Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38820

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


Особую диагностическую ценность рисунок человека приобретает при совместном рассмотрении его с рисунками дома и дерева. Рисунок дома отражает вопросы, связанные с семьей пациента, при его анализе учитываются следующие детали:
• дом крупнее других рисунков – замкнутость в семье; мельче других рисунков – ослабление семейных связей, отсутствие «чувства дома»; множественные исправления и штриховка – семейные проблемы; дворец (вилла, церковь) – демонстративность; дом, представленный как вид сверху – отрицание чувства дома или представление о невозможности создать домашнюю атмосферу; рисунок, прилегающий к нижней границе листа – отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни;
• норма, если на рисунке имеется по крайней мере одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба; дополнительные элементы (забор, кусты, тропинка) указывают на отсутствие чувства безопасности или желание контролировать межличностные конфликты; очень длинная тропинка – ограниченная доступность; около дома тропинка узкая, на другом конце широкая – человек поверхностно дружелюбный; двери у основания дома, без лестницы – недоступность в межличностных контактах; открытые двери – сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира; очень большие двери – чрезмерная зависимость от других; двери с замком или с завесами - защитная позиция; отсутствие двери – крайние трудности в контактах с людьми;
• окна только на первом этаже – разрыв между реальностью и фантазий; с форточками - резерв, самоконтроль; без штор – открытое, непосредственное поведение; решетки на окнах – боязнь агрессии, подозрительность, ощущение несвободы, зависимости; закрытые ставни – крайняя защитная позиция; открытые – коммуникабельность; пустые окна (без рам) – формальность контактов, аутизация; отсутствие окон – враждебность, тенденция к бегству; маленькие окна и большая дверь, особенно открытая – неразборчивая общительность; большие окна и маленькая или отсутствующая дверь созерцательность, осторожность в контактах;
• плоская крыша (одна линия между двумя стенами) – отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность; большая крыша – поиск удовлетворения в фантазиях; крыша подчеркнута нажимом или множественными линиями – потребность в защите, тревожность, гиперопека, интеллектуализация, мечтательность, защитное фантазирование;
• труба – символ теплых, интимных отношений, иногда – фаллоса; отсутствие трубы – нет тепла в эмоциональной сфере или конфликт со значимым мужчиной; большая труба – сексуальная озабоченность и эксгибиционистские тенденции; много дыма – внутреннее напряжение; единичная линия над трубой – эмоциональная пустота в семейной жизни; водосточный желоб – подозрительность;
• солидные стены связаны с силой эго; стены подчеркнуты нажимом или множественными линиями – потребность в защите, тревожность, ощущение ненадежности своего положения в жизни; забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты; в доме живут старые люди или только один человек – подавленность; дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей.

Рисунок дерева связан с жизненной ролью пациента и с его способностью принимать награды от окружения. При анализе такого рисунка используются следующие интерпретации:
• очень большое дерево – склонность к агрессии; маленькое деревце – низкая самооценка; дерево экзотической породы – демонстративность; тонкая линия – чувство неприспособленности, нерешительность; тонкая прерывистая линия – ярко выраженное беспокойство; очень темные или сильно обведенные плоскости – защитная враждебность или агрессивное поведение;
• обозначение ствола двумя линиями и кроны кружками – импульсивность, изменчивость; резмерно подчеркнутый ствол – эмоциональная незрелость, жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами; кривой ствол – регрессивное и импульсивное поведение; подробное изображение коры, штриховка ствола – боязнь агрессии, потребность в защите, ипохондрия; чрезмерно подчеркнутая крона – эмоциональная заторможенность, ограниченная способность к рассуждению;
• подчеркнутые корни, врастающие в землю – ориентация на прошлое, потребность в опоре и привязанности, значимость семейных связей, отсутствие чувства безопасности или сильное укоренение в реальности; корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы; дерево без корней висит в воздухе –непрактичность, недостаточная социальная адаптация, ослабленная привязанность к дому и семье; обозначена земля, но нет корней – подавленные эмоции; отсутствие линий, символизирующих землю – податливость стрессу;
• ветви расходятся в стороны – экстравертированность, закрыты линией кроны – скрытность; подробно структурированы – упорядоченное общение, склонность к детальному планированию действий; не структурированы – случайные контакты, импульсивность, отсутствие планирования действий; оканчиваются остриями – агрессивность; направлены вверх – активность; опущены вниз, как у плакучей ивы –астения или депрессия; ветки резко обрываются на верхушке кроны – подавление или отрицание болезненных фантазий;
• крона отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив; узкая – интровертированность; большая, подробно разработанная – хорошо развито планирование; большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование; засохшее, сломанное или срубленное дерево без листьев – подавленность, психотравма;
• сломанная ветвь, дупло – травма, несчастный случай, изнасилование; подчеркнутое дупло – психосоматические расстройства; маленькое или круглое дупло – переживание сексуального преследования или ранний сексуальный опыт; сильно обозначенный контур дупла – сильное влияние травмы; концентрические круги внутри – оставленный в прошлом, «залеченный» опыт; заштрихованное, затемненное дупло – стыд, связанный с данным опытом; большое дупло – охваченность идеей воспроизведения; птица или белка в дупле – потребность в защите и уюте, амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства.

По С.А. Болдыревой (1974), для рисунков детей, больных шизофренией, характерны:
• незавершенность в изображении предметов и действий;
• резкая деформация рисунка;
• увеличение анатомических частей;
• вычурность, разорванность в изображении;
• патологическое влечение к изображению определенных предметов;
• парадоксальность в изображении героев сюжета.

При интерпретации группового рисунка Г. Смит (2001) рекомендует обращать внимание на процесс рисования и его результат. Анализ процесса включает: 1) следование инструкции – кто из участников действовал согласно инструктажу, а кто его нарушал, напр., не освобождал во время места; 2) последовательность работы – кто определяет очередность работы; 3) вовлеченность в процесс рисования – имелась ли тенденция к сотрудничеству, взаимодополнению или завершению начатых другими рисунков; кто кому помогал, а кто нет; наблюдались ли попытки испортить или изменить начатый другими рисунок, кто и как это делал.
При анализе результата учитывается:
• пространственная организация рисунка – много ли осталось незаполненного места; кто занял больше всего места, а кто – меньше всего; кто занял центр изображения, кто его верхнюю часть, левую и правую половину; цветные фрагменты изолированы и принадлежат определенным участникам или объединены в одну картину, не накладываются ли они друг на друга;
• тональные особенности изображения – приятен ли в цветовом отношении законченный рисунок, выглядит оптимистичным или пессимистичным, спокойным или напряженным, согретым любовью или пронизанным ненавистью; кто использовал мрачные и агрессивные цвета;
• тематические особенности изображения – имеет ли рисунок общую тему или содержание, кто проявлял инициативу в их выборе, кто пытался изменить тему и характер рисунка.

Пациентам предлагаются также разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из дерева, тканей, меха и т.д.). При неструктурированной форме проведения занятий участники сами выбирают тему, материал, инструменты.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Морено Дж. Техники музыкальной психодрамы
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психодрама и тренинг поведения
  • Из чего складываются каналы общения с собственным подсознательным «Я»?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Переживание контакта с аналитиком как угрозы и уход в область относительного покоя и защиты от напряжения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь