Таким образом, в конечном счете в процессе ресоциализации в условиях временного коллектива социальная дезадаптация несовершеннолетних может быть преодолена в полной мере и за достаточно короткий срок.
Одной из важных задач данного эксперимента наряду со сравнением эффективности этих двух различных форм воспитательно-профилактической работы является выяснение основных факторов кор-рекционно-реабилитирующего воздействия в процессе индивидуальной социальной работы и факторов ресоциализации в подростковом клубе. С этой целью был проведен экспертный опрос студентов, шефствующих над подростками, состоящими на учете в ИДН, у которых были достигнуты определенные успехи, то есть подшефные которых проявили устойчивое улучшение поведения и были сняты с учета (всего 45 человек), а также экспертный опрос педагогов клуба (всего 11 человек). Результаты этого экспертного опроса приведены в таблице 5 и 6.
Из данных таблиц видно, что, во-первых, факторы воспитательно-профилактического воздействия и факторы ресоциализации заметно 131
отличаются. При индивидуальной работе наибольшую роль играют доверительные отношения шефа и подшефного, контроль и помощь в учебе, оздоровление условий семейного воспитания, восстановление отношений трудновоспитуемого в школе с педагогами и учащимися, а также помощь в организации досуга, в формировании более широкой сферы интересов, читательских и зрительских вкусов, и, что очень важно, формирование профессиональных планов, намерений, помощь в реализации этих планов.
В клубе наибольшее значение приобретает включение «трудных» в коллективные дела, занятия в спортивных секциях, в кружках художественно-эстетического направления, в органах клубного самоуправления, теплые товарищеские отношения, а для пассивных подростков и подростков, занимающих позицию активного сопротивления нормам коллективной жизни, на первых порах особое значение имеет индивидуальное влияние педагогов, также основанное на доверии и взаимоуважении.
Таблица 5
Оценка факторов ресоциализации в коллективе подросткового клуба
№ п/п Факторы ресс зации эциали- Акт вкл ющ ивно юча-иеся РФ3 Акт сопр ляюч ивно
ОТИВ-
циеся РФ3 Пасс ивные рф3
НП1 КП2
НП1 КП2
НП1 КП2
I Включенность в школе 1,2 2,2 IX 1,3 2,1 IX 1,6 2,0 IX
в коллективные дела в клубе 2,1 5,0 II 1,8 4,6 III 2,0 4,3 III
II Участие в орга в школе 1,5 2,1 V 1,6 2,7 V 1,5 1,7 XII
нах самоуправления в клубе 2,2 4,7 IV 1,8 4,3 V 1,6 4,3 V
III Занятия в в школе 2,5 3,1 VIII 1,7 2,5 VII 2,0 2,1 IX
спортивных секциях в клубе 2,2 4,8 III 2,0 4,5 VI 2,0 5,0 I
IV Эмоциональ в школе 2,0 2,5 IX 1,7 2,5 VII 2,2 2,2 VII
ный контакт с товарищами в коллективе в клубе 2,6 5,0 I 2,1 4,3 VII 2,3 4,2 III
V Индивидуаль в школе 1,3 2,2 V 1,7 2,3 VIII 2,0 1,8 X
ное влияние педагога в клубе 2,0 4,6 V 3,1 4,6 I 2,7 3,6 IV
VI Взаимодействие педагогов с семь клубных ей 3,1 3,6 V 3,0 3,6 II 3,2 3,7 II
VII Формирование профессиональн рений ых наме- 1,8 4,7 VI 1,5 4,0 IV 1,1 4,3 VI
VIII Самоанализ, воспитание само- 2,0 4,0 VII 1,7 3,8 IV 1,5 3,5 VII
^ НП — начальный период;
„ КП — конечный период;
РФ — ранг факторов.
132
Таблица б
Оценка факторов воспитательно-профилактического воздействия при индивидуальном шефстве
№ Факторы воспитательно- Начальный Конечный Ранг фактора
п/п профилактического воздействия период период
1 Доверительность, эмоциональный 3,3 3,8 I
контакт в отношениях шефа и под
шефного
2 Контроль и помощь в учебной дея 3,4 3,0 II
тельности
3 Авансирование доверием в школе 3,0 3,2 III
4 Оздоровление условий семейного 3,1 3,3 11
воспитания
5 Оказание влиянии на окружение 2,3 2,9 V
сверстников
6 Организация досуга, расширение 2,3 3,1 VI
сферы интересов подростка
7 Формирование профессиональ 2,9 3,2 IV
ных планов и намерений
8 Привитие навыков самоанализа, 2,5 2,9 V
самовоспитания