Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25974

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ет, что со вторым способом существования связана проблема «ближней» и «дальней» мотивации. Это «проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни, к окружающему его и осознанного отношения, опосредствованного через «дальнее» [192, с. 352]. «Ближняя мотивация» - это совокупность ситуативных побуждений, которые актуализируются в отдельных жизненных ситуациях и производны от непосредственных жизненных отношений. «Дальняя мотивация» - это совокупность побуждений, которые производны от смысла жизни и выражают отношение личности к жизни в целом. Отличительной чертой субъекта жизни является способность отстраниться от сиюминутных требований ситуации, устоять перед ее соблазнами, воздержаться от импульсивных решений в пользу интересов реализации перспективных задач. В этой связи С.Л.Рубинштейн упоминает об огромном значении правильной временной перспективы для воспитания личности в качестве субъекта жизни [192, с. 372].
Таким образом, субъект жизни - это личность, детерминирующая индивидуальный жизненный путь на основе осознанной необходимости реализации смысла жизни.
Философская концепция С.Л.Рубинштейна была поддержана ведущими специалистами в области психологии жизненного пути [16; 133; 150; 112] и взята К.А.Абульхановой-Славской за основу при разработке конкретно-психологической теории субъекта жизни [4; 5; 8]. С точки зрения последней субъектом жизни личность становится по мере активного овладения жизненными отношениями, из которых «соткан» индивидуальный жизненный путь. Как пишет К.А.Абульханова-Славская, «отношения - это экзистенциальная «ткань» жизни личности... Отношения личности - это ценностная временно-пространственная устойчивая архитектоника ее жизни» [3, с. 227-228]. Способ самореализации личности как субъекта жизни есть «выявление основных жизненных отношений», которые «характеризуют ее способ включения себя в общий ход жизни с учетом и объективной логики этой жизни, и своих, уже измеренных, объективированных, примененных, получивших объективную оценку возможностей» [7, с. 27]. В анализируемой концепции особо акцентируется смысловая природа жизненных отношений личности: «анализируемые отношения личности - те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно дальнейшее движение и личности, и жизни, - есть ценностно-смысловые и вместе с тем жизненно-практические обобщения» [7, с. 28]. В совокупности они образуют основные
160
направления, в которых разворачивается активность личности как субъекта жизни, задают жизненному пути общую смысловую направленность и регламентируют общую логику организации жизни. Своей активностью личность приводит в движение, культивирует жизненные отношения, завязывая в определенный «узел» дела, поступки, совокупность деятельностей и событий жизни [7, с. 28].
Таким образом, субъекта жизни дифференцирует способность к регуляции собственного жизненного пути на основе жизненных отношений, носящих смысловой характер.
2.2. Nlune геёдхё ё niuneiaay баабёуоёу aeeqiiaiiiai iooe ёё-^iinoe
Психическая регуляция жизненного пути реализуется личностью на основе субъективно превращенных или «идеальных форм» жизненных отношений. Уровень развития субъекта всегда соизмеряется со степенью сформированности и цельности субъективных репрезентаций жизненных отношений. В системе «идеальные формы» конституируют внутренний план регуляции жизненного пути личности, то есть являются регуляторными основаниями для активности личности, нацеленной на модификацию, совершенствование, улучшение жизненных отношений. Наличие у человека субъективных репрезентаций его собственных жизненных отношений позволяет ему воссоздавать их в улучшенном качестве, продуцировать и генерировать новые формы жизни. «Как общий принцип существования субъектность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое отношение к собственной жизнедеятельности» [199, с. 389]. С философской точки зрения личность как субъект жизни выступает в качестве носителя «идеальных форм» своих жизненных отношений, на базе которых она воспроизводит свою личную жизнь. Человек в сознании и действии выходит за рамки непосредственных жизненных отношений, возносится над ними благодаря тому, что он обладает личностью. Внутренний план жизненных отношений образован совокупностью психических образований субъективного мира личности. Как пишет К.А.Абульханова-Славская, «личности как субъекту жизненного пути присущи особые структуры, функции которых - построение жизненной позиции, проведение и реализация жизненной линии, переживание смысла жизни» [9а, с. 113]. Удачным собирательным понятием, охватывающим совокупность субъективных регуляторов жизненного пути, является введенный
161
Н.А.Логиновой термин «психобиографические образования личности» [150]. При изучении личности в роли субъекта жизни ставится задача исследовать эти регуляторные структуры, связанные с детерминацией индивидуального жизненного пути.
Как отмечалось ранее, с точки зрения смыслового подхода к личности именно смысловые структуры и процессы рассматриваются как субъективно превращенные формы существования жизненных отношений в человеческой психике. Отличие смысловых структур личности от всех других субъективных репрезентаций жизненного пути в том, что смысловые структуры фиксируют отношения субъекта к объектам и явлениям жизни, а остальные модальности психического отражения - запечатлевают объективно существующие отношения между этими объектами и явлениями. Ввиду данного различия именно смысловые структуры образуют идеальный план личной жизни, который и делает личность ее субъектом. Субъективные репрезентации жизненного пути не смысловой природы функционально усиливают регуляторные возможности личности, ориентируя ее в объективных связях явлений личной жизни. Так, К.А.Абульханова-Слав-ская, описывая психику как инструментальный ресурс личности, утверждает следующее: «Психика выступает как способность субъекта в широком смысле слова, как его возможность, активность, сила, или, точнее, «усилитель» и «проявитель», как его «организатор» или дезорганизатор, как его умение, способность разрешения возникающих в его жизнедеятельности противоречий, как «орган индивидуальности» [2, с. 210].
Субъектность жизни - это такая способность личности, которая консолидируется не сразу, а по мере вызревания необходимых внутренних условий. В первую очередь в структуре личности должны сложиться ведущие структуры смысловой регуляции жизненного пути, поскольку именно данный уровень психической регуляции доминирует в детерминации субъектной активности. При изучении смысловой регуляции жизненного пути личности необходимо предварительно осветить психологическую сущность данного уровня в общей структуре психической регуляции, а также выделить те смысловые структуры, которые эту регуляцию непосредственно реализуют. Другими словами, необходимо оценить возможности и эвристический потенциал смыслового подхода в контексте психологии личности как субъекта жизни.
Научно-психологический анализ смысловой регуляции прошел путь от обособления отдельных психических структур смыс-
162
ловой природы и разграничения их регуляторных функций - личностных смыслов [133], смысловых установок [29], смысловых диспозиций [164], смысловых конструктов [207], личностных ценностей [48] - к объемлющему понятию смысловых образований личности [46; 48]. В тезаурус смыслового подхода был введен специальный термин, обозначающий структурно-функциональную организацию различных смысловых образований в структуре личности - «смысловая сфера личности» [47; 92]. В диссертационном исследовании Д.А.Леонтьева была выполнена задача теоретического упорядочивания различных смысловых образований в структуре смысловой сферы личности и теоретического разведения регуляторных функций этих смысловых образований. В целях решения указанной задачи было продуктивно возрождено понятие динамической смысловой системы (Л.С.Выготский), при помощи которого разнородные смысловые структуры были объединены в молярные единицы смыслового строения личности и функциональные единицы смысловой регуляции жизнедеятельности [145]. Смысловая сфера личности была конкретизирована как особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [144; 145]. В более поздних работах Д.А.Леонтьев дополнил представление о структурной организации смысловой сферы личности (синхронический аспект) представлением о ее динамической организации (диахронический аспект). Для этого было использовано понятие смысловых процессов - форм развития и преобразования смысловых структур личности [139].
Таким образом, к настоящему времени в психологической науке сложилось полноаспектное представление о сущности смысловой регуляции, осуществляющих ее смысловых структурах и процессах. Системное обоснование и завершающий вид понятие смысловой регуляции получает в рамках мультирегуляторной модели личности, предложенной Д.А.Леонтьевым как экстракт смыслового подхода к психологическому анализу личности [144]. С точки зрения данной модели, единый контур психической регуляции можно условно расчленить на несколько достаточно автономных регуляторных систем, каждая из которых отвечает за особенную логику регуляции жизнедеятельности. Постулируется, что «личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности и жизни в целом», среди которых неизменно присутствуют логика удовлетворения потребностей, ло-
163



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь