Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156465

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Лишь некоторые компоненты обеих моделей прошли экспериментальную проверку. Они хорошо могут объяснить социальную неуверенность, но в меньшей степени — почему развивается полная картина социофобии. Поэтому мы предлагаем (в сокращенном виде) интегрированную диатез-стресс-модель, разработанную рабочей группой Хаймберга (приведена в: Juster, Brown & Heimberg, 1996). Компоненты этой модели изображены в табл. 37.2.1.

Таблица 37.2.1. Компоненты когнитивно-поведенческой модели (Juster, Brown & Heimberg, 1996)
Компоненты Примеры
Генетические и средовые факторы - генетические влияния;
- тревожность родителей;
- родительские установки относительно воспитания детей;
- негативный опыт контакта с референтной группой и/или представителями противоположного пола
Убеждения относительно социальных ситуаций - Социальные ситуации потенциально опасны;
- чтобы избежать опасности в социальных ситуациях, поведение должно быть совершенным;
- у меня отсутствуют способности, необходимые для того, чтобы вести себя должным образом
Прогнозы относительно социальных ситуаций Социальные ситуации неминуемо ведут к:
- неприятностям,
- отказам;
- унижению;
- потере статуса
Симптомы тревоги - тревожное ожидание социальных ситуаций;
- концентрация внимания и фокусировка на социально угрожающих раздражителях;
- негативные мысли о самом себе, о собственном поведении и оценке себя другими;
- повышенное физиологическое возбуждение;
- сильное беспокойство относительно очевидности тревожных симптомов
Последствия тревоги - реальные или воображаемые нарушения поведения;
- восприятие собственного поведения и его оценка по критериям перфекционизма;
- оценка собственного поведения как неадекватного;
- фокусировка на воображаемых отрицательных последствиях неадекватного поведения

В качестве основной предпосылки социофобии необходимо признать генетическую предрасположенность (Fyer, Mannuzza, Chapman, Liebowitz & Klein, 1993). Следующим важным фактором для возникновения этого расстройства является сенсибилизация посредством влияний окружающей среды (процессы научения). Так, например, поведение социально тревожных родителей может способствовать развитию социальной тревоги у детей, если родители будут сообщать детям о своих страхах и отстранять их от участия в определенных социальных ситуациях. В качестве следующих сенсибилизирующих факторов можно назвать прежний негативный опыт с референтной группой (peer group) или представителями противоположного пола. На основе этого опыта индивид начинает думать, что социальные ситуации представляют собой угрозу чувству самоценности или социальному положению. Он думает, что сможет решить эти проблемы, если его поведение будет совершенно, однако на самом деле это неосуществимо. Далее, он ожидает, что его способы поведения приведут к унижению, смущению, отказам и потере статуса (Stopa & Clark, 1993). Эти субъективные убеждения и прогнозы снова повышают вероятность того, что индивид окажется озабочен социальной ситуацией или попытается ее избежать. При этом его ожидания относительно потенциально опасных событий еще больше сенсибилизируются. И, как следствие, у людей с социофобией возникает поток негативных мыслей о своей неполноценности и неспособность преодолевать будущие возможные проблемы. Возникающее при этом физиологическое возбуждение в социальных ситуациях служит еще одним доказательством существующей опасности и сложности справиться с ситуацией. Озабоченность тем, что эта тревога может быть замечена окружающими и будет негативно ими оценена, ведет к подкрепляемому избеганию социальных ситуаций и, как следствие, к негативному подкреплению избегающего поведения. Так как эта тревожная констелляция возникает главным образом в ранней юности или в подростковом возрасте, то со временем может произойти накопление серьезных социальных дефицитов, что дополнительно подкрепляет проблематику. Некоторые имеющиеся на сегодняшний день эмпирические данные подтверждают определенные аспекты этой модели (см. Juster, Brown & Heimberg, 1996). Однако для подтверждения модели в целом пока эмпирических данных недостаточно. Значение этой концепции в настоящее время состоит, прежде всего, в том, что она предлагает целенаправленную стратегию для дальнейших экспериментальных исследований, а также стимулирует развитие соответствующих когнитивно-поведенческих компонентов терапии.

4.3. Эпидемиологические данные, релевантные для этиологии

В одном из исследований, проведенных в США (Magee et al., 1996), было показано, что риск возникновения специфических фобий в течение жизни равен 11,5%, а социофобий — 13,3%. Аналогичная частота заболеваний (для социофобий, правда, немного ниже) была зарегистрирована и в Германии (Wittchen & Perkonigg, 1996), хотя срезовая частота заболеваний (частота заболеваний, зарегистрированная в течение одного месяца) значительно ниже и составляет для специфической фобии 5,5%, а для социофобии — 4,5%. Различие между более высокой частотой заболеваний в течение жизни и более низкой, фиксируемой в течение одного месяца, может рассматриваться как указание на то, что либо эти фобии спонтанно ослабевают, либо — что кажется на основе лонгитюдных исследований более вероятным — обнаруживают флуктуирующее течение. Очевидно, в течение жизни индивида с такими фобиями фазы с серьезными ограничениями и многочисленными симптомами часто чередуются с фазами, когда симптомы практически отсутствуют. Обе формы фобических расстройств обычно (более чем в 80% случаев) впервые возникают в подростковом периоде и в ранней взрослости, причем социофобии и специфические фобии в отличие от панических расстройств и генерализованного тревожного расстройства редко появляются после 25 лет. Женщины страдают специфической фобией в два-три раза чаще, чем мужчины, а социофобией лишь немного чаще — 15,5% против 11,1% у мужчин. Специфические фобии и социофобии связаны с существенным риском появления в дальнейшем других психических расстройств: впоследствии могут развиться другие тревожные расстройства (риск в 5,8-8,5 раз выше, чем у лиц без фобических расстройств), депрессивные расстройства (риск в 3,7-5,6 раз выше), а также злоупотребления психоактивными веществами и зависимости от них (риск в 2 раза выше). Необходимо учитывать, что развитие коморбидности связано со значительным ростом ограничений, связанных с появлением симптомов, в профессиональной и повседневной жизни. Также повышается вероятность поиска помощи у врачей и психологов (Magee et al., 1996).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
  • Лепилина Светлана Николаевна. Родители и детский сад
  • Куликова Анастасия Вадимовна. Статья «Стоит ли разрешать ребенку смотреть мультфильмы?»
  • Притча «Путешествие - рай для дураков»
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Галина Ивановна Ткач. Инструктажи для бесед с детьми
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Притча «Хафиз Ширази»
  • Притча «Самое подходящее время»
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология киберметрономной самокоррекции пищевого поведения
  • Григорий Чаусовский. Арома-технотронная психотерапия аутокоррекции пищевого поведения
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кузьмина Наталья Васильевна. Конспект занятия по речевому развитию с применением приема мнемотехники «Волшебные колечки». Тема: «Как скворец дом искал».
  • Шаршун Виолетта Павловна. Как сделать веселые бутерброды
  • Татьяна Шереметьева. Правила столового этикета 'В гостях у чайной ложки'
  • Виноградова Елена Александровна. Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста «Научим Катю сервировать стол»
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Притча «Любовь выше поста»
  • Притча «Притча о духовной пище»
  • Лебедева Ксения. Конспект НОД по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «За обедом» в группе раннего возраста (2-3 года)
  • Трушина Ольга Николаевна. Фруктовые загадки
  • Конфронтация; confrontation
  • Черевко Валентина. Статья «Дорога к обеду ложка или…..»
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Главный Редактор. День Святого Валентина Сценарий Ужина
  • Яворская Л.М., Шульга Н.И. Трудовое обучение. 6 класс. Обслуживающий труд
  • Кривицкая Татьяна Леонидовна. Обучение столовому этикету для дошкольников
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Психология запахов
  • Притча «Токусан и старуха»
  • Психологические советы родителям выпускников по психологической подготовке учащихся к выпускным экзаменам
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование мнемотехники, как эффективного приема коррекционно – развивающей работы.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Притча «Священная пища»
  • Перепечина Марина Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Психологический портрет женоубийцы
  • Хирш М. Булимия
  • Балабанова Е.А. Страх сумасшествия в клинике тревожно-фобических расстройств
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Притча «Огонь и холодная вода»
  • Юноши боятся женщин с богатым сексуальным опытом
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Притча «Пища»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь