Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54630

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

«Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988) и др. Ломов доказывал необходимость разработки системы базовых категорий, отражающих в своей совокупности все аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Тем самым, он существенно дополнил теоретические построения, опирающиеся только на категорию «деятельность». Ломов подчеркивал,что лишь на основе взаимодействия и сопоставления комплементарных или даже ортогональных теоретико-эмпирических взглядов, использующих в качестве базовой какую-либо одну категорию, появляется возможность творческих прорывов в понимании закономерностей функционирования психического. Его работы способствовали утверждению плюралистических тенденций в научном мировоззрении.
В самые последние годы, активно развивается субъектоцен-трированный подход к человеку, как попытка объединить его целостное понимание и гуманистические традиции отечественной психологии [30 и др.] 1.
В 70-80-е годы существенно возрастает социальный статус психологической науки в обществе, укрепляется ее авторитет в системе других наук. Именно с этим связано создание в 1971г. первого в системе Академии Наук СССР специализированного научно-исследовательского учреждения — Института психологии АН СССР, призванного заниматься разработкой фундаментальных проблем психологической науки и выполнять функции головной организации в координации психологических исследований. В 1980 г. начинает издаваться «Психологический журнал», существенно расширивший возможности коммуникации в психологическом сообществе, обсуждения актуальных психологических проблем и достижений. Благодаря развернувшимся комплексным исследованиям создается ряд учреждений, ориентированных на междисциплинарное изучение человека: Институт комплексных социальных исследований в Ленинграде, Институт человека АН СССР в Москве.
В этот же период выходит фундаментальная работа Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии» [78], подводящая итоги развития психологии в 70-80-е годы и обобщающая ее достижения. В ней рассмотрены как теорети-
1 Подробнее см. соответствующую статью в настоящей книге.
151
ческие, так и конкретно-эмпирические результаты психологических исследований, намечены перспективные линии дальнейшего развития психологического знания, обозначены продуктивные проблемы в изучении психических явлений. В 1989 г. коллектив авторов подготовил и выпустил в свет работу, в определенном смысле не только подводящую итоги развития психологии в России в 80-90-е годы, но и определяющую перспективные линии развития ключевых отраслей психологии [133].
3.2.5. Специфика понимания психического в российской психологии конца XX века
В итоге многочисленных теоретических и эмпирических исследований, фундаментальных и прикладных разработок, выполненных несколькими поколениями советских ученых на основе конструктивного использования ими научных традиций, сложившихся в отечественной психологии, в советской психологической науке сформировалось, несмотря на наличие в ней множества оригинальных и самобытных научных школ, единое понимание базовых, ключевых характеристик природы психического, представляющих в своей совокупности его теоретическую модель. В чем суть данной модели, каковы ее основные моменты?
Во-первых, утверждение отражательной природы психического. Психические явления выступают как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности, как образы предметов и явлений окружающего мира, как единство реального бытия и его отражения. Рубинштейн писал, что «психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение его к объективному миру» [123, т.1, с. 37].
Отсюда вытекают следующие характеристики психического:
— психика как особая, высшая форма отражения;
— адекватность психических явлений действительности;
— психическое как свойство органической материи (человеческого мозга, вообще всего организма); — психическое как качество конкретного индивида, субъекта и как отношение к независимому от человека внешнему миру; — психика как система отражения, в которой совмещены и сама отражающая система и носитель отражения; — объективизация содержания отражения (превращение его в реальность и приобретение
152
предметного и смыслового значения для данного конкретного человека).
Во-вторых, признание активного характера психического.
В основе данной мысли лежат следующие идеи:
— психика выступает важнейшим фактором биологической и культурной эволюции человека; у людей психика развивается на основе деятельности, общения и других форм активности;
— психическое как регуляторная система, определяющая функционирование соматической и ментальной подсистем человека;
— человек как самоорганизующаяся и внутренне активная система и как носитель отражения; проявлением внутренней активности является избирательное отношение к внешнему миру;
— адаптивный характер психического отражения, позволяющий человеку приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения поведения или функций отдельных органов;
— антиципация как одно из важных свойств психического отражения (возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах будущее).
Существенным моментом в понимании активности психического является признание активной природы не самого по себе психического отражения, а его субъекта, носителя. Как отмечает Ломов, в трактовке активности субъекта «есть тонкость, в результате непонимания которой может произойти соскальзывание к представлению о том, будто бы образы являются продуктом творчества субъекта, а не отражения реальности» [78, с. 142]. В-третьих, понимание психического как единства непрерывного и дискретного, что проявляется в следующих моментах:
— выделение этапности, фазовости в развитии любого психического процесса;
— утверждение объективной непрерывности психического, обусловленной его ведущей ролью в регуляции поведения: «Непрерывность психического есть его процессуальность, динамичность и, наоборот, его процессуальность есть прежде всего непрерывность» [44, с. 122].
— взаимосвязь и диалектическое единство анализа и синтеза как механизма реализации непрерывности, процессуаль-ности и уровневости психического.
В-четвертых, понимание системного характера психического. Это положение опирается на ряд идей:
153
— о многоплановости, многоуровневости и многослоинос-ти психических явлений, обусловленных системной детерминацией психики и наличием много-многозначных связей между ее проявлениями и свойствами в контексте реальной жизнедеятельности человека;
— о возможности адекватно познать психическое только в его динамике, развитии и соответственно рассмотрение психических явлений не только с точки зрения наличных качеств-характеристик и свойств, но и с точки зрения их потенциальных возможностей;
— о существенной роли сформированной у человека системы отношений к предметам и явлениям окружающей действительности, что обусловливает признание, с одной стороны, факта социальной детерминации не только личностных свойств, но и психических процессов, а другой стороны — опосредующей роли социального бытия в изменении условий проявления биологических закономерностей, характерных для человека как природного существа;
— об опосредованной системе взаимосвязей между различными уровнями психического (а также его структуры и функций) при смене системообразующего фактора в зависимости от разных условий жизнедеятельности человека и разных этапов его развития;
— о целостности психики, предполагающей рассмотрение психического во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная, целесообразным образом скоординированная система, в единстве его различных структурных компонентов и иерархических уровней (а соответственно и различных планов анализа).
В-пятых, признание единства личности, сознания, деятельности и общения, что обусловливает «выдвижение в центр психологического исследования целостного человека как сознательного субъекта практической и теоретической деятельности и включение психики в основную, исходную систему связей деятельного человека с окружающим миром» [7, с. 70].
Это, в свою очередь, предполагает:
— утверждение существенной роли деятельности для формирования психического отражения, в системах отношений «субъект—объект» и «субъект—предмет»;
— выделение общения как самостоятельной и специфичес-
154



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь