Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 31972

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Итак, каждое действие испытуемого получает свой смысл только в свете стремления к более высокой (идеальной) цели.
Исследование фрустрации. В 1941 году К. Левин совместно с учениками, Барнером и Дембо, изучал поведение детей в ситуации фрустрации. Он решил проверить свою так называемую дедифференционную гипотезу. Суть ее можно сформулировать следующим образом: в условиях фрустрации поведение становится более дедифференцированным, то есть менее разнообразным, менее гибким. Напомним, что, согласно теории поля, как внутреннее пространство человека, так и его жизненное пространство состоит из ряда секторов. Определенное количество таких секторов во внутренней части некоторым образом обеспечивает I гибкость в поведении человека, а следовательно, возможность реагировать на изменения в жизненном пространстве. Согласно гипотезе К. Левина, в ситуации фрустрации внутреннее пространство ограничивается сектором, связанным с более ранними (а следовательно, и менее конструктивными) формами поведения. В процессе эксперимента психологи наблюдали за играющими детьми 2-6 лет. Как известно, в каждом возрасте игра имеет свои особенности, и по тому, как и во что ребенок играет, можно определить его возраст. В ситуации фрустрации (исчезновение игрушки и пр.) дети в среднем регрессировали до возраста семнадцати месяцев, что подтвердило гипотезу Левина (Hothersall, D., 1995).
Исследование стилей лидерства. Исследования стилей руководства берут свое начало с эксперимента Липпита, ученика Левина, проводившегося с участием десятилетних детей. Ребята встречались 11 раз после школьных занятий для того, чтобы делать театральные маски. Липпит поделил их на две группы, в которых играл разные роли - соответственно авторитарному и демократичному стилям руководства. В первой группе он единолично принимал решения и заставлял детей их выполнять. Вторая же группа имела возможность выбора вида деятельности и участия в принятии решений. Наблюдения за поведением детей показали, что в группе с авторитарным стилем руководства ребята чаще ссорились и проявляли друг к другу враждебное отношение. Сталкиваясь с проблемами, члены такой группы чаще были склонны находить "козлов отпущения", а не искать выход из затруднительного положения. В группе с демократичным стилем руководства дети были более дружелюбны друг к другу, легче находили решения возникавших проблем (Hothersall D., 1995).
В том же 1939 году Левин с коллегами (Липпитом и Уайтом) решили провести схожий эксперимент с расширенным числом участников. Они сформировали четыре клуба, в которых десятилетние мальчики занимались различными видами деятельности. К двум стилям (авторитарному и демократичному) они добавили еще третий: попустительский ("laissez-faire" - невмешательство, попустительство). Это произошло почти случайно. Один из экспериментаторов стал вести себя слишком мягко, предоставив все решать самим детям. Левин, наблюдавший за ходом эксперимента, сразу же это отметил и предложил выделить третий стиль.
Через каждые шесть месяцев в группах менялся лидер и соответственно стиль руководства. В результате исследователи сделали следующие выводы. Авторитарный стиль руководства был причиной повышения агрессии и жестоких шуток. Увеличение агрессии отмечалось и при переходе от авторитарного к попустительскому стилю. Но все группы предпочитали демократичный стиль двум другим. Переход от авторитарного стиля к демократичному занимает больше времени, чем наоборот - от демократичного к авторитарному. Именно на основании этого исследования Левин, как вспоминает его ученик и коллега Марроу, сказал: "Автократия присуща человеку, а демократии нужно учиться".
Руководитель может действовать в группе в качестве эксперта, катализатора, дирижера и образца участника. Классификация, предложенная Левиным и коллегами, сейчас является самой популярной, но, как это часто бывает, мало кто помнит, кому она принадлежит.

Основные выводы:
Курт Левин-создатель психологической теории поля, которая является методом "анализа причинных соотношений и построения научных конструкций".
o Эвристическая ценность теории поля заключается в том, что ее использование стимулирует становление и развитие новых концепций, проверку новых экспериментальных гипотез и выявление новых психологических феноменов.
o Метод анализа психологических явлений, разработанный Куртом Левиным, включает в себя определенный понятийный аппарат. Среди терминов, необходимых для анализа жизненного пространства в данный момент времени, такие как: временная перспектива, психологическая валентность, вектор, локомоция, регион и граница.
Ключевые понятия: Вектор; Валентность; Временная перспектива; Граница; Дедифференционная гипотеза; Дифференцированность жизненного пространства; Жизненное пространство; Забывание намерений ; Замещающее действие; Конфликт; Локомоция; Напряженность; Психологическое пространство; Регионы; Сила; Стили лидерства; Теория поля; Уровень притязаний; Фрустрация; Эффект незавершенных действий (Зейгарник).


Основная литература:
4. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. .С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.
5. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

Дополнительная литература:
1. Келли Дж. Теория личных конструктов. - Спб., 2000.
2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
3. Левин К. Теория поля. - СПб., 2000.
4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб., 2000.

ЧАСТЬ II
Лекция 6. Самосознание личности и теории "Я"
План лекции:
5. Понятие самосознания и Я-концепции личности.
6. Структура Я-концепции.
7. Самоотношение и самооценка личности.
8. Я-концепция в различных психологических теориях.

4. Понятие самосознания и Я-концепции личности.
Самосознание есть особая форма сознания, которое, также как и сознание, имеет отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания.
Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом - Я- концепцией.
Это различение процесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения "чистого Я" (познающего) и "эмпирического Я" (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о себе самом, о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.
В психологической литературе "Я" как субъект мышления, рефлексирующее "Я" обычно называют активным, действующим, субъектным или экзистенциальным "Я" (" Эго"), а "Я" как объект восприятия и внутреннего чувства - объектным, рефлексивным, феноменальным, категориальным "Я" или "образом Я", "понятием Я", "Я-концепцией" и т. п.
Р. Бернс определяет "Я концепцию" как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.
Следующее определение принадлежит К. Роджерсу (1951): "Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные или негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Давление (влечений); pressure
  • Влечение к агрессии
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Влечение сексуальное
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Влечение к разрушению
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Либидо
  • Влечение
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Действие специфическое; specific action
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Бессознательное
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Влечение частичное
  • Цель (влечения); aim (instinctual aim)
  • Влечения к самосохранению
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Инстинкт смерти; death instinct
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Влечения к жизни
  • Эго-психология; ego psychology
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Активность—пассивность
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Догенитальный; pregenital
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Оно; id
  • Объект; object
  • Примыкание; anaclisis
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Психология лидерства



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь