|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60989
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке уддийской психологии примерно совпадают с западными категориями деструктивных и конструктивных эмоций? Тхуптен Джинпа выписал из классического списка шесть коренных ментальных загрязнений, одни из которых мы можем с легкостью причислить к разряду эмоций, а другие — нет. Кроме того, вам будет предложен другой список из двадцати сопутствующих ментальных загрязнений,
* В буддийской философии никогда не было слова, полностью эквивалентного слову «эмоция». Как отмечает Джордж Дрейфус (он, как и Тхуптен Джинпа, является переводчиком Далай-Ламы (только французским) и тоже имеет титул геше, а в настоящее время преподает философию в колледже Уильяме), столкнувшись с представителями Запада, использующими термин «эмоция», некоторые тибетские учителя недавно придумали для него новое наименование — тсхор мьонг. Этому новому термину, который в буквальном переводе звучит как «опыт чувства», еще только предстоит прижиться в тибетском языке, и в буддийском контексте он пока что звучит почти бессмысленно. См.: Дрейфус Дж. Можно ли считать сочувствие эмоцией? Исследование ментальных типологий в разных культурах (George Dreyfus, «Is Compassion an Emotion? A Cross-Cultural Exploration of Mental Typologies») // Представления о сострадании: исследование человеческой природы западными учеными и тибетскими буддистами / Под ред. Ричарда Дэвидсона и Энн Харрингтон (Richard J. Davidson and Anne Harrington, eds., Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. New York: Oxford University Press, 2002). 7 Зак. 581 некоторые из которых также являются эмоциями, в то время как другие — нет». На экране появилось заглавие «Шесть коренных ментальных загрязнений» и следующий список: 1. Привязанность или вожделение 2. Гнев (в том числе враждебность и ненависть) 3. Самомнение 4. Неведение и заблуждение 5. Загрязняющее сомнение 6. Загрязняющие мнения «Два типа ментальных загрязнений — привязанность или вожделение, враждебность или гнев, — отметил Да- лай-Лама, — обязательно на что-то направлены. Первое характеризуется симпатией, стремлением приблизиться к объекту, а другое — отвращением, стремлением отдалиться от объекта — нетерпимостью». Он продолжил: «Загрязняющее сомнение — это специфическое переживание, которое приводит человека к ложному восприятию реальности. Это не просто нерешительность, а сомнение, которое порождает затем стремление отвернуться от реальности». Алан развил эту мысль: «Существуют и полезные формы сомнения. В сущности, сомнение играет очень важную роль в развитии проницательности и понимания. В буддизме, так же как и в научной традиции вообще, необходимо проявлять скептицизм, иначе просто невозможно будет двигаться вперед. Все перечисленные состояния подходят под определение ментальных загрязнений, но это не значит, что какое-либо из включенных в список состояний неизменно и во всех случаях является загрязняющим». «Точно так же, как не все сомнения являются загрязняющими? — спросил Пол Экман. — Ваше Святейше ство, в своих работах вы пишете, что не каждый вид гнева является загрязняющим. Не могли бы вы дать точное определение загрязняющего гнева, чтобы отграничить его от других видов гнева?» Может ли гнев быть добродетельным? «Здесь есть одно отличие, — сказал Далай-Лама. — В тибетском языке существуют два очень близких по значению слова — кхонгдро и шеданг. Шеданг чаще всего переводится как „ненависть", кхонгдро часто переводят как „гнев". На самом деле существует несколько видов гнева, которые вызываются состраданием, и в этих случаях гнев оказывается следствием крайне возбужденного состояния ума, но я убежден в том, что это не ненависть, или шеданг. Мотиватором этой эмоции является сострадание, хотя оно и проявляется как один из видов гнева». «Следовательно, такой гнев является позитивным и не мешает воспринимать реальность такой, какова она есть», — заметил Франсиско Варела. Алан повернулся к Далай-Ламе и перевел это замечание Варела на тибетский как «вид правомерного гнева, который вызывается состраданием, основанным на правильном восприятии реальности», после чего спросил: «Разве такое возможно?» Далай-Лама задумчиво посмотрел в потолок и ответил: «Я не уверен, что мы можем так сказать. Однако наверняка существует нечто такое, что можно назвать „загрязняющим состраданием"». После этих слов у кого- то в аудитории вырвался вздох изумления: «Сострадание — это одна из классических добродетелей, но даже оно может быть загрязняющим?» «При каких обстоятельствах?» — с удивлением спросил я. «Я столкнулся с этим в „Праманаварттике" — классическом каноне об эпистемологии индо-тибетской традиции, но там не приводится никаких примеров*. Там просто говорится, что подобное существует. В нормальных условиях сострадание считается добродетельным, или полезным, состоянием разума. Такую же долю привязанности может заключать в себе любовь. Аналогичное сочетание сострадания и привязанности, вероятно, и может сделать сострадание загрязняющим. Но если есть однозначные указания на существование загрязняющего сострадания, то, возможно, что существует и добродетельный гнев!» Высказав такое предположение, Далай-Лама расхохотался, поскольку в буддийской школе мысли выражение «добродетельный гнев» может восприниматься только как оксюморон**. Затем Далай-Лама выступил с предложением: «На мой взгляд, мы решим эту проблему, если в списке заменим гнев на ненависть, то есть шеданг». «Все зависит от мотивации, — заметил Маттье Рикар. — Если кто-то приближается к обрыву и вот-вот упадет, а когда вы говорите ему: „Стой!", он вас не слушает, то вы можете рассердиться и крикнуть: „Эй, ты, придурок, остановись!" В таком случае ваша мотивация окажется исключительно альтруистской. Вы даете волю гневу, потому что обычные способы воздействия не помогают остановить человека, подвергающего себя риску получить увечье». Как часто бывает, когда ученые-тибетцы спорят о тонкостях буддийской философии, между присутствующими ламами вспыхнула жаркая дискуссия. Буддийская точка зрения Далай-Ламы не позволяла ему согласиться со сделанным Маттье предположением о возможности * Дхармакирти. Трактат о достоверном познании (из тибетских источников). ** Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов или противоречащих по смыслу слов. — Прим. перев. существования добродетельного гнева, то есть таких случаев, когда гнев не является загрязняющим. Он считал, что если гнев является искренним, то он загрязняющий по определению, даже если он проявляет себя в сострадательном поступке. С другой стороны, можно посчитать, что этот поступок совершен в состоянии притворного гнева, когда человек не испытывает гнева на самом деле. Подобный притворный гнев вполне может быть вызван состраданием, как в примере Маттье. Но все же Далай-Лама не хотел давать повода ставить под сомнение классическое буддийское определение гнева как ментального загрязнения. Наконец Алан сообщил нам результат: «Маттье отметил, что иногда проявления гнева или грубые слова — „Эй ты, придурок, остановись!" — могут оказаться самым действенным или даже единственным способом удержать человека от падения с обрыва. Однако вопрос заключается в том, должны ли вы находиться в состоянии настоящего гнева, чтобы продемонстрировать его проявления?» Далай-Лама предложил компромиссный вариант: «Если посмотреть на это с точки зрения континуума когниций, то на каком-то из начальных его этапов вашей мотивации может стать сострадание. Затем, на последующих этапах оценки ситуации, в вас может пробудиться гнев, вызванный состраданием. Такое вполне возможно». Далее Далай-Лама указал на то, что в ваджраяне, ведущей тибетской школе буддизма, существуют специальные духовные практики для преобразования ненависти и агрессивности (а также Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|