|
Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16315
Автор: Холлис Дж.
Название: Мифологемы: Воплощения невидимого мира. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Когда мы не можем сформировать правильное отношение к собственной душе, нечто у нас внутри стремится нас защитить. Поэтому часто DSM-IV и те, кому приходится применять существующие в нем предписания, помещают своих клиентов в футляры поверхностных и умаляющих человека диагнозов. Достоинство и глубина каждой человеческой души, независимость духа и отдельный путь индивидуации, которым должен следовать каждый из нас, приносятся в жертву фантазии об обозначении, контроле и исправлении. Но богов нельзя поставить в дурацкое положение, и в результате таких усилий лишь увеличивается патология и клиента, и терапевта.
Вместе с тем парадокс заключается в том, что если боги - это болезни, то наши болезни являются религиозными. Если боги -это персонификации сил, которые правят Вселенной, то наши расстройства - это нарушения этих энергий и их намерений в отношении нас. Другая категория возрастающей диагностической заболеваемости связана с тем, что сегодня называется «расстройствами личности». Ранее называвшиеся характерологическими расстройствами, словно они относились к недостаткам характера, не соответствующему какому-то коллективному смыслу морали, личностные расстройства являются недостатками «личности». Здесь мы снова сталкиваемся с влиянием метафоры, даже исходящей от АРА. Некоторые юнгианские теоретики называют эти феномены «расстройствами Самости», предполагая, что отношение к Самости 183 фуга - состояние помраченного сознания, когда человек, отрешенный от окружающего мира, стремительно бросается бежать. - Примеч. пер. 126 Глава 8 было нарушено: чаще всего в родительской семье или в результате культурной травмы. Эта метафора является довольно полезной в той мере, в которой человек хочет приравнять деятельность Самости к телеологии богов. Что касается меня, то мне хочется иметь такое метафорическое равенство. Действительно, метафорой является сама Самость. Это - не сущность, это - деятельность. Самость самоосуществляется; боги - «божествуют», так сказать. (Заметим, как трудно в нашем нарицательном, называющем языке превратить эти существительные в истинную идентичность, выраженную в глагольной форме. Это звучит ужасно, даже смешно, однако мы должны приложить усилия, чтобы восстановить динамическую, телеологическую и вместе с тем непредсказуемую сущность богов в их божественной деятельности.) Конечно, я был несправедлив к АРА и к DSM-IV, ибо они создавались добросовестно, с серьезными намерениями, и существующая бюрократизация в нашей службе охраны психического здоровья, быть может, даже неизбежна. Простите меня за некоторую риторическую гиперболу, но все же позвольте мне настоять на своем. Мне хочется, чтобы мы не были околдованы сухим диагностическим языком, пустой псевдонаучной номенклатурой, этой книгой посланий Папы Римского, этой терапевтической Торой, как ими околдованы множество практикующих психологов, на которой настаивают многие страховые компании и из-за которой столько людей на всю жизнь почувствовали себя униженными, оскорбленными, с приклеенным ярлыком на всю оставшуюся жизнь. Нельзя выписать рецепт, подходящий нашему общему состоянию: не существует прозака для человеческой личности, нет се-рентила для лечения прекращения деятельности души, нет риспе-ридона184 в качестве духовного рецепта, как нет возможности избежать нашей аномии185. Если внешний и внутренний миф у нас не совпадают, то и душа остается разделенной. Если внешний миф 184 Прозак - антидепрессант, блокирует обратный захват серотонина ней ронами головного мозга; серентил, рисперидон - нейролептики, антипсихотичес кие лекарственные препараты. - Примеч. пер. 185 Аномия - состояние общества, характеризующееся разложением, дезин теграцией и распадом системы ценностей и норм, падением нравов в обществе; также аномия - это психологическое состояние личности, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни. - Примеч. пер. Психопатология: Какой бог сейчас оказался оскорбленным? 127 не поддерживает индивидуацию, то мы проживаем экзистенциальную диссоциацию. Такова атмосфера и таков контекст нашего времени, и именно поэтому в конце XIX века была изобретена глубинная психология. К концу XIX века человеческая душа оказалась в пропасти между медицинской моделью, которая по своей сути прекрасна и полезна, - и екклесиастической моделью - такой тесной, которой она стала. Кто-то должен был опуститься в те глубины в поисках души, чтобы пойти по следу богов вплоть до их древней обители. Фрейд и Юнг, а также их последователи совершили этот шаг во внутреннюю пропасть, ибо они должны были его сделать. Это нужно было не только их пациентам, но и им самим, ради спасения своей собственной души. Снижение значимости родовой мифологии привело их к поиску истока всего мифа, движения души, обители богов и поля их действия. Психоанализ - это не суррогатная религия, как заявляли некоторые критики. Тем не менее этот процесс может вызвать у человека возобновление трепетного ощущения при движении трансцендентных сил у него внутри. Как нам известно, институциональная религия часто может служить защитой от возможного религиозного переживания. И современная психотерапия в сильной степени является защитой от возможности истинной психологической встречи, которая происходит у тех людей, которые никогда не были ни на одной сессии индивидуального анализа. А что было бы, если бы к психике пришлось отнестись всерьез? Тогда следовало бы признать присутствие тех, кого мы метафорически называем богами] тогда можно было бы отказаться от фантазий о контроле и управлении и начать разгадывать покрытые мраком тайны своего странствия. Истинная практика терапии заключается в приближении к нуминозному, к тому, чтобы под его воздействием снова испытать страх и трепет и тот душевный подъем, который бывал в детстве, и ощутить волю недремлющих богов в слабой плоти, в загадочных сновидениях и, наконец, быть может, благодаря расширению и углублению сознания. Глава 9 Наши истории как индивидуальный миф Когда мы терпим в жизни очередное поражение, То ищем, что нужно себе сказать, И тогда встречаемся с богами: будь то голоса нашего собственного страха Или проявления неизвестного, невидимого мира... СтефенДанн186. «Тайна Одиссея»187 Невидимый мир управляет видимым миром, и это одна из причин, по которой человеку так трудно достичь полного или даже частичного осознания. Жизнь каждого человека служит воплощением не одной, а многих историй. История, которая известна нашему сознанию (или мы думаем, что она известна) редко является полной историей, которая разворачивается в процессе нашей жизни. Наши истории уходят глубоко, очень глубоко, в архетипи-ческую область, в наши гены, в родовую историю, в родительские истоки, которые отчасти известны, отчасти вытеснены, а также в мифологию, которую мы проживаем ежедневно, - то есть в наши комплексы. Каждый комплекс - это фрактал188 общего взгляда на мир и вместе с тем - ряд соматических и аффективных реакций. Например, когда активизируется любой комплекс, человек отыгрывает старую историю отвергнутого ребенка, папочкиной 186 Стефен Данн (род. 1939) - американский поэт, автор 14 поэтических сборников, лауреат Пулитцеровской премии в области поэзии. - Примеч. пер. 187 Перевод Дж. Холлиса и В. Мершавки. 188 Фрактал - математический объект с дробной размерностью, обладает свойством рекурсивности: каждая ее часть является уменьшенной копией цело го. - Примеч. пер. Наши истории как индивидуальный миф 129 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|