|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379469
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Умеренное волнение перед экзаменом, по-видимому, даже способствует получению более высоких результатов. Вы напрягаете все свои силы и очень хотите успешно сдать экзамен. Однако сильное волнение приносит только вред. Для того чтобы помочь людям преодолеть экзаменационное волнение, психологи разработали три метода. Первым из них является десенсибилизация. Представив себе обстановку экзамена и письменно ответив на вопросы заранее, будучи в совершенно спокойном состоянии, вы можете стать менее чувствительным и не так сильно нервничать и во время настоящего экзамена. Применение метода десенсибилизации для преодоления волнения и страхов обсуждалось в главе 3.
Вторая возможность — учить «с запасом». Продолжайте заниматься даже после того, как вам покажется, что вы достигли полного понимания и знания материала. Тогда вы будете чувствовать больше уверенности в себе и вам будет легче вспомнить правильные ответы, когда вы разволнуетесь. Этим методом часто пользуются театральные актеры: они настолько хорошо заучивают свою роль, что какой бы сильный страх их ни охватывал на сцене, слова роли произносятся как бы сами собой. Третий метод заключается в том, чтобы постараться успокоиться перед тем, как войти в экзаменационную аудиторию. Панические разговоры с товарищами могут усиливать экзаменационное волнение. Представьте себе что-нибудь успокаивающее — например, что вы загораете на песочке под шум морского прибоя или дремлете у костра, а на землю мягко опускаются снежинки. Этот метод следует применять только в том случае, если вы склонны к сильному волнению. Если проблема достаточно серьезна и методы самопомощи не действуют, обратитесь к профессиональному психологу или консультанту. Не забывайте о том, что умеренное волнение приносит пользу, — не хотите же вы задремать во время экзамена! Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 21. Какой из планов следует разрабатывать сначала? а. Долгосрочный б. Недельный в. Ежедневный г. Почасовой 22. Дванда должна через месяц сдать курсовую работу. Что бы вы ей посоветовали? а. Обязательно освободить для работы вечер накануне сдачи курсовика. б. Откладывать работу со дня на день — как правило, почти все преподаватели принимают просроченные работы. в. Постараться выбрать такой темп, чтобы работа была готова раньше установленного срока. г. Для начала расслабиться и наслаждаться жизнью, чтобы как следует отдохнуть к моменту начала работы. 23. Эйб считает историю скучным предметом. Как ему следует планировать свои занятия? а. Зубрить перед самым экзаменом б. Заниматься понемногу, но часто в. Заниматься подолгу, но редко г. Вообще не заниматься, а ждать, пока не появится интерес к предмету 24. В чем состоит первый этап метода SQ3R? а. Изучение б. Выбор в. Размышления г. Обзор 25. Что является наиболее важным для поддержания концентрации внимания? а. Поддерживать активный интерес к изучаемому предмету б. Обеспечить себе полный комфорт во время занятий в. Окружить себя интересными вещами г. Зубрить и выучивать весь материал за один раз — перед самым экзаменом 26. Входя в аудиторию, где шел экзамен по математике, Берта очень нервничала. Во рту у нее было сухо, ладони вспотели, а в горле стоял ком. Вдруг она с ужасом поняла, что не может вспомнить ни одной формулы. Что произошло с Бертой? а. Глобальная деменциальная амнезия б. Органическая амнезия в. Экзаменационное волнение г. Угасание невостребованной информации 27. Что полезнее всего сделать человеку, обычно испытывающему экзаменационное волнение, чтобы повысить уверенность в себе? а. Взять на себя новые обязанности б. Избегать активных занятий в. Заниматься мало г. Заниматься много Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Перечислите три блока памяти и опишите, что происходит на каждом этапе запоминания. 2. Перечислите приемы, улучшающие работу кратковременной памяти. 3. Укажите различия между двумя аспектами долговременной памяти: размещением и извлечением информации. 4. Опишите, как мнемотехника, метод опорных слов, метод loci и смысловая организация информации могут улучшить ее размещение в памяти. 5. Объясните, почему метод ассоциаций и алфавитный метод имеют важное значение при извлечении информации. 6. Перечислите три возможные причины забывания и укажите ту из них, которая представляет наибольшую проблему для психологов. 7. Опишите вытеснение, подавление, угасание и искажение и охарактеризуйте их роль в качестве причины забывания. 8. Охарактеризуйте три вида амнезии. 9. Дайте определения и приведите примеры проактивной и ретроактивной интерференции и эффектов первичности и свежести. 10. Объясните, как прием лекарственных препаратов влияет на память. 11. Укажите способы улучшения организации времени с помощью долгосрочных, краткосрочных и ближайших планов. 12. Объясните, почему при активных занятиях сосредоточение усиливается. 13. Охарактеризуйте три метода, применяемых для оценки памяти. 14. Опишите, как надо готовиться к контрольным работам и преодолевать волнение на экзаменах. Ответы Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте предшествующий текст, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно. Ответы на упражнения 4.1. а. Долговременная память б. Сенсорная память в. Долговременная память г. Кратковременная память 4.2. а. Метод loci. б. Метод опорных слов. в. С помощью метода loci Цицерон мог запомнить сколь угодно длинную речь. использование метода опорных слов наложило бы ограничения на ее длину. 4.3. а. Группа 1: психиатрия, психология, псалом, психотерапия. Группа 2: класс, режиссер, ссора. Группа 3: лейтенант, шейка, рейсфедер. б. Такая группировка слов поможет ученикам запомнить их правописание потому, что в группы объединены слова со сходным правописанием. При этом улучшается размещение информации о правописании каждого слова в долговременной памяти. 4.4. а. 3 б. 2 в. 3 г. 1 4.5. Глобальная деменциальная амнезия. 4.6. Психологические эксперименты показывают, что в показаниях свидетелей факты могут искажаться. Искажение воспоминаний может быть вызвано тем, что свидетелю задают вопросы, характер которых оказывает влияние на ответ. 4.7. а. Проактивная интерференция б. Проактивная интерференция в. Ретроактивная интерференция г. Ретроактивная интерференция 4.8. Поскольку среднюю часть материала выучить труднее, чем начало и конец, это займет больше времени. Можно просто отвести на заучивание середины речи дополнительное время. Или можно разбить текст речи на части и каждый раз начинать заучивание с разных частей. Таким образом, преимущества, создаваемые эффектами первичности и свежести, будут способствовать заучиванию всех частей текста. 4.9. а. План на семестр, в котором указаны основные сроки сдачи заданий, главные дела по работе и семейные обязанности. б. План на неделю, в котором отмечены часы занятий на курсах, рабочее время и родительские обязанности. в. Планы на каждый день со списками необходимых дел. 4.10. а. Арсенио лучше сидеть на стуле с прямой спинкой, а не на диване. б. Ему надо заниматься понемногу, но каждый день, а не зубрить весь материал накануне экзамена, тем более что ему не нравится изучаемый предмет. в. Во время занятий он должен устранить все отвлекающие факторы. Телевизионная программа может увести его мысли в сторону от предмета. г. Заметив, что он отвлекся от учебы, Арсенио должен покинуть место, где занимается, и вернуться туда только тогда, когда он будет готов продолжить работу. д. Он мог бы позвонить своим одноклассникам и обсудить с ними возникшие по предмету вопросы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|