Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57066

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сущность конфликта заключается в выполнении мужчиной одновременно нескольких ролей: «муж», «отец» (внутри семьи) и «кормилец» — человек, обеспечивающий семью (внесемейный аспект деятельности). Как правило, мужчина оказывается не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, поскольку у него нет физических возможностей и времени на качественное исполнение требований, предъявляемых ролями.
Внутриролевой конфликт выражается в том, что требования, предъявляемые к носителю одной роли, противоречивы. По мнению ряда авторов (Ю. В. Алешина, И. С. Кон, Р. В. Манеров), традиционно роли мужа и отца были неизменными для многих поколений.
На ранних этапах развития человеческого общества родительские функции распределялись между широким кругом родственников. Отец выполнял функцию защиты и имел неограниченную власть над жизнью детей. В начале XIX в. появляется концепция материнской любви, о любви отца речи не идет. Кроме того, провозглашается незаменимость матери в воспитании детей, возникает теория «материнского инстинкта». Однако фигура отца по-прежнему остается ключевой в семье и привлекает внимание многих исследователей. К современному мужчине — мужу и отцу — предъявляются новые требования, выполнение которых необходимо для нормального функционирования семьи.
«Новое отцовство» — новые перспективы развития
В последнее десятилетие требования к мужской роли стали про -тиворечивыми. От современного мужчины требуется, чтобы он был сильным и мягким одновременно. Он должен много работать, но при этом еще и мириться с работой жены. Помимо всего того, что тради -ционно должен уметь и делать мужчина, предполагается, что он при этом должен также уметь поменять подгузники, накормить ребенка и многое другое. Многим мужчинам не совсем понятно, в чем же заключается их роль мужа и отца, и им непросто играть и прежнюю роль кормильца семьи, выполняя еще и материнские обязанности (Г. М. Андреева, 2000; Р. В. Манеров, 1998). Это явление обусло -вило новый подход к изучению роли отца — «новое отцовство», кро -ме существующего традиционного. Традиционный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечал обособленность его от ребенка, поскольку контакты с ребенком были временными и отстраненными по сравнению с материнскими. Традиционно отец заботился о семье как об экономической единице. С середины XX в. в связи с эмансипацией женщины в обществе наметился поворот к «новому отцовству». Женщину перестала удовлетворять замкнутая жизнь, ограниченная определенным кругом се -мейных интересов, и экономический интерес заставил ее заниматься производственной деятельностью. В свою очередь, оплачиваемая работа предоставила женщине некоторую свободу, автономию. Эта ситуация явилась причиной осознания мужчинами своей новой роли, усиления их ответственности за семью и детей.
Ценности, сформированные в процессе социализации (традиционный подход к отцовству), не соответствуют новой качественно пре -образованной роли отца ( «новое отцовство» ). Исходя из этого понят -но, почему мужчина действительно находится в ситуации ролевого стресса, причем он попадает под давление ролевого конфликта.
Ролевой стресс (ролевое напряжение), как правило, приводит к тому, что мужчина не может качественно выполнять требования новой ситуации, что вызывает ослабление власти в семье, отражающееся в стереотипном образе отцовской некомпетентности (И. С. Кон, 1988). Американские исследователи Р. ДейиУ. Мак-
133
кей проанализировали под этим углом зрения 218 карикатур, опуб -ликованных между 1922 и 1968 гг. в журнале «Saturday Evening Post», изображающих взрослых с детьми. Оказалось, что мужчины изображаются некомпетентными в 78,6%; у женщин соотношение обратное — 33,8и66,2%. Но главное в том, что мужчина оценивается при этом по традиционно женским критериям, речь идет о деятельности, которой отцы никогда раньше всерьез не занимались и к которой они социально, психологически, а возможно, и биологически плохо подготовлены. Следствие этого — появление у мужчины-отца субъективных ощущений негативного характера: неудовлетворенности, тревоги, раздражительности, обидчивости.
Ситуация «ролевого стресса» провоцирует изменение жизненной позиции мужчины. Как показывает консультативная практика, результатом ролевого конфликта является такое поведение: муж, спасаясь от давления жены, все больше погружается в состояние пассивности (стремление ничего не делать и замкнуться в себе), жена же становится все более требовательной и директивной. В итоге, в семье рядом оказываются активная жена и пассивный муж, что, естественно, в ситуации ориентации большинства женщин и мужчин на традиционные образцы поведения отнюдь не способствует росту семейного благополучия. Таким образом, мужчина после рождения ребенка в семье попадает под влияние взаимосвя -занных стрессоров разного уровня (жизненные события, ролевой стресс, стресс накопления ежедневных жизненных трудностей). Такое состояние мужчины «запускает» механизмы защитного либо совладающего поведения, приводящие к адаптации / дезадаптации.
Исследования переживания стрессов отцовства и совладания с ними
Мы посвятили ряд исследований изучению эмоционального мира мужчины, готовящегося стать отцом, и молодого отца первого ребенка. Каковы его переживания, возможности саморегуляции и совладающего поведения? Не секрет, что эти проблемы
134
стали интересовать исследователей только в последнее время. Результаты показывают, что мужчина-отец переживает стресс перехода к родительской роли не меньше, чем его жена, мать его ребенка. Но переживает по-своему, справляется с этим не всегда продуктивно.
Для 55% будущих отцов и мужей беременных жен наиболее значимым фактором является «беспокойство за здоровье жены» и совершенно индифферентным — «изменение отношений с окружающими». У 45% мужчин «амбивалентность чувств по отношению к жене» вызывает тревогу.
Каковы же причины такой значимости этих переживаний? Их удалось выяснить не сразу, в течение наблюдений и феноменологического интервью.
Беспокойство за здоровье жены полностью обусловлено изменившимся состоянием беременной женщины и ее собственной тревогой по поводу здоровья (токсикозы, слабость).
Амбивалентность чувств к жене проявляется в двойственном отношении к ней, с одной стороны, как к женщинематери, с другой, как к женщине—женщине. Это противоречие порождает гамму амбивалентных чувств у мужчины: он волнуется о здоровое жены, а иногда ему хочется забыть, что она беременна; он благодарен жене и одновременно испытывает ревность; он горд от сознания, что утвердился как мужчина, но в то же время ему кажется, что он не нужен жене. Подобная противоречивость по отношению к супруге обусловлена несоответствием требований самой социальной роли «муж» (мужчина — сильный, независимый, значит, нечувствующий, но при этом в реальности — ранимый, эмоциональный). Также многие мужчины отмечают наличие страха перед изменяющимся женским телом и потерей женой физической привлекательности.
Будущие отцы действительно испытывают состояние тревожно -сти, что показала диагностика уровня тревожности с помощью цветового теста М. Люшера. Общий уровень тревожности будущих отцов выше среднего по сравнению с мужчинами, не готовящимися стать отцами в ближайшем будущем, у которых он ниже среднего. После рождения ребенка мужчина также продолжает находиться в состоянии напряжения (В. Сатир, 1996; Р. Скиннер, 1995). Это подтверждают и наши результаты выявления факторов, вызывающих состояние беспокойства, стресса мужчин-отцов (ребенок в се-
135



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь