|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46124
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Если вкратце рассмотреть упомянутые этапы с точки зрения Пиаже, тогда можно отметить, что в микрокосме учащихся нравственное развитие проходило три стадии, очерченные Кольбергом (1970). Доконвенциальная стадия, на которой преобладают личное удовольствие и произвол, наблюдались на хаотическом или регрессивном этапе. Конвенциональная стадия, на которой нормы общественной морали находили признание, наблюдалась на этапе контроля. Послеконвенциональная стадия, на которой формировались личностные принципы и критерии, наблюдалась на стадии гибкости и юмора.
Это отнюдь не означает, что учащиеся разрешили подростковые проблемы. Крамер (1980) показал, что регрессия и реинтеграция на более высоком уровне психологического развития формируют общую модель в себе и для себя. Отсюда следует, что наши учащиеся успешно прошли несколько стадий психологического развития и благодаря этому сумеют справиться с другими задачами психологического развития в подростковом возрасте. Оценки учащихся свидетельствуют о том, что они приобрели содержательный опыт. Выводы и рекомендации Настоящее исследование позволяет сделать несколько выводов и рекомендаций. Креативная драма: 1) понятна подросткам, которые испытывают острую потребность во внимании и обычно с трудом поддаются лечению С помощью других методов; 2) воспринимается детьми как средство, которое помогает им установить хорошие отношения в школе и лучше понять себя; 3) является методикой, позволяющей одному консультанту одновременно работать с 6—8 способными к отреагированию детьми; 4) является методом, с помощью которого учащиеся могут инсценировать фантазии и проблемы, составляющие предмет их беспокойства. Кроме того, креативная драма помогает им развить способность к сотрудничеству в условиях небольшой группы; 5) зарекомендовала себя в качестве более эффективного средства самопознания, когда использовалась видеозапись. Возможность увидеть свои действия на мониторе обеспечивает безопасность при самооценке и оценке сверстников. При использовании метода креативной драмы консультант обязан: 1) терпимо относиться к чувствам мучительного беспокойства, которые одолевают учащихся в начале регрессивной стадии. Консультант должен верить, что в конечном счете они найдут выход и достигнут уровня более зрелого психологического развития; 2) заверить учащихся, что они находятся в «защищенном» месте для драматических занятий. Ото означает, что шум на занятиях не должен мешать другим школьным занятиям и другие дети не будут вторгаться в драматические занятия; 3) придумать соответствующие способы возвращения учащихся в класс после драматических занятий. В настоящем исследовании это было слабым местом. Выяснилось, что 40 минут недостаточно для проведения обсуждения драмы и обеспечения такой релаксации, которая позволила бы учащимся вернуться к занятиям в классе. Мы рекомендуем проводить пятидесятиминутные занятия в конце первой или второй смены; 4) поддерживать связь с учителями. Такая связь предполагает объяснение учителям задачи креативной драмы, ее стадий и возможных воздействий на работу учащихся в классе. Например, если учащиеся пропускают важную классную работу, необходимо принять меры, чтобы помочь им наверстать упущенное, не обременяя учителей внеклассной работой. Глава 10 ■ Серийные сочинения как психотерапевтический подход к подростку, подвергшемуся избиениям В один из сентябрьских дней, когда я проводил консультации в начальной школе, ко мне подошел учитель седьмого класса и показал два сочинения, написанных учащимися на занятиях по английскому языку и литературе. В сочинениях содержалось достаточно данных, чтобы вызвать у учителя тревогу по поводу «потенциальной опасности мальчика и необходимости направления его к психиатру». В классе Тим вел себя замкнуто. У него было мало друзей, и он легко ввязывался в драки. Он был выше и крупнее других мальчиков. Хотя его умственные способности были выше среднего уровня, тем не менее он неохотно учился и был оставлен на второй год в седьмом классе. Теперь он повторял курс седьмого класса вместе с новым учителем. По мнению учителя, проблема обучения Тима была обусловлена эмоциональными факторами, а не врожденной неспособностью к учебе. Он заметил, что поведение Тима было нестабильным, и постоянная мечтательность и фантазирование приводили его к уходу в свой внутренний мир, рассеянности и необоснованным проявлениям в классе. В семье Тим был средним из трех мальчиков. Все мальчики были близки по возрасту. Их родители недавно развелись. Мальчики жили с матерью и по выходным встречались с отцом. Тим подвергся жестокому избиению. Основания для лечения Учителя тревожили несдержанное поведение Тима в классе и необузданность его фантазий. Он опасался, что когда-нибудь Тим «кого-нибудь убьет». Я провел наблюдение за поведением Тима в классе, прочитал его сочинения и установил, что тревога учителя была оправданной. В то же время я заметил, что Тим сообщал учителю о своих фантазиях в сочинениях, предусмотренных в классной работе. Тематическое содержание сочинений свидетельствовало о позитивной стабильности эго и изобретательности Тима (см. раздел «Результаты»). Поэтому я решил, что этот материал можно использовать в качестве основы для лечения. Как и в случае терапии с использованием изобразительных и драматических средств, я исходил из представления Юнга (1966) о том, что в стрессовых ситуациях исследование бессознательной сферы пациента нередко помогает консультанту осмыслить сложившееся положение и определить направление дальнейшего лечения. Юнг полагал, что целительные возможности психики активизируются, когда в течение нескольких месяцев пациент выражает в символической форме содержание своих фантазий. По мнению Юнга, психологический (или внутренний) рост осуществляется, когда сновидения или грезы приобретают реальную форму благодаря творческому самовыражению, которое реализуется в процессе занятий живописью или литературой. Особое значение он придавал «серийному» подходу, который позволяет консультанту рассматривать не отдельное сновидение или сообщение, а сновидения и сообщения «в их временной последовательности». У человека с психическим расстройством содержание сновидения или фантазии нередко отражает момент «защищенности» или заблокированное™ психики и причину расстройства. По мнению Юнга, психологическая динамика восстанавливается, если пациент передает консультанту содержание своих снов и фантазий с помощью устных, письменных или изобразительных символов. Он называл свой подход «сновидческой или символической амплификацией», а динамический аспект бессознательного получил у него название «процесса индивидуации» (Jung, 1953). Поэтому психотерапевт юнгианского направления находит в бессознательном пациента ключевую информацию для определения направления лечения. Что касается рассматриваемой ситуации, то я полагал, что Тим нуждается в помощи, чтобы разобраться со своими фантазиями, тогда как учитель нуждается в поддержке и психологической интуиции, чтобы понять внутренние проблемы мальчика. Метод Мы с учителем решили, что Тим будет сочинять на занятиях по литературе те истории, которые ему захочется сочинять, а учитель будет приносить мне его сочинения для совместного обсуждения их психологического содержания. Поскольку Тим не знал о консультациях, я сосредоточил все внимание на учителе. Мой подход к интерпретации опирался на исследования Юнга и следующие предположения: а) каждый фрагмент истории отражает иную сторону внутренней эмоциональной жизни автора; б) эмоции проникают в область бессознательного с помощью использованных автором символов (т. е. символ служит вместилищем чувств определенного типа); в) при этом нередко проявляются механизмы подавления и проекции. Результаты С сентября по май накопилось 16 сочинений. В среднем это составило сочинение одной истории за две недели. Я здесь приведу 9 историй, отражающих психологическую борьбу подростка за независимость от своих родителей и брата. Эти истории сопровождаются замечаниями и интерпретациями, которые мы обсудили вместе с учителем. 1. СОН «Негодяй!», — крикнула тетушка Полли высоким голосом. Не слушая ее, я бросился со всех ног к Адскому Острову. Каждый шаг, каждый вздох уносил меня все дальше и дальше от старой клячи. Не знал я только одного: что остров населяли призраки, и я заблудился. Стараясь найти дорогу домой, я наткнулся на мрачную фигуру, при виде которой у меня мурашки забегали по спине. Я не знал, что это было. Фигура схватила меня и стала тащить с острова. И тут я вспомнил одну книгу, в которой говорилось о том, как можно разрушить такие чары. Я крикнул «Хвост!», и фигура исчезла. Недолго думая, я направился к выступу утеса, быстро привязал к нему веревку и забрался наверх. Вдруг я проснулся и с облегчением понял, что это все мне приснилось». Эта история отражает стремление спастись бегством от критики («негодяй») и порицаний матери, символизируемых «тетушкой Полли», «старой клячей». Проблема заключается в том, что место, куда бежит мальчик, ничем не лучше того места, где находится «тетушка Полли». Другими словами, невозможно спастись бегством (т. е. вытеснить) от чувства гнева по отношению к матери, поскольку эти чувства, подобно призракам, вернутся и будут преследовать мальчика (в облике «мрачной фигуры», от которой «мурашки бегают по спине»). Ь психологическом отношении чувства покидают индивида, когда они распознаются и интегрируются в сферу сознательного понимания. Тим демонстрирует изобретательность, стремясь освободиться от оков бессознательного и адаптироваться («Я быстро привязал к нему веревку и взобрался наверх»). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|