет повысить уровень профессионализма субъектов управленческой деятельности по отдельным критериям и показателям в среднем на 10-15%. Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. Актуальность ее обоснования и изучения обусловлена значительным увеличением числа конфликтов, имеющих негативные разрушительные последствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими стало важнейшей характеристикой профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в системах «человек — человек» и «человек — коллектив». Конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|