Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31730

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Напомним, что в 60-е годы активно развивается издание научно-популярной литературы. Этому способствовало стремление распространить последние данные европейской науки, прежде всего, теории Ч. Дарвина. В 70-е годы наблюдается рост числа изданий материалистического, атеистического и политического содержания.
Что же касается рассматриваемого в данном разделе периода, общая картина легальной печати изменилась. В начале 80-х годов наблюдается временный спад выпуска литературы, причем резко сокращается число прогрессивных изданий. Так, в 1884 году было опубликовано правительственное сообщение о закрытии журнала "Отечественные записки" за пропаганду социалистических учений и принадлежность отдельных сотрудников к тайным революционным организациям.
Существовавшие тогда журналы имели умеренно либеральный характер либо проправительственное, иногда - реакционное направление.
Однако постепенно издательское дело снова наращивает темпы выпуска литературы. Но тематическая структура массива изданий становится иной. Снижаются тиражи изданий по общественной и экономической тематике, выпуск естественнонаучной литературы, трудов по социальным вопросам. Сокращается количество переводной литературы. Если в начале столетия переводные издания занимали примерно половину от общего выпуска, то к концу столетия их удельный вес составляет только 9% от общего объема изданий. Во второй половине 80-х годов и в 90-е годы естественнонаучная книга отходит на второй план, уступая место исторической . Резко увеличивается число религиозных изданий (в 1895 году выпущено 933 сочинения религиозного характера тиражом 5396 тыс. экз.). Зато увеличивается число книг по медицине, технике, сельскому хозяйству.
Несколько расширяется структура системы издательств. Появляются земские издательские общества, которые выпускают фундаментальные работы по эко-номике, беллетристику, историческую литературу, биографические издания.
К концу века расширилось число лубочных изданий, гадательных книг, сон-ников, оракулов. Особенно активно издавал эту литературу И.Д. Сытин. Причем лубочные издания превосходят по количеству изданий почти вдвое количество действительно полезных книг для народа.
С другой стороны, формируются принципы подготовки научно-популярной литературы. Так, за последние 20 лет века известный петербургский издатель Ф.Ф. Павленков выпустил 500 научно-популярных произведений. Формируются научно-популярные серии "Библиотека полезных знаний", "Популярная научная библиотека", "Жизнь замечательных людей". Постепенно разрабатываются критерии редакторской оценки биографического жанра. В серию "Жизнь замечательных людей" включались произведения и работы коллективного характера. В лучших работах, посвященных ученым, авторы стремились показать жизнь и деятельность своего героя, состояние науки в той области знания, в которой он работал.
Редакторская деятельность в этот период становится одной из ведущих в книжном деле. Редактор формирует массив изданий, определяет тиражи выпускаемой литературы. В редактировании используются специальные знания. Литературу по отраслям знания редактируют профессионально подготовленные в соответствующей области специалисты. Например, медицинские издания готовят к печати редакторы с медицинским образованием.
В качестве редакторов справочной и научной литературы выступают известные ученые. Среди них Н.И. Лобачевский, К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев. Их редакторская деятельность способствует формированию критериев редакторской оценки научной и справочной литературы. Вырабатываются такие требования к содержанию произведения, как научность, достоверность, доказательность.
В 1892 году братья Александр и Игнатий Гранат организовали издательство. Основной его продукцией стал Энциклопедический словарь . С 1892 по 1948 год словарь выдержал семь изданий, последнее издание вышло в 58 томах.
Братья Гранат приобрели права на издание словаря у товарищества "А. Гарбель и К°", подготовившего три издания Настольного энциклопедического словаря - перевода немецкого Брокгауза, дополненного данными "из устаревших русских источников".
Среди создателей словаря выдающиеся деятели науки И.И. Мечников, К.А. Тимирязев и другие.
К этому времени происходит специализация издательского труда. Формируются принципы и подходы к редактированию научной и справочной литературы. Работа Тимирязева в Энциклопедии является одним из ярких примеров редактирования справочной литературы. Главными качествами, которые необходимы редактору подобных изданий - эрудиция, широта знаний, пристальное внимание к общественной жизни, умение выявить основные тенденции общественного развития и поддерживать прогрессивные силы.
Требования, предъявляемые издателями к материалам, помещенным в Словарь, изложены в письме их к Тимирязеву: "... До очевидности ясно было для нас, что при современном разброде мысли обеспечить цельность, строгую научность и доступность изданию могли бы Вы и уже одними своими общими руководящими указаниями" .
Подчеркнем основные требования к материалам издания, которые перечислены в письме. Цельность, строгая научность, доступность читателю - это качества, составляющие основной перечень необходимых условий справочного издания.
В своей рецензии на "Первую энциклопедию XX века", написанную после вы-хода в свет Британской энциклопедии Тимирязев одним из первых в России теоретически обосновал основные принципы формирования энциклопедических изданий, определил значение энциклопедий для развития общественной жизни, задачи и цели их подготовки.
90-е годы характерны дальнейшей активизацией развития капиталистического хозяйства, ростом рабочего класса. Промышленный подъем наблюдался и в по-лиграфическом производстве, появляются крупные предприятия.
Это способствует в свою очередь и подъему книгоиздания. Активно работают крупнейшие книгоиздательские фирмы А.С. Суворина, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина, братьев Глазуновых, М.О. Вольфа и другие. Издательства специализируются на выпуске той или иной литературы или работают как универсальные, издавая самые разнообразные книги. В частности, выделяются специальные музыкальные издательства, выпускающие нотную литературу. Кроме того, продолжают развиваться представления о литературе для детей, и эта литература выделяется постепенно в самостоятельный комплекс. Главными основаниями выпуска изданий для детей становятся задачи воспитания и образования.
Среди различные типов и видов изданий большое развитие получают серии. Так, издательство Суворина выпускает дешевые серии "Дешевая библиоте-ка", "Новая библиотека", включавшие произведения русских и зарубежных авторов, в основном, классиков.
С точки зрения теории редактирования важным фактом этого времени явилось изучение интересов читателей, особенно крестьянства. Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе поручил составление "Систематиче-ского обзора русской народной литературы". При подготовке обзора было про-ведено более 100 заседаний, на которых осуществляли отбор литературы в список, включивший в окончательном виде около 1000 названий книг. Среди этих изданий основную массу составляла художественная литература. Кроме того, были включены книги по географии (128), истории (96), естествознанию (56), сельскому хозяйству (46). Результаты длительного изучения читателя легли в основу указателей "Что читать народу?" (СПб., 1884. - Т. 1; СПб., 1889. - Т.2; М., 1906. - Т. 3) .
Эти указатели показывают, что издатели и редакторы стремятся учитывать за-дачи просвещения народа, выпускают не только художественную, но и доступ-ную научно-популярную литературу, предназначенную для воспитания и обра-зования читателей.
Для нас представляют интерес рецензии на так называемую народную литера-туру, которые отражают критерии ее оценки. Все рецензенты прежде всего рассматривают содержание произведений, отмечая хорошее знание автором предмета, новизну фактов, использование классификаций. Часто ставится вопрос о соответствии того или иного произведения читательскому адресу. Как недостатки отмечаются псевдонародность, балаганность либо чрезмерная сухость стиля, надуманность. Это говорит о том, что постепенно формируются представления о требованиях к литературе, издаваемой для народа.
В 80-90 годы важное место в общественной жизни занимает идея просвещения народа. Образование народа развивалось в двух руслах: демократическом и официальном. Официальное, правительственное направление инициировалось созданной еще в 1872 году Постоянной комиссией по устройству народных чтений в Петербурге и его окрестностях. За 25 лет комиссия издала более 200 книг и брошюр для народа. В основном они имели религиозное, нравственное и патриотическое содержание. Московское общество распространения полез-ных книг выпускало издания нравоучительного содержания, предназначавшиеся детям и читателям из народа.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Технологическая карта планирования интегрированного процесса на неделю по теме: «Лесные гости» для раннего возраста
  • Корниенко О.В. Национальная экономика
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2015. История России. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 2 (В)
  • Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика. Под редакцией
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2016. Практикум по истории России. Подготовка к выполнению заданий повышенной сложности
  • Рыкова Анна Николаевна. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России. В 2 частях
  • Банникова Людмила Николаевна. Рабочая программа коррекционно — образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год
  • Петрова А.А., Дружинин А.С. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение и письмо
  • Чернова М.Н. ЕГЭ. История России XIX-XX века. Исторические портреты. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Неметаллы. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Главный Редактор. Примерный режим дня для детей подготовительной группы
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе 'Поросята Пам, Пум и Пим'
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Постолова Галина Борисовна. Технологическая карта в подготовительной группе по теме: «В гостях у сказки»
  • Сергей Поляков. Подготовка к Собеседованию и его успешное прохождение
  • Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. 7 класс
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Металлы
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Башкардина Юлия Константиновна. Тематический план программы «Наш театр»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • не известно. ЕГЭ. Обществознание. Модульный курс. Я сдам ЕГЭ. Методика подготовки.
  • Залогова Л.А Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Лидин Р.А. ЕГЭ. Химия. Полный курс А, В, С. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь