Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117075

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Лекция 10
Проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в деятельностном подходе
10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики
Принцип социально-исторической обусловленности развития
психики получил дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева
[53], Д. Б. Эльконина [104], А. В. Запорожца [39], П. Я. Гальперина
[29]. щий амбивалентный тип привязанности: тип С (15% детей). В незнакомой ситуации ребенок пытается полностью завладеть вниманием матери, не давая ей возможности общаться с незнакомым взрослым. Залезает на руки, тащит матери игрушки с целью привлечь ее внимание к себе, отворачивается от чужого взрослого, отказывается от общения с ним. Ни за что и ни на минуту не хочет расставаться с матерью. Фаза сепарации являет собой душераздирающее зрелище: крики, истерики, моторная буря, иногда — «мнимая смерть». В отсутствие матери отвергает общение и помощь незнакомого взрослого. При воссоединении выражает одновременно и радость, и агрессию в адрес матери. Возвращение матери сначала бурно приветствует, а затем ребенок пытается наказать мать, отворачивается, бьет ее, толкает, плачет и кричит даже громче, чем при сепарации. Среди основных причин формирования амбивалентного типа привязанности — непоследовательность поведения матери и ее импульсивность, эмоциональная неустойчивость.
Тип привязанности оказывает влияние на развитие самооценки и самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познавательное развитие ребенка. Надежная привязанность, удовлетворяя его потребность в безопасности, характеризуется эмоционально-позитивным взаимоотношением ребенка и близкого взрослого, близостью и интенсивностью характера взаимодействия, реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реакцией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности.
Тревожно-амбивалентный (протестующий) тип привязанности вследствие неуверенности ребенка в поддержке со стороны взрослого отличается высокой тревожностью, стратегией поиска наибо-

Лекция 13. Ранний возраст ■ 179
лее близкого контакта со взрослым, реакцией выраженного неудовольствия и дистресса на сепарацию с ним и амбивалентным реагированием на воссоединение. В ситуации разлуки с близким взрослым резко снижается познавательная активность. Ярко выражены протестные реакции на отделение от взрослого либо в форме агрессии, либо «мнимой смерти».
Тревожно-избегающий тип привязанности (около 5%) характеризуется дистанцированием ребенка и избеганием общения с близким взрослым на фоне высокой тревожности, как в ситуациях сепарации, так и при воссоединении с ним. Познавательная активность ребенка также ограничена стратегией избегания контакта и взаимодействия с окружающим миром.
Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприятием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Доминирование тревоги и страха в эмоциональном состоянии ребенка вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность в его поведении.
Отсутствие и несформированность привязанности оказывается разрушительным для развития ребенка. Отсутствие привязанности обусловлено двумя причинами: 1) отсутствие близкого взрослого в сенситивный период; 2) необратимое разрушение привязанности. Например, повреждение привязанности может произойти при длительной сепарации ребенка раннего возраста (до трех лет) с матерью или другим близким взрослым, если ранее была сформирована привязанность тревожного типа.
Дж. Боулби описал три фазы, приводящие к разрушению привязанности ребенка в условиях госпитализации его в больницу. Первая фаза протеста — плач, протест, непонимание ситуации. Сопротивление ребенка разлуке наиболее ярко выражено. Вторая фаза отчаяния — снижение активности, переход в апатию, отсутствие интереса к окружающему. Третья фаза отрыва внешне выступает как относительно благополучная — апатия исчезает, ребенок начинает интересоваться окружающим, но при этом исчезает эмоциональный интерес к матери и возникает равнодушие и индифферентность к ней. Именно в этой фазе и происходит, по мнению исследователя, необратимое повреждение привязанности. Мера деструктивного влияния сепарации на привязанность зависит от следующих факторов: особенностей эмоциональных отношений с близким взрослым, прошлым опытом сотрудничества с ним до сепарации, т.е. типом сформированной ранее привязанности, а также индивидуально-типологическими особенностями ребенка, в частно-

180 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
сти, его темпераментом. Известно, что мальчики переносят сепарацию труднее, чем девочки. Возможность компенсации разлуки с близким взрослым другими людьми в значительной степени может скорректировать влияние сепарации.
Что же определяет формирование типа привязанности ребенка? Поскольку привязанность формируется в отношениях ребенка с близким взрослым, обеспечивающим заботу, протекцию и безопасность, то тип привязанности в значительной мере определяется особенностями поведения и личности матери или другого близкого взрослого. Базовыми характеристиками матери, обусловливающими формирование типа привязанности, выступают:
■ эмоциональное принятие ребенка, любовь и уважение его лич
ности, умение выразись это в общении с ним;
■ чувствительность и с$!нситивность к особенностям поведения
ребенка, сигнализирующим о его потребностях и желаниях.
Чрезмерная чувствительность матери и фиксация на симпто
мах неблагополучия могут приводить к формированию тревож
ной привязанности;
■ понимание причин этого состояния, адекватное представление о
возрастно-психологических и индивидуальных особенностях
ребенка;
■ умение адекватно реагировать на потребности и нужды ребен
ка, отзывчивость матери;
■ постоянство, последовательность и непротиворечивость поведе
ния матери, позволяющие ребенку адекватно ориентироваться
в поведении матери и эффективно взаимодействовать с ней;
■ ориентация матери на ребенка как самостоятельного субъекта,
а не как на объект материнского ухода и воспитания. Учет во
взаимодействии с ребенком его активности и потенциальных
возможностей и ограничений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Семенычева Ольга Вячеславовна. Трудности речевого развития у современных дошкольников
  • МАРИНА ПЕРЕТЯТКО. «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
  • Тарасова Елена Алексеевна. Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Глущенко Анна Васильевна, Мартыненко Светлана Фёдоровна. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Любич Ольга Викторовна. «Влияние предметно — развивающей среды в группе на развитие ребёнка»
  • Исакова Яна Сергеевна Иванова Марина Михайловна Нечаева Татьяна Владимировна. «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга».
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Бурьян Инна Ивановна. Советы родителям «Создание развивающей среды дома»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь