|
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172857
Автор: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Название: Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Опарин А. И. Возникновение жизни на Земле. М.; Л., 1941. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. Поддьяков Н.Н. Психика ребенка: особенности развития // Магистр. 1998. № 1 Пришвин М.М Дневники. М., 1990. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. М., 1992. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. М., 1987. Рибо Т. Психология внимания. Спб., 1890. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М., 1989. Рубинштейн С.Л. Человек и мир// Проблемы общей психологии. М., 1973. Северное А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М., 1967. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. Соловьев В. Смысл любви // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Терц А. (А. Синявский). Голос из хора // Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. М., 1939. Фабри К.Э. Зоопсихология. М., 1993. ФлейвеллДж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. Флоренский П. Столп и Утверждение Истины // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997. Фромм Э. Искусство любить//Душа человека. М., 1992. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1998. Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978. Экман П. Почему дети лгут? М., 1993. ЭльконинД.Б. Избранные психол. труды. М., 1989. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Диалектика природы. М., 1948. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ Глава 1. Младенчество (до 1 года) § 1. Новорожденность Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Вспомним Короля Лира: Родясь на свет, мы плачем — Грустно нам к комедии дурацкой приступаться. Не драматизируя излишне это событие, отметим все же, что процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в табл. II. 1. Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук. Таблица 11. 1 Безусловные рефлексы новорожденного Раздражители Рефлексы Действие яркого света Шлепок по переносице Хлопок руками возле головы ребенка Поворот головы ребенка направо Разведение локтей в стороны Нажатие пальцем на ладонь ребенка Нажатие пальцем на подошву ребенка Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Укол булавкой подошвы Поднимаем лежащего животом вниз ребенка Глаза закрываются Глаза закрываются Глаза закрываются Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Руки быстро сгибаются Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются Пальцы ног сжимаются Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются Колено и стопа сгибаются Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы*. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени. * Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|