|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165091
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 2.1.6. О других направлениях прикладной акмеологии
В прикладной акмеологии начата разработка и других направлений. На этом пути имеется немало трудностей, о которых речь шла выше, однако можно уже с уверенностью говорить о некоторых направлениях как заявивших о себе. Среди них в первую очередь следует назвать медицинскую акмеологию. Она находится на стыке акмеологии и тех направлений медицины, которые связаны с повышением профессионального мастерства медицинских работников. Медицинская акмеология в настоящее время рассматривается как направление акмеологии, связанное с разработкой проблем профессионализма медицинских работников и обеспечением их личностно -профессионального развития. Кроме того, в рамках данного направления решаются задачи профессионального здоровья, повышения психической устойчивости, снижения или компенсации-негативного действия психологической профессиональной деформации личности медицинских работников. Сформирована понятийная система этого направления и его проблематика, проводятся теоретические и прикладные исследования. Весьма перспективным направлением прикладной акмеологии является юридическая акмеология. Юридическая акмеология рассматривается как отрасль акмеологии, объектом которой является профессионализм деятельности юристов и работников правоохранительных органов, а предметом — закономерности, условия и факторы, способствующие совершенствованию их профессионального мастерства и профессионализма личности. Основными ее задачами являются: • построение, разработка и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки юридических кадров высшей квалификации; • разработка программ личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования с целью повышения продуктивности их деятельности до уровня профессионализма. В акмеологическом аспекте данные задачи решаются через: • формирование у специалистов системы профессиональных установок и эталонов; • профессиональную мотивацию достижений; • формирование продуктивной Я-концепции профессионала; • развитие когнитивной, регулятивной и нормативной подструктур профессионализма. Практическое приложение — выход на акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития конкретных специалистов. В настоящее время юридическая акмеология находится в стадии своего формирования, но ее научно-практические перспективы представляются очевидными. В прикладной акмеологии заложены основы и других перспективных направлений. Они базируются на акмеологических исследованиях профессионализма в сфере экономики и предпринимательства профессионализма в межнациональных отношениях, политики, информационной деятельности и др. Перечислить все направления прикладной акмеологии и дать им обстоятельный анализ представляется на сегодняшний день затруднительным ввиду их интенсивного развития и недостатка исследований обобщающего характера. Но не это главное, важно подчеркнуть очевидный факт — прикладная акмеология прочно становится на ноги. 2.2. Акмеологический подход в решении практических задач Значимость акмеологии, ее притязания на одно из ведущих мест в системе человекознания будут обоснованными лишь в том случае, если на основе этого общего и особенного акмеологического знания можно будет решать актуальные практические задачи, если именно данное знание даст наиболее конструктивный научно-практический результат. Поэтому вопросы практического применения акмеологического знания на сегодняшний день являются одними из самых важных. Как в настоящее время акмеологическое знание применяется на практике? Это можно проследить на примерах решения конкретных акмеологических задач, отражающих проблемы личностно-профессионального развития, достижения высокого уровня профессионализма в конкретных областях деятельности. В них прогрессивное развитие зрелой личности осуществляется преимущественно сквозь призму ее рассмотрения Как субъекта труда. С их помощью определяются тенденции, динамика, противоречия развития профессионализма, а также особенности их становления в определенных видах профессиональной деятельности. Поэтому наше описание акмеологии как науки хотелось бы дополнить обзором научных исследований, объединенных одной общей идеей — поиском того, что способствует развитию профессионализма и становлению профессионала. Анализ проведенных работ может помочь также ознакомиться с их научной спецификой и актуальной акмеологической проблематикой. Исследования проблем профессионализма и профессионала проводятся по различным направлениям, но наиболее разработанными являются те, которые связаны с изучением роли профессиональной компетентности, профессионализма личности, продуктивной Я-концепции, рефлексивной культурой и др. Объектами в них являются специалисты и руководители из разных сфер профессиональной деятельности, ориентированные на высокие достижения в сфере государственной службы, образования, медицины, управления, военного дела. Все они объединены рамками акмеологического подхода. При этом, свезено методологии акмеологического подхода, нас в первую очередь будут интересовать субъективные условия и факторы, детерминанты развития профессионала, профессионализма личности и продуктивного личностно-профессионального развития. Здесь будут представлены далеко не все исследования по прикладной акмеологии, а прежде всего те работы, которые хорошо иллюстрируют теоретические концепции акмеологии и имеют несомненное практическое значение. Они специально сгруппированы в соответствии с содержанием концепции развития профессионала. 2.2.1. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов Исследования проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условиям становления профессионала. Мы не раз подчеркивали, что в повышении уровня профессиональной компетентности важное значение имеет интеллектуальное развитие. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности ужесточает личностно-профессиональные стандарты, положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений. К тому же оно практически не имеет существенных ограничений, а это в свою очередь является ключом к расширению субъектного пространства. Роль профессиональной компетентности и ее акмеологическое значение трудно переоценить. Исследования профессиональной компетентности базируются на адекватном понимании ее сущностных характеристик, отражающих общее содержание самой категории компетентности. Речь об этом уже шла в первом разделе, но на обобщенном, концептуальном уровне. Рассмотрим акмеологический аспект проблемы компетентности более подробно. В науке компетентность (competentia — принадлежность по праву) — характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Существует и еще один аспект трактовки: competence — это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому компетентный (competens — принадлежащий, соответствующий, способный) — это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные. С психологической точки зрения в содержании данных определений просматривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые и обусловливают качественные характеристики этого свойства личности. Первая характеристика профессиональной компетентности называется гностической, или когнитивной, она отражает наличие необходимых профессиональных знаний. Их объем и уровень и являются главной характеристикой компетентности. Вторая — регулятивная, позволяющая использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач. Очевидно, что регулятивный компонент включает в себя проектировочную и конструктивную составляющие, проявляющиеся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|