|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54631
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке кой формы взаимодействия человека с другими людьми, одного из ключевых индикаторов бытия человека в системе отношений «субъект-субъект(ы)»;
— подчеркивание необходимости рассмотрения психических процессов и состояний как качеств конкретной личности, общественного индивида; — исследование (при понимании целостного характера психических явлений) индивида, индивидуальности и личности как проявлений качественно специфических аспектов бытия человека и соответственно изучение человека как субъекта деятельности, познания и общения; — признание общественных отношений как общего объективного основания личности. Такая «модель» психики нашла отражение в совокупности методологических принципов, разработанных в советской психологии и лежащих в основе подавляющего числа теорий, которые выдвинуты и апробированы современной психологической наукой. § 4. Состояние и тенденции развития психологии в России в 90-е годы На фоне значительных социально-политических изменений, происшедших в России в 90-е годы, осуществляются кардинальные преобразования и в психологической науке. Не претендуя на полноту охвата, охарактеризуем актуальное состояние психологии в нашей стране, используя при этом метод коллизий, противопоставления крайних вариантов проявления тенденций развития, что позволяет дать более многоплановое и многомерное представление об описываемой реальности. Основное внимание будет уделено инновациям в сфере теоретико-методологических оснований психологии, ее организационных форм и структуры. В области методологии и теории отечественной психологии на протяжении, по крайней мере последних 20-25 лет, сохранялась более или менее стабильная ситуация. Исходной методологической основой для психологических исследований оставалась вышеуказанная модель психики. Это позволило создать систему теоретико-методологических оснований, продуктивность которых подтверждалась полученными советскими психолога- 155 ми в 60-90-е гг. теоретическими, эмпирическими и научно-практическими результатами. Многие из них вошли в золотой фонд не только отечественной, но и мировой психологической мысли. Однако, с начала 90-х гг., а в отдельных случаях и несколько раньше в связи с уменьшением идеологического давления и контроля в науке, распространением демократических ориентации в обществе, расширением возможностей для изложения и отстаивания оппозиционных точек зрения развернулся процесс пересмотра, коррекции и критики исходных методологических и теоретических принципов, категорий, понятий психологической науки. Казалось, это должно было бы привести к разработке принципиально новых подходов и концепций в области методологии психологических исследований. Прошли «круглые столы», посвященные обсуждению вопросов значения марксизма в психологии, возможностям гуманистической парадигмы и ограничениям естественно-научной ориентации в изучении человека; был опубликован ряд проблемных статей на тему о нетрадиционных и даже новаторских подходах в изучении психических явлений. Безусловно, наличие самой возможности высказывания и обсуждения тех проблем, которые несколько лет назад считались запретными и не могли выступать предметом дискуссий или анализа, является и важным источником развития и наиболее значительным достижением современной психологии в России. Но несмотря на упразднение тех барьеров, которые мешали свободной, независимой от идеологии, творческой самореализации психологов, большинство психологических разработок продолжает опираться на методологические принципы, обоснованные еще в рамках советской психологии. Вполне вероятно, это обусловлено, в частности, тем, что творческий потенциал базовых положений советской психологии далеко не исчерпан. Еще одной важной тенденцией современной психологии в России является принципиально иное распределение приоритетности фундаментальных и прикладных разработок в пользу последних. В советской психологии авторитетность фундаментальных исследований была очень высока. Ученые, работавшие в этой области, пользовались поддержкой государственных структур, что находило отражение и в соответствующей оплате их труда, и в возможности более широких контактов с зарубежными 156 коллегами, и в содействии публикациям через систему специализированных изданий и издательств. Это позволяло ученым, имеющим интерес и способности к исследованию фундаментальных проблем всецело посвящать себя изучению ключевых вопросов познания психической реальности. Однако в связи с разрушением плановых начал в экономике,формированием чисто прагматических установок в обществе, обусловленных в значительной мере необходимостью «выживания» в условиях рынка, уменьшением финансирования фундаментальных исследований, появлением альтернативных государственным источников субсидирования прикладных разработок возможность сосредоточения психолога только на изучении фундаментальных (теоретических или теоретико-эмпирических) проблем фактически сведена на нет. Большинство ученых вынуждено переориентироваться на работу в области практической психологии. Более того, статус теоретической работы в среде молодых психологов стал достаточно низким. То, что всегда было сильной стороной советской психологической школы — серьезность и глубина теоретической проработки и обоснованности любых научных и практических выводов, наличие мощных теоретических концепций и высоко профессиональных специалистов именно в сфере теоретической и экспериментальной психологии — оказалось в значительной мере не нужным обществу. И сейчас психологи, занимающиеся фундаментальными исследованиями, часто не имеют возможности опубликовать их результаты и принять участие в международных научных встречах, т. к. финансирования академической науки хватает лишь на выплату более чем скромной заработной платы. В российской психологии складывается, на наш взгляд, парадоксальная ситуация. Несмотря на необходимость фундаментальных разработок в связи с пересмотром методологических основ науки в соответствии с новыми жизненными реалиями, именно эта работа не только не является приоритетной ценностью у новых поколений российских психологов, но и игнорируется государством. К такому выводу можно прийти, сопоставив финансовую ситуацию, в которой находилась фундаментальная наука в советском государстве с современным низким уровнем ее финансирования. Это отражается и на проблематике психологических исследований. Сейчас уже мало кого привлекают изучение общепсихологических проблем и закономерно- 157 стеи, а также специализация в тех отраслях психологии, которые не могут обеспечить хотя бы необходимого прожиточного минимума ученому. А к ним относятся в первую очередь теоретические, фундаментальные, т. е. не прикладные исследования. В то же время отмечается определенный «бум» на разработки в области конкретной психодиагностики, психотерапевтической и психоконсультационной практики. Более того, если раньше научные психологические коллективы или отдельные ученые самостоятельно планировали тематику проводимых исследований, ориентируясь на собственные интересы и степень подготовленности к их решению, то теперь складывается принципиально иная ситуация. Все в большей мере финансирование научных исследований осуществляется целевым образом, не из государственных источников, а из различных фондов (в том числе и частных), конкретными организациями и т. д. В силу этого многие специалисты вынуждены включаться в разработку проблем, исходя лишь из интересов заказчика. Выбор проблематики теперь во многом определяется не внутренней логикой развития психологической науки, а сиюминутными социальными, экономическими, политическими задачами. В итоге происходит переориентация ученых с решения важных, с точки зрения науки, фундаментальных, но недостаточно обеспеченных финансами проблем, на разработку ситуативных прикладных, но хорошо финансируемых задач. Характеризуя в целом общее состояние психологии в России в настоящий момент, мы должны обозначить его как переходный период от устойчивой, унифицированной и моноструктурированной системы к новой, построенной на принципиально иных основаниях. Контуры этой будущей системы психологии сегодня можно прогнозировать лишь с определенной степенью вероятности, опираясь на складывающиеся теперь тенденции развития психологической науки. Наиболее значимые из них: научно-практическая и прикладная ориентированность психологических исследований, плюралистич-ность в выборе исходных теоретико — методологических оснований, многообразие форм профессиональной подготовки психологов и применения их знаний, навыков и умений, более узкое специализирование психологов, достаточно жесткая детерминация тематики психологических исследований со стороны социальных запросов общества, прагматизация взглядов 158 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|