Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57065

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Проблемы, связанные с девиантным отцовством, стали в наше время весьма острыми и актуальными. Доказательством этого является возникновение новых форм отклоняющегося отцовского поведения: уход из семьи, отказ от совместной жизни с супругой и ребенком; проявление насилия по отношению к своему ребенку. Причины отклоняющегося отцовского поведения следует искать, прежде всего, в эгоцентризме, инфантильности, сексуальной неразборчивости мужчин. А это, в свою очередь, связано с низким уровнем сформированности матрицы отцовского отношения.
Кроме того, при неблагоприятном развитии событий возможен ролевой конфликт, когда представления о ролях, выполняемых одним человеком, разнятся. Есть мнение, что многие проблемы бегущих от отцовства мужчин связаны, прежде всего, с ролевым кон -фликтом. Условно выделяют два типа мужчин: для первых роль отца несовместима с профессиональным ростом, свободой и ролью «свободного» мужчины, для вторых сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответ -ственность являются препятствием для выполнения отцовской роли.
Таким образом, результаты адаптации либо дезадаптации мужчины к новой социальной роли обусловлены многими обстоятельствами: свойствами его личности, устойчивостью личности, культурными, социальными и семейными особенностями. Но главными, детерминирующими все вышеперечисленные особенности, являются: 1) уровень сформированности матрицы отцовского отношения, которая складывается в родительской семье, прежде всего, под влиянием взаимоотношений с собственными отцом и матерью; 2) выбранный стиль совладеющего поведения.
Мы также предположили, что трудности, связанные с ситуацией родительства, провоцируют возникновение у определенной группы мужчин-отцов пессимистичных взглядов на жизнь и, как следствие, отказ от активной жизненной позиции. Уровень жизненных ориентации (оптимизм / пессимизм) мужчин, впервые ставших отцами, мы изучали с помощью методики ТЖО (тест жизненных ориентации), которая была разработана Е. Чангом
139
(1997). Оказалось, что 57% мужчин-отцов оптимистичны, у достаточно многочисленной группы мужчин (42,5%) явно выражен пессимизм.
Жизненные принципы мужчин с негативной жизненной ориентацией звучат следующим образом:
• «лучше не ждать самого хорошего, потому что, скорее всего, наступит разочарование»;
• «я редко ожидаю хороших событий»;
• «если шансы равны (50 / 50), то я обязательно выбираю неправильный вариант».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ситуация, в которую попадает мужчина после рождения первого ребенка в семье, нередко негативным образом сказывается на его эмоциональном благополучии и влияет на изменение жизненных ориентации.
Большая часть мужчин-отцов с преобладанием пессимизма испытывают состояние субдепрессии, тревожности, чрезмерного беспокойства. Пессимизм как жизненная ориентация личности имеет средние устойчивые положительные связи с выбором мужчинами определенных стратегий / стилей совладеющего поведения: эмоционально-ориентированный копинг; принятие ответственности; бегство-избегание. Пессимизм также связан со следующими показателями социально-психологической адаптации (Р. Даймонд, К. Роджерс): ожиданием внешнего контроля; ведомостью; эскапизмом; дезадаптивностью; также наблюдается отрицательная связь пессимизма с принятием себя. Значимые связи между оптимизмом и выбором мужчинами-отцами стилей и стратегий совлада-ния с трудностями не были установлены.
Кроме того, примерно треть мужчин, впервые ставших отцами, испытывают состояние субдепрессии. Уровень депрессивности (измеренный с помощью методика BDI, адаптация Н. В. Тарабриной, 2000) влияет на достаточном и высоком уровнях значимости на следующие переменные: а) отрицательно — на степень принятия других; б) положительно — на эмоциональный дискомфорт.
Пример 6.
Вот как можно описать состояние молодою отца К. (26 лет).
Это человек, который...
• чувствует себя несчастным;
• думая 6 будущем, чувствует себя разочарованным;
140
• не получает столько же удовольствия от жизни, как раньте;
• довольно часто чувствует себя виноватым;
• думает о том, чтобы покончить с собой, но он этого не сделает;
• обеспокоен тем, что выглядит постаревшим и непривлекательным;
• беспокоится по поводу психосоматических заболеваний;
• меньше, чем обычно, интересуется сексом. Из рассказа жены К. стало известно:
Мы постоянно ругаемся, кричим, все отражается на ребенке. Малыш очень пугается, когда мы в повышенном тоне выясняем отношения, он замирает в одном положении и смотрит на нас.
Сейчас мы в очередной раз серьезно поругались, муж ушел из дома и когда вернется, я не предполагаю...
Мы выяснили, что в целом наиболее часто выбираемым способом совладания с трудностями у мужчин, впервые ставших отцами, является проблемно-ориентированный копинг (заинтересованность и прямые действия по разрешению проблемы). У мужчин-отцов с преобладанием пессимистичных взглядов на жизнь, пассивной жизненной позиции и наличием симптомов суб-депрессии самой выбираемой копинг-стратегией в совладании с трудностями оказалась стратегия бегство-избегание. Полученные результаты подтверждаются наблюдениями за поведением молодых мужчин-отцов (многочисленные случаи ухода из дома, алкоголизм, интимные отношения вне семьи).
Во многом выбор мужчиной - отцом проблемно -ориентирован -ною копинга в совладеющем поведении обусловлен ориентацией на существующий в общественном сознании образец идеального мужчины — тендерный стереотип (мужчина сильный, независимый, инструментальный, ему нельзя показывать свои негативные чувства, эмоции, поскольку это не одобряется обществом). Но «цена» такого поведения в совладании с трудностями высока.
На этом этапе у мужчины-отца появляются и механизмы психологической защиты, в частности реакция избегания, что было подтверждено с помощью проективной методики «Дом. Дерево. Человек» . Эта реакция проявляется в неосознаваемой установке «Если я не могу качественно разрешить проблему, я от нее отдалюсь, про -игнорирую». Мужчины, впервые ставшие отцами, предпочитают скорее психологически отделиться от ситуации и уменьшить ее зна-
141
чимость, чем выражать свои негативные эмоции, «выбрасывать» агрессию на окружающих людей, достигая этим лучшего эмоционального самочувствия.
Второе место у мужчин, впервые ставших отцами, занимает копинг, ориентированный на избегание. Он помогает мужчинам, оказавшимся в новой ролевой ситуации, сохранить эмоциональный комфорт, оптимистичные взгляды на жизнь и, возможно, лучше адаптироваться к новой социальной роли.
Мы считаем, что мужчина, впервые ставший отцом, несомненно, испытывает стресс, который он частично вытесняет, поскольку считает, что ему нельзя показывать свои чувства, рассказывать о своих переживаниях, мыслях.
И безусловно, в поведении современного молодого мужчины-отца присутствуют как защитные механизмы, так и механизмы совладания, при ведущем значении совладания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь