|
Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 93307
Автор: Колризер Джордж
Название: Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента. Формат: HTML, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке чувству:
1. Лучше признать некоторые ограничения своей свободы, чем постоянно с ними бороться. 2. Лучше искать «достаточно хорошее», чем наилучшее. 3. Лучше не настраиваться на получение максимальных выгод от принятого решения. 4. Не следует принимать необратимых решений. 5. Не следует уделять слишком много внимания тому, что делают окружающие12. Жить «в потоке» Психолог Михай Чиксентмихай писал: «Когда сидишь на берегу и смотришь на воду, можно увидеть красоту течения реки. Вода струится свободно и естественно, уверенно держась избранного направления. Она обладает энергией, мощью и определенностью, что свидетельствует о покое и единении с миром. В лучшие моменты жизни напряжение тела или души достигает предела в волевом усилии ради совершения чего-то трудного и стоящего»13. Многие лишаются свободы и становятся заложниками, поскольку их не радует то. что они должны делать. Спортсмены, музыканты, великие политические лидеры вынуждены делать то. что им может не нравиться, однако они приучают себя испытывать удовольствие от самого пути к достижению конечной цели. Исследуя различные профессии, Чиксентмихай обнаружил, что. функционируя в оптимальном режиме или испытывая пиковые переживания, люди забывают о себе, о времени, о своих проблемах. Он предупреждает. что многие ошибочно понимают состояние потока как «переход в иную реальность» и пытаются достичь его с помощью пассивных форм досуга. «Многие ждут возвращения домой, чтобы расслабиться. Оказавшись 221 НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ дома, они не знают чем заняться. Не видя перед собой задач, они садятся перед телевизором, чувствуя упадок духа». Легенда бразильского футбола Пеле вспоминал: «Бывали дни. когда все "делалось правильно" и я чувствовал удивительное спокойствие. Это было что-то вроде эйфории. Я чувствовал, что могу бегать целый день без устали, провести мяч через любую защиту, буквально просочиться сквозь противников. Я чувствовал, что со мной не может произойти ничего плохого»14. Такое состояние возникает, когда наше тело, мысли, эмоции и дух естественным образом объединяются и мы оказываемся в «потоке». Мы начинаем ощущать медитативное состояние и концентрированность. приток энергии и силы, какого не бывает при обычной работе. Переживание потока помогает наслаждаться выполнением даже рутинных действий. Это состояние известно всем, но входить в него можно по-разному15. 1. Ставьте перед собой ясные цели. Определитесь со своими желаниями и потребностями. Постарайтесь ощутить слияние с тем, что вы делаете, пусть работа выполняется автоматически и сознательный контроль ослабевает. 2. Получайте немедленную обротную связь. Осознавайте то, что вы делаете, и насколько вы приближаетесь к поставленной цели в каждый отдельный момент. Доверьтесь интуиции. Руководствуйтесь знаниями, получаемыми из внешних и внутренних источников психологической поддержки. 3. Соотносите задачи с возможностями. Ваши задачи не должны быть ни слишком простыми, ни чрезмерно трудными. Нужно чувствовать, что вы все время чему-то учитесь. Характер деятельности должен соответствовать вашим умениям или требовать от вас чуть больше того, что вы уже умеете. Достигая успеха, все время немножко поднимайте для себя планку. 4. Фокусируйтесь и концентрируйтесь. Сосредоточьте внимание на чем-то одном, не распыляйтесь и не отвлекайтесь на посторонние мысли или действия. 5. Пусть ваш разум будет ясен. Отвлекитесь от повседневных неприятностей и тягостных воспоминаний. Научитесь «туннельному зрению», не позволяющему замечать то, что вы не в состоянии контролировать. 6. Сохраняйте чувство контроля. Поддерживайте чувство ответственности за себя, свои действия и за то, что вас окружает. Не тревожьтесь и не думайте о неудаче. 7. Забудьте о себе. Постарайтесь выйти за пределы собственного «Я», перестаньте критиковать себя и сосредоточьте внима 222 9. СОХРАНЯЙТЕ РАЗУМ СВОБОДНЫМ ние на том. что делаете. Вы должны слиться в единое целое со своей работой. Пусть ваше «Я» — включая телесные ощущения и эмоции — исчезнет. 8. Почувствуйте момент, когда восприятие времени изменится. Время подстраивается к тому, что вы переживаете, согласуется с ритмом деятельности, а не с течением «внешнего времени». Психологическое время может замедляться, ускоряться или останавливаться. Переживание потока свидетельствует о свободе и всегда служит противоядием от превращения в заложника. Поток — это не акт сознания, а скорее состояние души. Сознательный контроль может повредить потоку. Однако необходимо устранять препятствия и обнаруживать признаки их появления. Важно присутствовать в «настоящем». Вспоминая прошлое или думая о будущем, мы не можем в полной мере насладиться радостью деятельности. Учитесь любить настоящее, откликайтесь на любые возможности и везде и всегда цените красоту жизни. Заключение Для того чтобы решиться жить свободно, специальной подготовки не требуется. Даже оказавшись в заложниках в буквальном смысле этого слова, можно сохранять психологическую независимость и силу. Не будучи настоящими заложниками, мы сталкиваемся с трудностями на работе или дома. Копите силы и учитесь фокусироваться на конечной цели, к достижению которой вы стремитесь. Нельзя позволять себе быть «жертвой». Позитивная самооценка помогает управлять собой и добиваться в жизни того, чего нам хочется. Если сосредоточить фокус «Я» на том. что для нас действительно важно, это поможет правильно делать выбор. Будьте скромны и сдержанны. Эти качества свидетельствуют о высокой самооценке и самоосознании. Скромные люди понимают свое место в жизни и во вселенной. Помогая другим, мы помогаем себе. Преодолевая страхи, идя на риск и мирно расставаясь с утратами, можно освободиться от оков прошлого. Чтобы сделать разум свободным, необходимо принять на себя ответственность за собственную жизнь, мысли и чувства. Жить в настоящем, «здесь и сейчас», ценить жизнь и быть ей благодарными — это помогает ощутить состояние потока, когда все сливается воедино и предстает во всеобщей взаимосвязи. Действуя, мы сохраняем спокойствие. подобно мастерам дзен: мы сильны, мудры, ощущаем излучаемую 223 НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ нами силу. Находясь в потоке, мы достигаем совершенства и сливаемся в единое целое со своей работой. Радуйтесь необходимости выбора. Счастье — это состояние души, уровень сознания и степень принятия. Как мы увидели, фокус «Я» человека способен воспринимать и фиксировать события в позитивном и негативном ключе. Инстинкт самосохранения побуждает к поиску опасностей. Однако эту установку можно преодолеть и постараться увидеть вокруг себя хорошее. Нужно понять, что счастье не зависит от внешних факторов, от того, что нам неподвластно. Счастье — это выбор, который мы делаем сегодня, независимо от конкретных обстоятельств или сложившейся ситуации. Единственный способ быть смиренными и счастливыми — это испытывать чувство благодарности. Жить — уже счастье. В конце концов, счастье — это вопрос выбора, и это уже хорошо. Отношения с людьми могут делать нас здоровыми и счастливыми, а могут приносить вред. Женатые люди живут дольше. Люди, имеющие домашних животных, чувствуют себя счастливее и тоже живут дольше. Между стрессом и сердечно-сосудистыми заболеваниями существует несомненная связь. Оптимизм продлевает жизнь. Хорошая физическая форма помогает справляться со стрессом Насыщенная и приносящая пользу частная жизнь питает тело. ум. чувства и дух. Найдите время перевоспитать себя и решитесь стать такими, какими вам хочется быть. Относитесь к жизни как к приключению, путешествию, сумейте увидеть в ней возможность чему-то научиться, внести в нее свой вклад, расти каждую минуту, каждый час и каждый день. Осознайте мощь своих возможностей и смиренно делайте самостоятельный выбор. Позвольте жизни быть полнее и свободнее. НАДО ЗАПОМНИТЬ 1. В течение жизни самооценка меняется. Повысить ее можно в любом возрасте. Учитесь правильно фокусировать свое «Я», чтобы уметь преодолевать боль ради достижения конечной цели. 2. Чтобы сделать разум и жизнь богаче, необходимо все время учиться. Не переставайте искать новые задачи, делайте что-то, что будет выводить вас из области комфорта. Чтобы расти и развиваться, все время делайте что-то новое. 3. Лучший способ добиться значительных результатов — это искать задачи, решение которых несколько превышает ваши возможности. Это позволяет ощутить состояние потока, в котором можно научиться получать удовольствие or неприятного. L. Можно помочь себе и друг им, используя внутреннюю силу, решаясь делать выбор и оставаясь скромным и сдержанным БИБЛИОГРАФИЯ Глава 1 1. Joseph Chilton Pearce. Magical Child: Rediscovering Nature's Plan for Our Children (New York: Dutton. 1977). 2. Paul MacLean. The Triune Brain in Evolution (New York: Plenum Press. 1990). 3. MacLean, The Triune Brain in Evolution. 4. Daniel Goleman. Working with Emotional Intelligence (New York: Bantam. 1998). pp. 375-376. 5. Robert W. Schrauf and Julia Sanchez. "The Preponderance of Negative Emotion Words in the Emotion Lexicon: A Cross-Generational and Cross-Linguistic Study." Journal of Multilingual & Multicultural Development. 2004, 25(2/3). 6. Lao Tzu. The Tao of Power, trans. R. L. Wing (New York: Doubleday, 1985). 7. Martin Seligman, Helplessness: On Depression. Development, and Death (San Francisco: W. H. Freeman. 1975): and S. Sauter. J. Hurrell Jr.. and C. Cooper (Eds.), Job Control and Worker Health (New York: Wiley. 1989). 8. Christopher Peterson. Steven F. Maier. Martin Seligman. Learned Helplessness: A Theory far the Age of Personal Control (Oxford: Oxford University Press. 1993). 9. 1.1. Pavlov. Conditioned Reflexes, trans. G. V. Anrep (London: Oxford University Press. 1927). 10. Seligman. Helplessness, p. 18. 11. Michael J. McMains and Wayman C. Mullins. Crisis Negotiations: Managing Criticol Incidents and Hostage Situations in Law Enforcement and Corrections, 2nd ed. (Cincinnati: Anderson. 2001). pp. 165-183. 12. S. Karpman. "Fairy Tales and Script Drama Analysis." Transactional Analysis Bulletin. 7(26). 39-43. 225 НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ 13. Scott Parks. "Critics Target Tactics Used ол Civilian Suspects." The Dallas Morning News. September 26. 1999. 14. Shaila Dewan and Laurie Goodstein. "Hostage's Past May Have Helped Win Captor's Trust." The New York Times. March 16. 2005: and CBS News. "Police Praise Atlanta Hostage." Atlanta. March 13. 2005. available at www.cbsnews.com/stories/2005/03/13/national/ main 679802.shtml. 15. Fatima Meer. Higher Than Hope: The Authorized Biography of Nelson Mondelo (New York: Harper & Row. 1988). pt. 4. ch. 30. Глава 2 1. Stephen Breen. "Swimmers Charity Atlantic Crossing." The Scotsman. July 15. 1998. 2. Michael J. McMains and Wayman C. Mullins. Crisis Negotiations: Monaging Critical Incidents and Hostage Situations in Law Enforcement and Corrections. 2nd ed. (Cincinnati: Anderson. 2001). 3. Eric Berne. Transactional Analysis in Psychotherapy (New York: Grove Press. 1961). p. 13. 4. Michael Specter. 'The Long Ride: How Did Lance Armstrong Manage the Greatest Comeback in Sports History?" The New Yorker. July 15. 2002. pp. 48-58; and Lance Armstrong with Sally Jenkins. It's Not About the Bike: My Journey Back to Life (New York: Penguin Putnam. 2000). p. 88. 5. Associated Press. "Lottery Winner's Life Far from Idyllic." The Billings Gazette. December 14. 2004. Retrieved from www.billingsgazette. com/index.php?display=rednews/2004/12/14/build/nation/50- winners-life.inc. 6. Daniel Goleman. Richard Boyatzis. and Annie McKee. Primal Leadership (Boston: Harvard Business School Press. 2002). p. 30. 7. G. W Domhoff. Senoi Dream Theory: Myth. Scientific Method, and the Dreamwork Movement (2003). Retrieved September 19. 2005. from www.dreamresearch.ne^ibrary/senoi.html. 8. Goleman. Boyatzis. and McKee. Primal Leadership. 9. Aaron N. Sardell and Steven J. Trierweiler. "Disclosing the Cancer Diagnosis: Procedures That Influence Patient Hopefulness. Cancer. 1993. 72. 3355-3365. 10. Hippocrates. Works, trans. W.H.S. Jones and others (Cambridge. Mass.: Harvard University Press. 1984). Precepts, p. 319. 11. Eric Berne. What Do You Say After You Say Hello? The Psychology of Human Destiny {New York: Grove Press. 1972). 226 БИБЛИОГРАФИЯ 12. Peter Senge. The Fifth Discipline: The Art & Practice afthe Learning Organization (London: Random House. 1990). p. 9. 13. Warren Bennis. On Becoming о Leader (New York: Perseus Books. 1989). p. 3. Глава 3 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|