Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26291

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ет, что со вторым способом существования связана проблема «ближней» и «дальней» мотивации. Это «проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни, к окружающему его и осознанного отношения, опосредствованного через «дальнее» [192, с. 352]. «Ближняя мотивация» - это совокупность ситуативных побуждений, которые актуализируются в отдельных жизненных ситуациях и производны от непосредственных жизненных отношений. «Дальняя мотивация» - это совокупность побуждений, которые производны от смысла жизни и выражают отношение личности к жизни в целом. Отличительной чертой субъекта жизни является способность отстраниться от сиюминутных требований ситуации, устоять перед ее соблазнами, воздержаться от импульсивных решений в пользу интересов реализации перспективных задач. В этой связи С.Л.Рубинштейн упоминает об огромном значении правильной временной перспективы для воспитания личности в качестве субъекта жизни [192, с. 372].
Таким образом, субъект жизни - это личность, детерминирующая индивидуальный жизненный путь на основе осознанной необходимости реализации смысла жизни.
Философская концепция С.Л.Рубинштейна была поддержана ведущими специалистами в области психологии жизненного пути [16; 133; 150; 112] и взята К.А.Абульхановой-Славской за основу при разработке конкретно-психологической теории субъекта жизни [4; 5; 8]. С точки зрения последней субъектом жизни личность становится по мере активного овладения жизненными отношениями, из которых «соткан» индивидуальный жизненный путь. Как пишет К.А.Абульханова-Славская, «отношения - это экзистенциальная «ткань» жизни личности... Отношения личности - это ценностная временно-пространственная устойчивая архитектоника ее жизни» [3, с. 227-228]. Способ самореализации личности как субъекта жизни есть «выявление основных жизненных отношений», которые «характеризуют ее способ включения себя в общий ход жизни с учетом и объективной логики этой жизни, и своих, уже измеренных, объективированных, примененных, получивших объективную оценку возможностей» [7, с. 27]. В анализируемой концепции особо акцентируется смысловая природа жизненных отношений личности: «анализируемые отношения личности - те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно дальнейшее движение и личности, и жизни, - есть ценностно-смысловые и вместе с тем жизненно-практические обобщения» [7, с. 28]. В совокупности они образуют основные
160
направления, в которых разворачивается активность личности как субъекта жизни, задают жизненному пути общую смысловую направленность и регламентируют общую логику организации жизни. Своей активностью личность приводит в движение, культивирует жизненные отношения, завязывая в определенный «узел» дела, поступки, совокупность деятельностей и событий жизни [7, с. 28].
Таким образом, субъекта жизни дифференцирует способность к регуляции собственного жизненного пути на основе жизненных отношений, носящих смысловой характер.
2.2. Nlune геёдхё ё niuneiaay баабёуоёу aeeqiiaiiiai iooe ёё-^iinoe
Психическая регуляция жизненного пути реализуется личностью на основе субъективно превращенных или «идеальных форм» жизненных отношений. Уровень развития субъекта всегда соизмеряется со степенью сформированности и цельности субъективных репрезентаций жизненных отношений. В системе «идеальные формы» конституируют внутренний план регуляции жизненного пути личности, то есть являются регуляторными основаниями для активности личности, нацеленной на модификацию, совершенствование, улучшение жизненных отношений. Наличие у человека субъективных репрезентаций его собственных жизненных отношений позволяет ему воссоздавать их в улучшенном качестве, продуцировать и генерировать новые формы жизни. «Как общий принцип существования субъектность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое отношение к собственной жизнедеятельности» [199, с. 389]. С философской точки зрения личность как субъект жизни выступает в качестве носителя «идеальных форм» своих жизненных отношений, на базе которых она воспроизводит свою личную жизнь. Человек в сознании и действии выходит за рамки непосредственных жизненных отношений, возносится над ними благодаря тому, что он обладает личностью. Внутренний план жизненных отношений образован совокупностью психических образований субъективного мира личности. Как пишет К.А.Абульханова-Славская, «личности как субъекту жизненного пути присущи особые структуры, функции которых - построение жизненной позиции, проведение и реализация жизненной линии, переживание смысла жизни» [9а, с. 113]. Удачным собирательным понятием, охватывающим совокупность субъективных регуляторов жизненного пути, является введенный
161
Н.А.Логиновой термин «психобиографические образования личности» [150]. При изучении личности в роли субъекта жизни ставится задача исследовать эти регуляторные структуры, связанные с детерминацией индивидуального жизненного пути.
Как отмечалось ранее, с точки зрения смыслового подхода к личности именно смысловые структуры и процессы рассматриваются как субъективно превращенные формы существования жизненных отношений в человеческой психике. Отличие смысловых структур личности от всех других субъективных репрезентаций жизненного пути в том, что смысловые структуры фиксируют отношения субъекта к объектам и явлениям жизни, а остальные модальности психического отражения - запечатлевают объективно существующие отношения между этими объектами и явлениями. Ввиду данного различия именно смысловые структуры образуют идеальный план личной жизни, который и делает личность ее субъектом. Субъективные репрезентации жизненного пути не смысловой природы функционально усиливают регуляторные возможности личности, ориентируя ее в объективных связях явлений личной жизни. Так, К.А.Абульханова-Слав-ская, описывая психику как инструментальный ресурс личности, утверждает следующее: «Психика выступает как способность субъекта в широком смысле слова, как его возможность, активность, сила, или, точнее, «усилитель» и «проявитель», как его «организатор» или дезорганизатор, как его умение, способность разрешения возникающих в его жизнедеятельности противоречий, как «орган индивидуальности» [2, с. 210].
Субъектность жизни - это такая способность личности, которая консолидируется не сразу, а по мере вызревания необходимых внутренних условий. В первую очередь в структуре личности должны сложиться ведущие структуры смысловой регуляции жизненного пути, поскольку именно данный уровень психической регуляции доминирует в детерминации субъектной активности. При изучении смысловой регуляции жизненного пути личности необходимо предварительно осветить психологическую сущность данного уровня в общей структуре психической регуляции, а также выделить те смысловые структуры, которые эту регуляцию непосредственно реализуют. Другими словами, необходимо оценить возможности и эвристический потенциал смыслового подхода в контексте психологии личности как субъекта жизни.
Научно-психологический анализ смысловой регуляции прошел путь от обособления отдельных психических структур смыс-
162
ловой природы и разграничения их регуляторных функций - личностных смыслов [133], смысловых установок [29], смысловых диспозиций [164], смысловых конструктов [207], личностных ценностей [48] - к объемлющему понятию смысловых образований личности [46; 48]. В тезаурус смыслового подхода был введен специальный термин, обозначающий структурно-функциональную организацию различных смысловых образований в структуре личности - «смысловая сфера личности» [47; 92]. В диссертационном исследовании Д.А.Леонтьева была выполнена задача теоретического упорядочивания различных смысловых образований в структуре смысловой сферы личности и теоретического разведения регуляторных функций этих смысловых образований. В целях решения указанной задачи было продуктивно возрождено понятие динамической смысловой системы (Л.С.Выготский), при помощи которого разнородные смысловые структуры были объединены в молярные единицы смыслового строения личности и функциональные единицы смысловой регуляции жизнедеятельности [145]. Смысловая сфера личности была конкретизирована как особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [144; 145]. В более поздних работах Д.А.Леонтьев дополнил представление о структурной организации смысловой сферы личности (синхронический аспект) представлением о ее динамической организации (диахронический аспект). Для этого было использовано понятие смысловых процессов - форм развития и преобразования смысловых структур личности [139].
Таким образом, к настоящему времени в психологической науке сложилось полноаспектное представление о сущности смысловой регуляции, осуществляющих ее смысловых структурах и процессах. Системное обоснование и завершающий вид понятие смысловой регуляции получает в рамках мультирегуляторной модели личности, предложенной Д.А.Леонтьевым как экстракт смыслового подхода к психологическому анализу личности [144]. С точки зрения данной модели, единый контур психической регуляции можно условно расчленить на несколько достаточно автономных регуляторных систем, каждая из которых отвечает за особенную логику регуляции жизнедеятельности. Постулируется, что «личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности и жизни в целом», среди которых неизменно присутствуют логика удовлетворения потребностей, ло-
163



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Вдовиченко Екатерина Васильевна. Истерика и капризы у детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Кумова Ольга Михайловна. Релаксационные занятия с детьми
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Ротенберг Вадим. Образ Я.
  • Притча «Женская логика»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Середа Светлана Юрьевна. Презентация 'Развитие навыков самоконтроля у детей'
  • Радюкова Елена Васильевна. Использование дидактических игр на основе палочек Кюзинера для развития логики у детей 4-5 лет
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Калмыкова Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме
  • Эрос; Eros
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Конструктивное
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Принципы современной психической самозащиты - Автор неизвестен.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь