|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54496
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Пример первый
На уроке географии в V классе вводится понятие «водораз- дел». Объяснение учителя опирается на рисунок в учебнике, изоб- ражающий модель водораздела в виде небольшой возвышеннос- ти, по противоположным сторонам которой текут реки. На вопрос: «Является ли водоразделом Главный Кавказский хребет?» — не- * Задачи составлены по материалам Е. Н. Кабанозой-Меллер, Э. А. Флеш- нер, А. И. Никерова, С. Ф. Жуйкова, В. И. Зыковой. 192 которые учащиеся отвечают неверно, считая, что водораздел — это просто возвышенность, в то время как Кавказский хребет — это большие, высокие горы. Пример второй На уроке математики вводится понятие «коэффициент». Да- вая его определение, учитель говорит, что под ним следует пони- мать число, которое показывает, сколько раз стоящее после него выражение повторяется в качестве слагаемого. Сказанное иллю- стрируется следующим примером. (а+Ь)+(а+Ь}+{а+Ь)+(а+Ь)^4(а+Ь} В дальнейшем проводится закрепление материала с помощью специальных упражнений. Контрольные вопросы показывают, что почти все учащиеся успешно справляются с заданием. Некоторое время спустя вводится понятие «показатель степе- ни», который определяется как число, показывающее, сколько раз данное выражение выступает в качестве сомножителя. Сказан- ное иллюстрируется примером: а • а • а == а3 Учащиеся выполняют упражнения по отработке умения использо- вать данное понятие в своей учебной работе. При решении такого типа задач школьники не испытывают серьезных затруднений. Однако, когда они переходят к выполнению заданий, в которых упражнения на коэффициент чередуются с упражнениями на по- казатель степени, начинают встречаться ошибки типа: a-a-b-b='2a-2b Пример третий Одним из основных понятий в курсе физики является «вес». По своей физической сущности вес является силой, с которой тело притягивается к земле. В связи с этим в ходе изучения данного учебного материала обращается внимание на то, что вес являет- ся свойством всех тел, что существует связь между земным при- тяжением и свободным падением тела, что понятие «вес» и по- нятие «сила» связаны между собой. После усвоения этого поня- тия, учащиеся раскрывают его содержание в следующих опреде- лениях: Анатолий Г.: «Возьмем что-нибудь и взвесим на весах. Подберем гири, чтобы равновесие было. Единица веса — граммы, килограммы, тонны. Сколько граммов, килограммов или тонн ве- сит тело, это и будет вес». Николай А.: «Вес—это сила, с которой тело, притягивае- мое Землей, давит на чашку весов. Мы смотрим, какую гирю на- до положить на другую чашку, и узнаем вес тела. Когда берем какое-нибудь тело в руки, также чувствуем, что оно давит на ру- ку, потому что оно тяжелое». 13 Закал 2268 193 Тамара Е.: «Вес тела—это сила, с которой его притягивает Земля. Мы знаем, что у каждого тела определенный вес. Это мы видим, когда кладем его на весы. При решении задач, чтобы уз- нать вес, нужно удельный вес умножить на объем. Помню еще, что нам показывали, что каждое тело имеет тяжесть и эта тя- жесть тянет его вниз». Пример четвертый На уроке русского языка большинство учащихся сравнительно быстро усваивает суть пунктуационного правила о выделении за- пятыми придаточного предложения, находящегося внутри главно- го. Однако количество ошибок, допускаемых учащимися, меняет- ся в зависимости от того положения, которое занимает придаточ- ная часть внутри главной. Так, в предложении «Мы остановились там, (место ошибки) где сливаются два потока, развели костер и приготовили ужин», учащиеся ошибаются реже, чем в предло- жении «Там, (место ошибки) где сливаются два потока, мы оста- новились, развели костер и приготовили ужин». Пример пятый Овладение учащимися младших классов понятиями «существи- тельное», «глагол» и «прилагательное» основывается на понима- нии ими грамматического смысла слов «предмет», «действие», «признак». Часто учащиеся правильно относят к существительным такие слова, как «кровать», «дом», но не относят к этой части ре- чи слова «счастье», «богатство» и т. п. В другом случае слово «стоять», по мнению некоторых ребят, обозначает предмет («пар- та стоит»), а слово «столяр»—действие («живой, ходит»). Пример шестой На уроке геометрии учитель вводит понятие прямоугольного треугольника, раскрывая его существенный признак—наличие прямого угла, и в то же время чертит (а за ним и учащиеся) пря- моугольный треугольник в определенном положении: прямой угол находится внизу—у основания. Впоследствии выясняется, что не- которые учащиеся, давая правильное определение понятия прямо- угольного треугольника, не узнают его в том случае, если он дан в другом положении. Вопросы 1. Объясните психологические особенности умственной дея- тельности школьника в каждом конкретном случае и объясните затруднения в ответах на вопросы учителя. 2. Определите причины неправильного решения учебных задач школьниками. Темы курсовых исследований 1. Мотивы учебной деятельности учащегося на разных этапах обучения и их влияние на усвоение знаний. 194 2. Влияние предшествующего содержания учебного материала на структуру учебной деятельности школьника. 3. Возрастная динамика восприятия и понимания школьником социальных явлений в мире людей. 4. Взаимосвязь знаний и мышления в процессе решения школь- никами учебных задач. 5. Взаимосвязь когнитивных эмоциональных и волевых прояв- лений личности в процессе учебной деятельности на разных эта- пах возрастного развития школьника. Тема 10. Психология обучения и условия его оптимизации в общеобразовательной и профессиональной школе Методические указания Е V" В педагогической психологии принято рассматривать обучение как процесс «активного взаимодействия между обучающим и об- учаемым»*, направленный на вооружение учащихся основами наук, умениями и навыками, формирование научного мировоззрения и развитие психических процессов и самостоятельности в учении, об- щении и трудовой деятельности. Важнейшим принципом научной организации учебной деятель- юности учащихся в общеобразовательной и профессиональной шко- ле является оптимизация процесса обучения. Реформа школы и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по конкрет- ным вопросам реформы указывают на необходимость поднять ра- боту школы на новый качественный уровень, «расширить возмож- ности учителей в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, смелее внедрять в практику достижения педагогичес- < кой науки»2. Для успешного решения этих задач будущие учите- '"•• ля еще в процессе профессиональной подготовки к работе в шко- ле должны овладеть знаниями методов и средств обучения, на- учиться использовать прежде всего активные формы обучения; приобщать учащихся к активной самостоятельной работе над учебным материалом, к культуре трудовой деятельности и пове- дения. На семинарских и практических занятиях студенты должны рассмотреть различные формы обучения в зависимости от их пред- метного содержания и требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам учителя как организатора учебно-воспита- тельного процесса. Для более глубокого понимания сущности об- учения как целенаправленного педагогического процесса студен- там необходимо усвоить содержание предмета, знать цели, задачи, ' Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.—С, 174. 2 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов.—М., 1984.—С. 70. 13* 195 организационные формы обучения, учитывать следующие его осо- бенности. -••- Обучение предметно. Это первая особенность, которую необ- ходимо знать для правильной организации обучения в любом учеб- ном заведении. Учитель (преподаватель) должен хорошо знать предмет, методику его преподавания, программу, цели и задачи обучения в каждом классе. Знание предмета и методики его пре- подавания — необходимая предпосылка успешной работы педаго- га. Но этого еще недостаточно. Учитель должен знать психологи- ческие закономерности усвоения знаний предметного содержания, а также возрастные особенности школьников, мотивы их учебной деятельности, факторы и условия, стимулирующие развитие их ин- тересов и способностей. (^Основной формой обучения является урок. Можно выделить урок без применения средств наглядности, урок с применением средств наглядности, урок с использованием аудиовизуальных средств, машинное обучение. Однако, как бы ни был организован урок, он невозможен без учителя. Живое непосредственное об- ,(/ щение учителя с учащимися стимулирует их познавательную ак- К' тивность и самостоятельность в учебной деятельности, формирует чувства и характер. Но современное обучение немыслимо также и без использования в нем аудиовизуальной техники, наглядности, элементов машинного ввода материала и контроля, обучения школьников общению с машиной. Эти средства общество передает в руки учителя, и он должен умело использовать их в целях об- учения и воспитания,^ Обучение — всегда общение, в котором происходит смена ро- лей. В обучении всегда присутствует обратная связь. Выделяют в обучении пошаговую обратную связь (материал делится на не- большие смысловые единицы и проверяется правильность пони- мания учеником каждой), отсроченную обратную связь (излагается ( большая, законченная по смыслу часть материала, и прово- дится контроль за ее усвоением), прогностическую, упреждаю- щую, или антиципирующую, обратную связь (в учебное сообще- ние закладывается дополнительный материал, предупреждающий неправильное понимание основного), когнитивную обратную связь (ученик, опираясь на логику и факты учебного материала само- стоятельно проверяет правильность своего понимания). Выделенные типы обратных связей часто сосуществуют и до- полняют одна другую в работе учителя с классом. Так, опытный учитель предвидит и реакцию учеников, и возможные наиболее типичные ошибки в понимании материала. В его работе прогно-"" стическая обратная связь объединена с другими. При изложении более сложного вопроса осуществляется переход от отсроченной к пошаговой обратной связи. Обсуждая домашнее задание, учи- тель дает советы, как ученику самому организовать когнитивную обратную связь. Использование той или иной обратной связи зависит от воз- растных особенностей учеников. Для начальной школы необхо- 196 дима пошаговая обратная связь с постепенным переходом на отсроченную, в юношеском возрасте важно развивать и опирать- ся на когнитивную обратную связь. При создании аудиовизуаль- ных материалов (учебные телепередачи, кинофильмы) прогности- ческая обратная связь является ведущей и тесно связанной с когнитивной. При фронтальной работе с классом обратная связь (корректи- ровка ответов учащихся) замыкается на отвечающем ученике. Остальные ученики в ответе товарища и его корректировке учи- телем получают эталон правильного понимания материала. По- этому важно учить школьников активно работать во время опро- са. Организация разных типов обратной связи на уроке в соответ- ствии с особенностями материала и класса — один из резервов оп- тимизации обучения. Обучение может быть индивидуальным и групповым. При ин- дивидуальном обучении учитель работает с одним учеником,при групповом — с группой, объединенной в класс, академическую группу, поток. Работая фронтально, со всем классом или с груп- пой (при лабораторных занятиях), учитель должен продумывать индивидуальный подход к каждому ученику. Это невозможно без знания психологии учащихся. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|