|
Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156457
Автор: Бауманн Урс, Перре Майнрад.
Название: Клиническая психология. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 3.2. Методы, основанные на собственной и сторонней оценке Для объективации и квантификации признаков тревоги (но не диагнозов тревожных расстройств) было создано множество шкал тревоги (на основе методов собственной и сторонней оценки, см. табл. 37.1.3). Правда, их надежность и валидность — особенно по отношению к вышеназванным новым группам расстройств по МКБ-10 и DSM-IV — чаще всего не достаточно проверены. Валидность большинства шкал проверялась еще по прежним категориям расстройств — «невроз тревоги» и «фобии». Различают: а) общие методы, которые раскрывают многие аспекты психических проблем (например, подшкалы неуверенности, фобической тревоги и тревожности по SCL-90, см. Franke, 1995), и б) специфические опросники, которые предназначены для сбора сведений о каком-то конкретном психическом расстройстве (например, Опросник социальной тревоги — Fragebogen zur sozialen Angst; Fydrich, Kasten & Scheurich, 1995). Большинство указанных методов, например Опросник страха (Fear Survey Schedule; Schulte, 1976), используют самооценочные методы. Методы на основе сторонней оценки, за исключением Шкалы тревоги Гамильтона (Hamilton Angst Skala; HAM-A, CIPS, 1996), применяются редко. Большинство из этих методов используются при сборе релевантной для постановки диагноза информации, а также для измерения произошедших изменений и степени достигнутого успеха. В связи с отсутствием параллельных версий использование этих инструментов для регистрации изменений все же считается методически неудовлетворительным. Таблица 37.1.3. Методы собственной и сторонней оценки (только Шкала тревоги Гамильтона) Метод Описание Возраст Затрата времени Общая психопатология SCL-90-R Контрольный перечень симптомов (Symptom-Checkliste von Derogatis; немецкая версия: Franke, 1995) 90 пунктов; соматизация, навязчивость, неуверенность в социальных отношениях, депрессивность, тревожность, агрессивность, фобическая тревога, психотизм, параноидное мышление с 14 лет 20 минут FBL-R Фрайбургский перечень нарушений (Freiburger Beschwerdeliste; Fahrenberg, 1994) 80 пунктов; актуальные, ситуативные и хронические психические, соматические и психовегетативные нарушения с 16 лет 10 минут BAI Шкала тревоги Бека (Beck Anxiety Inventory; Beck & Steer, 1993) 21 пункт; элементарные когнитивные и физиологические симптомы тревоги с 17 лет 5-10 минут HAMA Шкала тревоги Гамильтона (Hamilton Angst Skala; CIPS, 1996) 14 пунктов; психические и соматические последствия тревоги с 14 лет 15 минут Психопатология конкретных расстройств Панический синдром / агорафобия ACQ Опросник когниций, относящихся к тревоге (Fragebogen zu angstbezogenen Kognitionen; Ehlers, Margraf & Chambless, 1993) 14 пунктов; когниции, относящиеся к тревоге, такие как соматические кризисы, потеря контроля, избегание с 16 лет 5 минут BSQ Опросник страха перед соматическими симптомами (Fragebogen zur Angst vor korperlichen Symptomen; Ehlers, Margraf & Chambless, 1993) 17 пунктов; уровень страха перед страхом и страха перед соматическими симптомами с 16 лет 5 минут MI Шкала мобильности (Mobilitätsinventar; Ehlers, Margraf & Chambless, 1993) 27 пунктов; степень агорафобического избегания; одна оценка при наличии сопровождения, другая — при его отсутствии с 16 лет 5 минут Социальная фобия UFB Опросник неуверенности (Unsicherheitsfragebogen; Ullrich de Muynck & Ullrich, 1977) 65 пунктов; учет социальных страхов и навыков с 16 лет 5 минут SPAI Опросник социальной тревоги (Fragebogen zur sozialen Angst; немецкий перевод: Fydrich, Kasten & Scheurich, 1995) 32 пункта; когнитивные, соматические и поведенческие аспекты тревоги с 16 лет 10 минут Специфическая фобия / фобии FSS III Опросник страха (Fear Survey Schedule; Wolpe & Lang, 1964; немецкая версия: Schulte, 1976) 76 пунктов, страх перед всеми живыми существами, кроме человека; социальные страхи, боязнь медицинских диагностических процедур с 16 лет 20 минут Навязчивое расстройство MOC Шкала навязчивостей (Maudsley Zwangsinventar; Hogson & Rachman, 1977; немецкий перевод Reinecker, 1991) 30 пунктов; умывание, контроль, медлительность, сомнения с 16 лет 10 минут HZI Гамбургская шкала навязчивостей (Hamburger Zwangsinventar; Zaworka et al., 1993) 118 пунктов; контроль, навязчивые мысли, уборка, счет, умывание с 16 лет 20 минут HZI-K Гамбургская шкала навязчивостей — сокращенный вариант (Hamburger Zwangsinventar — Kurzform; Klepsch et. al., 1993) 72 пункта; контроль, навязчивые мысли, уборка, счет, умывание с 16 лет 15-20 минут Посттравматическая стрессовая реакция IES Шкала происшествий (Impact of Event Scale; Horowitz, Wilner & Alvarz, 1979; немецкая версия: Ferring & Filipp, 1994) 16 пунктов; стрессовые воспоминания, избегание мыслей и ситуаций с 18 лет 5 минут Страхи (у детей) K-A-T Тест детских страхов (Kinder-Angst-Test; Thurner & Tewes, 1975) 19 пунктов; общая тревожность как постоянное свойство личности 9-15лет 15-30 минут Фобии (у детей) FSS-FC Перечень детских страхов (Fear Schedule for Children; Scherer & Nakamura, 1968; немецкий перевод: Schulte, 1976) 80 пунктов; боязнь отказа и критики; незнакомых людей, опасности и смерти, повреждений и маленьких зверей, болезней и врачей 9-12 лет 20 минут AFS Опросник тревоги для школьников (Angstfragebogen für Schüler; Wieczerkowski, Nickel, Janowski, Fittkau & Rauer, 1981) 50 пунктов; общая (манифестируемая) тревога, страх перед школой, стремление к социальному одобрению, боязнь экзаменов 9-16/17 лет 10-25 минут 3.3. Ведение дневника Для планирования лечения, его проведения и профилактики рецидивов решающее значение имеет непрерывный и подробный анализ проблемного поведения. Для регистрации проблемного поведения, специфичного для того или иного тревожного расстройства, в последние годы все активнее используется дневник (см. обзор: Schneider & Margraf, 1996). Индивид каждый день заносит в дневник (в зависимости от его вида) данные о силе и частоте нарушений, о вызвавших тревогу факторах, мысли и чувства, а также последствия указанных факторов. Эта информация используется как основа для показаний к терапии. Дополнительно она помогает выбрать терапевтические цели для последующей интервенции (например, в когнитивной терапии). В настоящее время наиболее широко используемыми являются следующие дневники разной степени сложности: Марбургский дневник тревоги (Marburger Angst-Tagebuch), Марбургский дневник активности (Marburger Aktivitäts-Tagebuch; Margraf & Schneider, 1990), Дневник генерализованной тревоги (Generalisierte Angsttagebuch; Wittchen, Schuster & Vossen, в печати) и Дневник тревоги при панических расстройствах (Angsttagebuch für Panikstörungen; Boerner et al., 1997). 4. Заключение Диагностика тревожных расстройств в соответствии с критериями DSM-IV или МКБ-10 требует применения структурированных или стандартизированных диагностических интервью. Они — краеугольный камень общей психологической диагностики нарушений поведения. В рамках диагностики, ориентированной на терапию, интервью используются из стратегических соображений только в начале диагностической фазы, например при первой беседе с пациентом или при сборе анамнеза. Диагностическое интервью позволяет эффективно определить психопатологическую цель терапии, дать самые первые показания к терапии, а также наметить общие подходы к психологической интервенции (см. главу о терапии). Особое внимание при диагностике должно уделяться дифференциальной оценке коморбидности, т. е. вопросу, какие диагнозы можно поставить пациенту и в какой последовательности появляются психопатологические феномены (Wittchen & Vossen, 1996). Дополнительную информацию, релевантную для расстройства и терапии, можно получить при анализе проблемы и во время лечения с помощью методов, основанных на собственной и сторонней оценке. Эти методы позволяют непрерывно регистрировать происходящие во время терапевтического процесса изменения и представлять их в виде общей картины. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|