Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71793

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

По мнению L. Hanzlicek (1979), диагноз психоза можно поставить при наличии хотя бы одного признака нарушения поведения (возбуждение, ступор, манерность и др.), мышления (ускорение, замедление, разорванность, неологизмы, бред), эмоций (эйфория, депрессия, неадекватное изменение настроения, уплощение эмоций), восприятий (иллюзии и галлюцинации). Мы считаем наиболее достоверными признаками психоза галлюцинации, бред, помрачение сознания и недостаточность или отсутствие критической оценки указанных явлений, своего состояния и окружающего. В ряде случаев можно говорить о психозе при наличии частичной критики (например, иногда при галлюцинозе) и отсутствии продуктивной симптоматики (в частности, при простой форме шизофрении), когда критика или способность управления свом-ми психическими процессами и поведением фактически отсутствует.
Трактовка пограничных психопатологических состояний неоднозначна. Как отмечает М. Dabkowski. (1981), представители психоаналитического направления пограничные состояния рассматривают как проявления «слабости Эго». Н. Deutsch сюда относила личности с шизоидными чертами, нарциссическими расстройствами, инфантильными охранительными механизмами, бледной аффективностью, поверхностными межличностными контактами. R. Knight выделял три группы больных с пограничной психической патологией: 1) с невротическими расстройствами в виде искажения жизненной линии, отсутствия стремлений, адекватных возможностям (истерия, фобии, навязчивые состояния); 2) с «микроскопическими» психическими признаками «слабости Эго» в виде странности речи и поведения, дезинтеграции мысли, недостаточности занятости или странности поступков; 3) с неадекватно повышенной активностью, отсутствием заинтересованности реальной жизнью, собственным трудным положением, снижением стремления к исправлению своей ситуации. При этом характерны нереальность планов, недостаточность разграничения между мечтой и действительностью. К пограничным М. Schmideberg относила состояния, наблюдаемые у лиц с такими признаками, которые можно охарактеризовать как «постоянные в своем непостоянстве», и считала их граничащими с невро-


96
зами, психогенными психозами и психопатией. Другие авторы указывали на наличие у таких лиц проявлений враждебности к окружающему, склонности к токсикомании, кратковременных психотических эпизодов (без «симптомов первого ранга», по К. Schneider, 1955), импульсивности и непредсказуемости поведения и других отклонений. Некоторые авторы предполагали, что это особые состояния, отличающиеся от известных болезненных состояний. S. Guze (1971) считает, что понятие «пограничные состояния» не имеет нозологического и диагностического значения.
В советской психиатрии пограничные состояния принято понимать широко: в их рамки включают неврозы, психопатии, патологическое развитие личности, реактивные состояния, психосоматические расстрой-ства, алкоголизм, токсико- и наркомании, неврозо- и психопатоподоб-ные состояния церебрально-органического генеза, то есть и патологические процессы (заболевания), и патологические состояния.
Выделение такой сборной группы пограничных психопатологических состояний целесообразно не только с клинической, но и социально-реабилитационной точки зрения, так как они требуют другого, в отличие от психозов, терапевтического и соцнально-реабилитацном-ного подхода, другой системы организации помощи. Неправомерно включение сюда непсихотических продромальных этапов (стадий) таких самостоятельных психических заболеваний, как, например, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз.
Нередко возникает необходимость провести дифференциальный диагноз психотических и пограничных состояний. Как известно, у детей психотические состояния менее выражены, недостаточно очерчены, часто имеют характер острых аффективных или абортивных экзогенных психотических реакций (Г. Е. Сухарева, 1974; В. В. Ковалев, 1979). У лиц пожилого и старческого возраста наблюдается нивелировка проявлений психозов, в их клинической картине преобладают бредовые переживания монотематического бытового содержания, напоминающие опасения, свойственные людям данного возраста (Э. Я. Штернберг, 1977); психотические состояния нередко приобретают гипопсихотическую форму (В. Н. Ильина, 1979) — они схематичны, неоформлены, отрывочны, малоотличимы от возрастных дефицитарных расстройств (Н. Ф. Шахматов. 1981). Клиническую картину психозов могут изменять также предшествующие и сопутствующие органические поражения головного мозга (С. Г. Жислин. 1905). явления патоморфоза, эндогенизации экзогенных психопатологических расстройств (Б. А. Трифонов, 1978; Н. Е. Бачериков, 1980; Л. К Хохлов, 1981).
Проблемы диагностики дефектно-органических состояний заключаются, с одной стороны, в их многообразии — от синдрома минимальной мозговой недостаточности до деменции, а с другой — в том, что они могут возникать в различные возрастные периоды и вследствие тех или других причин быть основой и фактором риска психотических

48-2360

97


и непсихотических расстройств. В степени их выраженности находит отражение диалектика механизмов повреждения и компенсации, органического и функционального, болезни и дефекта. Последние не разделены жесткой границей, не тождественны, но и не могут быть противопоставлены друг другу (А. С. Снежневский, 1972). Нозос (болезнь)—это болезненный процесс, текущее и динамическое явление; патос (дефект) — патологическое состояние, стойкое изменение функций. Их выявление возможно при изучении течения болезни, с помощью клинико-биологических данных, включая исследования патологий у родственников больного. Постпроцессуальные изменения А. В. Снежневский рассматривает как непосредственный результат процесса — выключение функции и одновременно как проявление компенсации, нового уровня адаптации.
Если термин «дефект» понимать широко, то следует признать существование функционального дефекта, о чем, например, может свидетельствовать наличие постепенно нарастающего снижения адаптационных возможностей при длительно текущих неврозах. В узком смысле слова под дефектными состояниями, дефектом принято понимать стойкие, необратимые, непродуктивные психопатологические изменения с теми минус-симптомами, в основе которых предполагается наличие органического поражения головного мозга (И. А. Полшцук, 1967; А. Л. Абашев-Константиновский, 1967) и даже соматических систем (П. В. Бирюкович, 1967).
И. А. Полишук (1967) предлагал дифференцировать дефектные состояния по этиологическому, патогенетическому и нозологическому принципам, выделяя общий органический дефект с интеллектуально-мнестичесними расстройствами; шизофренический дефект в виде потери энергетического потенциала или витальной астении; дефект, наблюдаемый при маниакально-депрессивном и сходных психозах, характеризующийся нарушениями витальной аффективности и вегетативной регуляции функций; энцефалопатический или токсико-инфекционный дефект в виде синдрома органически измененной почвы.
Зарубежные авторы к дефектно-органическим состояниям, кроме уже упомянутых шизофренического, эпилептического и др., относят различные варианты психоорганического синдрома. В частности, Е. Bleuler и М. Bleuler (1972) выделяют: амнестический или психо-органический синдром; острые экзогенные типы реакций Бонгеффера с нарушениями сознания и другими психопатологическими расстройствами; локально-церебральный психосиндром, возникающий при органических поражениях головного мозга и сопровождающийся расстройствами контроля побуждений, настроения и влечений при отсутствии расстройств интеллектуальных функций; эндокринный психосиндром в виде острых экзогенных типов реакций или органического психосиндрома, а у детей — в виде задержки развития; нерезко выраженные проявления психоорганического или локально-церебрального психосиндрома при соматических заболеваниях.
98



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Основные признаки депрессии
  • Гадание по дате рождения
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Вредно ли половое воздержание для здоровья?
  • Буракова Наталья Валерьевна. Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников
  • Почему люди хронически лгут
  • Настроение; mood
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Алина Сальникова. Трансгендерная личность. Кто такие трансгендеры?
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Кое-что об отношениях людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Хованова Евгения Сергеевна. Психологический уголок группы
  • 10 признаков умных людей
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Фисун Е.В. Взаимное влияние переживаний беременности и утраты
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Архетипические сновидения; Archetypal dreams; Archetypische Traume
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Гниденко Татьяна Алексеевна. Рекомендации родителям по теме: «Трудный ребенок»
  • Депрессия; depression
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Побороть страх и неуверенность
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Дискриминация по весу провоцирует еще большее ожирение
  • Как избежать посленовогоднего синдрома
  • Влияние настроения на память
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Поиск нового объекта. Тенденция +d
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Наказание для близких друзей сильнее
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь