|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54492
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В психологии обучения центральными являются вопросы оп-
тимизации учебного процесса. Оптимизация предполагает исполь- ,., зование таких методов и средств обучения, которые на данном ^ уроке обеспечивают глубокое и прочное усвоение материала в наи- / более сжатый отрезок времени, стимулируют психическое разви-У тие учащихся. В распоряжении учителя имеется исходный материал для про- ведения урока, а именно: программа и тексты учебника, научная литература, методические рекомендации, сборники задач и упраж- нений, звуковые, зрительные и аудиовизуальные пособия (магни- тофонные записи, грампластинки, диафильмы, дидактические кар- тинки). Все они обслуживают, дополняют, расширяют, обогаща- ют информационную функцию учителя, обеспечивают более ши- рокие возможности воспитания и умственного развития. Учитель должен намечать и обязательно реализовывать це- ли обучения. В задачу учителя входит отбор программного мате- риала в соответствии не только с возрастными особенностями учеников, но и с общим уровнем развития того класса, в котором будет проводиться урок, выбор методов и форм построения урока. В зависимости от целей можно выделить, во-первых, теорети- ческое обучение (формирование понятий, идей, законов, правил), во-вторых, практическое (выработку моторных, сенсорных навы- ков, а также навыков умственной деятельности, приводящих по мере взросления ученика к развитию самостоятельного мышле- ния), в-третьих, образное, эмоциональное прежде всего, этическое и эстетическое обучение (формирование единичных представлений и на их основе эталонов переживаний, поведения, отношений, оп- ределяющих становление эмоциональной зрелости личности). 197 Постановка цели связана прежде всего с содержанием учеб- ного материала, с предметом. В точных науках почти на каждом уроке легко поставить цель формирования понятий, законов. Ла- бораторные занятия и практикумы по физике и химии, решение задач и упражнений по математике, русскому языку имеют своей целью выработку предметных умений и навыков. Единичные пред- ставления в этих науках имеют обычно вспомогательное значение: они служат чувственной основой, предпосылкой формирования по- нятий. В гуманитарных науках формирование единичных представле- ний связано с эстетическим и этическим воспитанием, формирова- нием мировоззрения. В литературе и истории наряду с понятиями и законами школьники воссоздают в воображении героев литера- турного произведения, исторических деятелей, эпоху, в которую они жили. Эти образы вызывают чувства, на конкретных приме- рах показывают отношение человека к миру. Единичные представ- ления имеют самостоятельное этическое и эстетическое содержа- ние. Навыки труда формируются в трудовом обучении. Знания по любому школьному предмету должны выступать как предпосыл- ки предметно-орудийных действий, направленных на овладение внешним миром и его преобразование. Само учение является для школьника целенаправленным трудом по формированию себя как личности. Постановка целей обучения зависит от возраста учеников, прежде всего от их умственной и эмоциональной зрелости, от уровня знаний и имеющегося опыта мыслительной деятельности. Постановка целей предполагает знание учителем психологии, предмета и методики его преподавания. Обоснованно поставить цели обучения с учетом возраста и индивидуальных особенностей класса и отдельных учеников возможно на основе знаний общей и возрастной психологии. Решению данного вопроса помогает и программа, так как в ней проведен отбор материала в соответст- вии с возможностями детей данного возраста. Студентам необхо- димо учиться включать психологические знания в практическую деятельность по обучению. Постановка целей обучения и их реализация осуществляются в различных формах обучения. На семинарах и практических за- нятиях целесообразно рассмотреть краткую психологическуюха- Лрактеристику этих форм. Традиционная, или объясняющая, форма обучения. В основе объясняющей формы обучения лежит коммуникативная модель обучения, в соответствии с которой процесс обучения рассматри- вается как обмен информацией между учителем и школьником. v Учитель прибавляет к знаниям учеников нечто новое своим сооб- N щением; ученики, отвечая, сообщают учителю о том, что им по- нятно из его сообщения. В зависимости от возраста учеников, их умственного развития смена ролей коммуникатора и рецепиен- та в общении на уроке происходит во времени неодинаково. Так, 198 в младших классах учитель обращается к классу после сообще- ния небольшой дозы информации, в средних классах длитель- ность сообщения учителя увеличивается, в старших классах она может быть настолько большой, что перерастает в школьную лек- цию. Развивающий эффект обучения в данном случае связан с ов- ладением языком науки, ее понятийным аппаратом, методами до- казательства и опровержения, формированием механизма когни- тивной связи. Что следует предусмотреть, используя эту форму обучения? Во-первых, мотивировку учеников к восприятию учебного ма- териала. Она достигается прежде всего постановкой четкой це- ли обучения на данном уроке. Во-вторых, внутреннее ценностное отношение учителя к сообщаемому материалу, которое проявля- ется в заинтересованном общении его с учениками по материалу урока. В-третьих, привлечение технических средств, которые поз- воляют школьникам через восприятие образов подойти к понима- нию понятийных признаков. В-четвертых, глубоко продуманную логику изложений. В-пятых, подбор в рамках программы ориги- нального материала (не содержащегося в доступных ученикам источниках). Проблемная форма обучения. Смысл проблемного обучения заключается в активизации творческой самостоятельности учени- ка. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят пути ее решения. Уровень этой самостоятельности может быть различным. Психологически проблемное обучение направлено на развитие мышления и основано на понимании его как процесса решения задач. Создавая проблемные ситуации в обучении школьника, учитель часто сталкивается с трудностями мотивации. Сравнительно прос- то разработать содержание и методику создания проблемной си- ''туации, но гораздо труднее мотивировать каждого ученика и на- ' править его усилия на разрешение задачи. Как ни кажется инте- ресной проблема учителю, для ученика она часто оказывается жизненно малозначимой. Разработаны различные уровни проблемного обучения. Пер- вый — проблемное изложение материала учителем. От традици- онного объясняющего^ обучения проблемное изложение отличается тем, что учитель, привлекая данные истории науки, борьбу мне- ний вокруг рассматриваемого вопроса, сопоставляет разные точ- ки зрения и показывает научное решение как результат их борь- бы и переосмысления. Второй — постановка проблемы, разные точки зрения даются в изложении учителя, решается проблема учениками под руководством учителя. Третий — учитель ставит проблему, вооружает учеников необходимым инструментарием для ее решения (библиографией, аппаратурой) и руководит по- иском решения проблемы. Третий уровень не часто встречается в 199 практике преподавания, но дать ученикам несколько раз в году попробовать свои силы — полезно. В основе проблемного обучения лежит познавательная модель обучения. Ученик рассматривается как исследователь-первоот- крыватель, самостоятельно получающий факты и производящий обобщения. Учитель на третьем уровне не передает ученику зна- ния в общении, а лишь организует, направляет и корректирует его познание, подсказывает методы добывания фактов и обеспечивает аппаратурой. Развивающее воздействие проблемного обучения на психику учащихся несомненно. Выделение вопроса, поиск путей его реше- ния, связанные с этим эмоциональные переживания успеха и про- махов в мыслительной деятельности — все это приводит к тому, что у обучающегося в переработку и усвоение учебного материа- ла активно включаются механизмы внимания, восприятия, мышле- ния, воображения, логической памяти. Органически сочетаются в этой форме обучения теоретическое овладение знаниями с их практическим применением. Программированное обучение. Можно выделить несколько осо- бенностей программированного обучения. Во-первых, учебный материал разбивается на небольшие части, порции. Во-вторых, эти порции материала предъявляются каждому обучающемуся индивидуально. Для этого материал распечатывается на бумагу, пленку или предъявляется с экрана телевизора. Предъявление материала может быть передано ЭВМ, поэтому программирован- ное обучение называют иногда машинным. В-третьих, за усвое- нием каждой порции материала устанавливается пошаговая об- ратная связь, т. е. вслед за кадром информационным следует кадр контрольный. При правильном ответе ученик продолжает ра- боту со следующим информационным кадром, при ошибке ученику предлагается получить дополнительную информацию и после это- го возвратиться к информационному кадру, на который был дан неправильный ответ, работать с ним, а затем вновь отвечать на контрольные вопросы. Преимуществами программированного обучения является то, что ученик работает в индивидуальном, свойственном ему темпе умственной деятельности. Современные программы включают до двух десятков вариантов предъявления материала, и ученик мо- жет выбрать соответствующую его предшествующим знаниям и особенностям мышления программу. В программированном об- учении максимально исключается непонимание информации. Оши- бочный ответ на небольшую порцию материала сразу же коррек- тируется. Эти преимущества привлекли к программированному обучению внимание педагогов. Однако опыт использования про- граммирования показал и ряд его существенных недостатков. При программированном обучении ученик общается с програм- мой или компьютером и перестает общаться в процессе приобре- тения знаний с учителем. Это приводит к тому, что ученик перес- тает формулировать мысль в развернутых речевых формах. 200 Снижается уровень речевого развития. Пошаговая обратная связь задерживает развитие когнитивной обратной связи. Ученик приуча- ется думать без вариантов, в рамках заданной программы. От- ключается радость совместного открытия истины учениками, т. е. из мотивации исключаются некоторые важные блоки. Психологические недостатки дополняются техническими труд- ностями. Сложна техника создания, тиражирования и предъявле- ния материала. Такой материал следует создавать централизо- ванно. Не всякий материал поддается программированию. Планы семинарских и практических занятий Литература Первое занятие (семинарское) Психологическое обоснование теорий обучения 1. Формирование системы знаний (представлений и понятий) развитие личности школьника в традиционной системе обучения. 2. Теория поэтапного формирования умственных действий. 3. Программированное обучение; критика бихевиоризма как психологической основы программирования за рубежом. 4. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении. 5. Условия оптимизации процесса обучения в общеобразова- тельной и профессиональной школе. Проводя семинарское занятие, преподаватель должен создать установку на то, чтобы в ответах студентов был дан анализ воз- можности формирования в рамках каждой формы обучения представлений, понятий, навыков. Важно также рассмотреть воз- можность развития образного, наглядно-действенного, абстрактно- логического видов мышления, особенности формирования навыков умственной деятельности. Полезно соотнести возможности различ- ных подходов к изложению материала с возрастными особеннос- тями школьников, поставить вопрос о целесообразности использо- вания разных подходов на одном уроке (их сочетание). Постанов- ка последних вопросов может быть согласована с методистами по предмету и будет различной в зависимости от факультета. Второе занятие (лабораторное) Структурирование материала урока в разных формах обучения Цель этого занятия — дать студентам возможность попробо- вать свои силы в подготовке материала урока для традиционного изложения, программированного и проблемного обучения. Время каждого сообщения должно быть 10—12 мин, что позволит за- слушать и обсудить три сообщения на одном занятии и дать оценку методам построения материала. Задание лучше дать на дом трем группам студентов. 201 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|