Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39142

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


Особую диагностическую ценность рисунок человека приобретает при совместном рассмотрении его с рисунками дома и дерева. Рисунок дома отражает вопросы, связанные с семьей пациента, при его анализе учитываются следующие детали:
• дом крупнее других рисунков – замкнутость в семье; мельче других рисунков – ослабление семейных связей, отсутствие «чувства дома»; множественные исправления и штриховка – семейные проблемы; дворец (вилла, церковь) – демонстративность; дом, представленный как вид сверху – отрицание чувства дома или представление о невозможности создать домашнюю атмосферу; рисунок, прилегающий к нижней границе листа – отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни;
• норма, если на рисунке имеется по крайней мере одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба; дополнительные элементы (забор, кусты, тропинка) указывают на отсутствие чувства безопасности или желание контролировать межличностные конфликты; очень длинная тропинка – ограниченная доступность; около дома тропинка узкая, на другом конце широкая – человек поверхностно дружелюбный; двери у основания дома, без лестницы – недоступность в межличностных контактах; открытые двери – сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира; очень большие двери – чрезмерная зависимость от других; двери с замком или с завесами - защитная позиция; отсутствие двери – крайние трудности в контактах с людьми;
• окна только на первом этаже – разрыв между реальностью и фантазий; с форточками - резерв, самоконтроль; без штор – открытое, непосредственное поведение; решетки на окнах – боязнь агрессии, подозрительность, ощущение несвободы, зависимости; закрытые ставни – крайняя защитная позиция; открытые – коммуникабельность; пустые окна (без рам) – формальность контактов, аутизация; отсутствие окон – враждебность, тенденция к бегству; маленькие окна и большая дверь, особенно открытая – неразборчивая общительность; большие окна и маленькая или отсутствующая дверь созерцательность, осторожность в контактах;
• плоская крыша (одна линия между двумя стенами) – отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность; большая крыша – поиск удовлетворения в фантазиях; крыша подчеркнута нажимом или множественными линиями – потребность в защите, тревожность, гиперопека, интеллектуализация, мечтательность, защитное фантазирование;
• труба – символ теплых, интимных отношений, иногда – фаллоса; отсутствие трубы – нет тепла в эмоциональной сфере или конфликт со значимым мужчиной; большая труба – сексуальная озабоченность и эксгибиционистские тенденции; много дыма – внутреннее напряжение; единичная линия над трубой – эмоциональная пустота в семейной жизни; водосточный желоб – подозрительность;
• солидные стены связаны с силой эго; стены подчеркнуты нажимом или множественными линиями – потребность в защите, тревожность, ощущение ненадежности своего положения в жизни; забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты; в доме живут старые люди или только один человек – подавленность; дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей.

Рисунок дерева связан с жизненной ролью пациента и с его способностью принимать награды от окружения. При анализе такого рисунка используются следующие интерпретации:
• очень большое дерево – склонность к агрессии; маленькое деревце – низкая самооценка; дерево экзотической породы – демонстративность; тонкая линия – чувство неприспособленности, нерешительность; тонкая прерывистая линия – ярко выраженное беспокойство; очень темные или сильно обведенные плоскости – защитная враждебность или агрессивное поведение;
• обозначение ствола двумя линиями и кроны кружками – импульсивность, изменчивость; резмерно подчеркнутый ствол – эмоциональная незрелость, жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами; кривой ствол – регрессивное и импульсивное поведение; подробное изображение коры, штриховка ствола – боязнь агрессии, потребность в защите, ипохондрия; чрезмерно подчеркнутая крона – эмоциональная заторможенность, ограниченная способность к рассуждению;
• подчеркнутые корни, врастающие в землю – ориентация на прошлое, потребность в опоре и привязанности, значимость семейных связей, отсутствие чувства безопасности или сильное укоренение в реальности; корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы; дерево без корней висит в воздухе –непрактичность, недостаточная социальная адаптация, ослабленная привязанность к дому и семье; обозначена земля, но нет корней – подавленные эмоции; отсутствие линий, символизирующих землю – податливость стрессу;
• ветви расходятся в стороны – экстравертированность, закрыты линией кроны – скрытность; подробно структурированы – упорядоченное общение, склонность к детальному планированию действий; не структурированы – случайные контакты, импульсивность, отсутствие планирования действий; оканчиваются остриями – агрессивность; направлены вверх – активность; опущены вниз, как у плакучей ивы –астения или депрессия; ветки резко обрываются на верхушке кроны – подавление или отрицание болезненных фантазий;
• крона отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив; узкая – интровертированность; большая, подробно разработанная – хорошо развито планирование; большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование; засохшее, сломанное или срубленное дерево без листьев – подавленность, психотравма;
• сломанная ветвь, дупло – травма, несчастный случай, изнасилование; подчеркнутое дупло – психосоматические расстройства; маленькое или круглое дупло – переживание сексуального преследования или ранний сексуальный опыт; сильно обозначенный контур дупла – сильное влияние травмы; концентрические круги внутри – оставленный в прошлом, «залеченный» опыт; заштрихованное, затемненное дупло – стыд, связанный с данным опытом; большое дупло – охваченность идеей воспроизведения; птица или белка в дупле – потребность в защите и уюте, амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства.

По С.А. Болдыревой (1974), для рисунков детей, больных шизофренией, характерны:
• незавершенность в изображении предметов и действий;
• резкая деформация рисунка;
• увеличение анатомических частей;
• вычурность, разорванность в изображении;
• патологическое влечение к изображению определенных предметов;
• парадоксальность в изображении героев сюжета.

При интерпретации группового рисунка Г. Смит (2001) рекомендует обращать внимание на процесс рисования и его результат. Анализ процесса включает: 1) следование инструкции – кто из участников действовал согласно инструктажу, а кто его нарушал, напр., не освобождал во время места; 2) последовательность работы – кто определяет очередность работы; 3) вовлеченность в процесс рисования – имелась ли тенденция к сотрудничеству, взаимодополнению или завершению начатых другими рисунков; кто кому помогал, а кто нет; наблюдались ли попытки испортить или изменить начатый другими рисунок, кто и как это делал.
При анализе результата учитывается:
• пространственная организация рисунка – много ли осталось незаполненного места; кто занял больше всего места, а кто – меньше всего; кто занял центр изображения, кто его верхнюю часть, левую и правую половину; цветные фрагменты изолированы и принадлежат определенным участникам или объединены в одну картину, не накладываются ли они друг на друга;
• тональные особенности изображения – приятен ли в цветовом отношении законченный рисунок, выглядит оптимистичным или пессимистичным, спокойным или напряженным, согретым любовью или пронизанным ненавистью; кто использовал мрачные и агрессивные цвета;
• тематические особенности изображения – имеет ли рисунок общую тему или содержание, кто проявлял инициативу в их выборе, кто пытался изменить тему и характер рисунка.

Пациентам предлагаются также разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из дерева, тканей, меха и т.д.). При неструктурированной форме проведения занятий участники сами выбирают тему, материал, инструменты.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Будь лучшим!»
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Притча «Поведение с убийцей»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Стюарт Ян - Современный транзактный анализ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Главный Редактор. Эх, хорошо в Стране Советской жить!
  • Притча «Никаких но»
  • Киплинг Редьярд. Будь в силах ты...
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Притча «Что скажут о тебе»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Барановская М. С. Тест «Личная эгограмма»
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Причина для благодарности»
  • На ведение огорода
  • Притча «Будь счастлив!»
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Притча «Неверный управитель»
  • Притча «Где все это начинается»
  • Притча «Сделай это немедленно»
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Притча «Хозяин или слуга»
  • 5 правил настоящего лидера
  • Притча «Неподъемный камень»
  • Притча «Чувствуй это!»
  • Асси Зигмунд. Анализируя драйвер «Будь совершенным»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Будь живым!»
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Редактор. Как сделать багет из газет
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Притча «От Меня это было»
  • Кравцова А. В.. Проект «Будь здоров, малыш!» для детей 3 — 4 лет
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Жди, будь сильным!»
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Грозный Давид. Достижение поставленной цели.
  • Воспитывать детей правильно - просто



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь