|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39142
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Особую диагностическую ценность рисунок человека приобретает при совместном рассмотрении его с рисунками дома и дерева. Рисунок дома отражает вопросы, связанные с семьей пациента, при его анализе учитываются следующие детали: • дом крупнее других рисунков – замкнутость в семье; мельче других рисунков – ослабление семейных связей, отсутствие «чувства дома»; множественные исправления и штриховка – семейные проблемы; дворец (вилла, церковь) – демонстративность; дом, представленный как вид сверху – отрицание чувства дома или представление о невозможности создать домашнюю атмосферу; рисунок, прилегающий к нижней границе листа – отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни; • норма, если на рисунке имеется по крайней мере одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба; дополнительные элементы (забор, кусты, тропинка) указывают на отсутствие чувства безопасности или желание контролировать межличностные конфликты; очень длинная тропинка – ограниченная доступность; около дома тропинка узкая, на другом конце широкая – человек поверхностно дружелюбный; двери у основания дома, без лестницы – недоступность в межличностных контактах; открытые двери – сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира; очень большие двери – чрезмерная зависимость от других; двери с замком или с завесами - защитная позиция; отсутствие двери – крайние трудности в контактах с людьми; • окна только на первом этаже – разрыв между реальностью и фантазий; с форточками - резерв, самоконтроль; без штор – открытое, непосредственное поведение; решетки на окнах – боязнь агрессии, подозрительность, ощущение несвободы, зависимости; закрытые ставни – крайняя защитная позиция; открытые – коммуникабельность; пустые окна (без рам) – формальность контактов, аутизация; отсутствие окон – враждебность, тенденция к бегству; маленькие окна и большая дверь, особенно открытая – неразборчивая общительность; большие окна и маленькая или отсутствующая дверь созерцательность, осторожность в контактах; • плоская крыша (одна линия между двумя стенами) – отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность; большая крыша – поиск удовлетворения в фантазиях; крыша подчеркнута нажимом или множественными линиями – потребность в защите, тревожность, гиперопека, интеллектуализация, мечтательность, защитное фантазирование; • труба – символ теплых, интимных отношений, иногда – фаллоса; отсутствие трубы – нет тепла в эмоциональной сфере или конфликт со значимым мужчиной; большая труба – сексуальная озабоченность и эксгибиционистские тенденции; много дыма – внутреннее напряжение; единичная линия над трубой – эмоциональная пустота в семейной жизни; водосточный желоб – подозрительность; • солидные стены связаны с силой эго; стены подчеркнуты нажимом или множественными линиями – потребность в защите, тревожность, ощущение ненадежности своего положения в жизни; забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты; в доме живут старые люди или только один человек – подавленность; дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей. Рисунок дерева связан с жизненной ролью пациента и с его способностью принимать награды от окружения. При анализе такого рисунка используются следующие интерпретации: • очень большое дерево – склонность к агрессии; маленькое деревце – низкая самооценка; дерево экзотической породы – демонстративность; тонкая линия – чувство неприспособленности, нерешительность; тонкая прерывистая линия – ярко выраженное беспокойство; очень темные или сильно обведенные плоскости – защитная враждебность или агрессивное поведение; • обозначение ствола двумя линиями и кроны кружками – импульсивность, изменчивость; резмерно подчеркнутый ствол – эмоциональная незрелость, жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами; кривой ствол – регрессивное и импульсивное поведение; подробное изображение коры, штриховка ствола – боязнь агрессии, потребность в защите, ипохондрия; чрезмерно подчеркнутая крона – эмоциональная заторможенность, ограниченная способность к рассуждению; • подчеркнутые корни, врастающие в землю – ориентация на прошлое, потребность в опоре и привязанности, значимость семейных связей, отсутствие чувства безопасности или сильное укоренение в реальности; корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы; дерево без корней висит в воздухе –непрактичность, недостаточная социальная адаптация, ослабленная привязанность к дому и семье; обозначена земля, но нет корней – подавленные эмоции; отсутствие линий, символизирующих землю – податливость стрессу; • ветви расходятся в стороны – экстравертированность, закрыты линией кроны – скрытность; подробно структурированы – упорядоченное общение, склонность к детальному планированию действий; не структурированы – случайные контакты, импульсивность, отсутствие планирования действий; оканчиваются остриями – агрессивность; направлены вверх – активность; опущены вниз, как у плакучей ивы –астения или депрессия; ветки резко обрываются на верхушке кроны – подавление или отрицание болезненных фантазий; • крона отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив; узкая – интровертированность; большая, подробно разработанная – хорошо развито планирование; большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование; засохшее, сломанное или срубленное дерево без листьев – подавленность, психотравма; • сломанная ветвь, дупло – травма, несчастный случай, изнасилование; подчеркнутое дупло – психосоматические расстройства; маленькое или круглое дупло – переживание сексуального преследования или ранний сексуальный опыт; сильно обозначенный контур дупла – сильное влияние травмы; концентрические круги внутри – оставленный в прошлом, «залеченный» опыт; заштрихованное, затемненное дупло – стыд, связанный с данным опытом; большое дупло – охваченность идеей воспроизведения; птица или белка в дупле – потребность в защите и уюте, амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства. По С.А. Болдыревой (1974), для рисунков детей, больных шизофренией, характерны: • незавершенность в изображении предметов и действий; • резкая деформация рисунка; • увеличение анатомических частей; • вычурность, разорванность в изображении; • патологическое влечение к изображению определенных предметов; • парадоксальность в изображении героев сюжета. При интерпретации группового рисунка Г. Смит (2001) рекомендует обращать внимание на процесс рисования и его результат. Анализ процесса включает: 1) следование инструкции – кто из участников действовал согласно инструктажу, а кто его нарушал, напр., не освобождал во время места; 2) последовательность работы – кто определяет очередность работы; 3) вовлеченность в процесс рисования – имелась ли тенденция к сотрудничеству, взаимодополнению или завершению начатых другими рисунков; кто кому помогал, а кто нет; наблюдались ли попытки испортить или изменить начатый другими рисунок, кто и как это делал. При анализе результата учитывается: • пространственная организация рисунка – много ли осталось незаполненного места; кто занял больше всего места, а кто – меньше всего; кто занял центр изображения, кто его верхнюю часть, левую и правую половину; цветные фрагменты изолированы и принадлежат определенным участникам или объединены в одну картину, не накладываются ли они друг на друга; • тональные особенности изображения – приятен ли в цветовом отношении законченный рисунок, выглядит оптимистичным или пессимистичным, спокойным или напряженным, согретым любовью или пронизанным ненавистью; кто использовал мрачные и агрессивные цвета; • тематические особенности изображения – имеет ли рисунок общую тему или содержание, кто проявлял инициативу в их выборе, кто пытался изменить тему и характер рисунка. Пациентам предлагаются также разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из дерева, тканей, меха и т.д.). При неструктурированной форме проведения занятий участники сами выбирают тему, материал, инструменты. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|