|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47248
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вследствие своей либидозной энергии люди имеют базисные сексуальные и агрессивные потребное-
143 ти, которые функционируют независимо от их окружения — если окружение их блокирует, возникают невротические симптомы. Все без исключения действия людей нацелены на разрядку сексуальной и агрессивной энергии. Если разрядка блокируется чувством вины «Сверх-Я», конфликт между потребностью в разрядке и вытеснением травмирующих желаний или воспоминаний, осуществляемым «Сверх-Я», вызывает такие невротические симптомы, как депрессия, фобии, тревога и сексуальные дисфункции. Поскольку тревога, которая дает начало этим симптомам, не осознается, она не реагирует на голос рассудка и не поддается анализу. Усилия, направленные на ее обнаружение, встречают сопротивление. Это сопротивление принимает форму защитных механизмов, таких как проекция (приписывание кому-то собственных недостатков), реактивное образование (утверждения, противоречащие подлинным желаниям человека), интроекция (включение в «Я» или «Сверх-Я» какого-то объекта, например родителя) и вытеснение (изгнание неприемлемых мыслей в бессознательное). Эти травмирующие воспоминания можно выявить и исследовать с помощью метода свободных ассоциаций. Когда воспоминания полностью поняты — и только когда они поняты, — невротические симптомы исчезают. Фрейд проводил грань между тем, что он называл «неврозом переноса» и «нарциссическим неврозом». Невроз переноса включает в себя такие расстройства, как навязчивости и истерия. Фрейд утверждал, что они обнаруживают себя в замаскированной форме в процессах переноса — когда пациент переносит чувства к родителям на психоаналитика. Нарциссичес-кий невроз включает такие расстройства, как паранойя, депрессия и шизофрения, не обнаруживает себя как перенос и поэтому не поддается осознанию. В прошлом психоаналитики обычно не пытались лечить нарциссические расстройства, но работа Коху-та в недавнем прошлом была сосредоточена именно на них (см. с. 148). Альфред Адлер. Среди первых последователей Фрейда наиболее видное место занимали Адлер и Юнг; оба порвали с Фрейдом и создали новые школы психоанализа. Адлер (Adler, 1917,1927а, 1927b, 1939) видел в младенце не сексуальное создание, а беспомощное существо, нуждающееся во всесторонней заботе со стороны более могущественных взрослых. Эта зависимость от взрослых вызывает чувство неполноценности и порождает стремление к обретению власти и независимости. Воля к власти является для Адлера движущей силой (хотя, предполагал он, человек может также совершать бегство в болезнь), а мужская сексуальность — это симптом стремления преодолеть женское доминирование. С другой стороны, женщины испытывают чувство неполноценности из-за своего приниженного положения в обществе. Адлер также утверждал, что сексуальные проблемы являются не причинами невротического поведения, а формами проявления невроза. Адлер отвергал биологические инстинкты Фрейда, заменяя их социальными отношениями внутри семьи, прежде всего положением ребенка среди сиб-лингов, обусловленного порядком их рождения. Конфликт возникает между индивидуумом и социальной средой, а не между инстинктивными силами внутри индивидуума. Адлер также уделял заметно меньше внимания бессознательному, делая упор на веру в будущие возможности, часто нереалистичные, к которым люди стремятся. Тем самым он акцентировал внимание ка будущем, в отличие от акцента Фрейда на прошлом. Адлер назвал свой подход индивидуальной психологией. Как метод терапии, он представлял собой разновидность переобучения. Терапевт брался за устранение явных проблем, делал это в агрессивной манере и за короткий период времени, в отличие от многолетней психоаналитической терапии Фрейда. Термины Адлера «комплекс неполноценности» и «соперничество сиблингов» получили широкое распространение. Адлер был предшественником более социально ориентированных психоаналитиков. Его неприятие инстинктов и умаление роли бессознательного также нашли отражение в современных течениях. Его упор на будущее и переобучение предвосхитили некоторые характеристики многих современных методов психотерапии, а его признание культурного неравенства женщин и последующих проблем адаптации являются основной темой ряда движений наших дней. Карл Юнг. В отличие от Фрейда, Юнг (Jung, 1926, 1927, 1928, 1933, 1963) утверждал, что за невротические состояния несет ответственность не только прошлое, но и настоящее, а также цели и намерения человека, направленные в будущее. По Юнгу, «Я» полностью сознательно и вытесняет воспоминания в личное бессознательное. На более глубоком уровне находится коллективное бессознательное, которое содержит «архетипы». Это инстинкты, наследуемые всеми представителями нашего вида или расы. Они проистекают из опыта наших предков и побуждают нас воспринимать мир и мыслить определенным образом. Эти архетипы также содержат символы, и Юнг утверждал, что он обнаружил архетипы, изучая символы искусства и мифы различных культур и периодов истории. Архетипы включают в себя: (а) «персону», маску, которую мы демонстрируем другим людям и которая бывает мужской у мужчин и женской у женщин; (б) «ани-му», женскую сторону мужчин, и «анимус», мужскую сторону женщин; (в) «тень», животный инстинкт, который берет начало из нашей дочелове-ческой формы и связан с аморальными импульсами; он может проникать из тени в бессознательное и даже в личное сознание; (г) «самость» (self), которая объединяет все остальные части в единое существо. Самость проявляется только в зрелом возрасте и часто использует для своей объединяющей цели религию или мистический опыт. 144 Юнг делил людей на «интровертов» и «экстравертов», и эти термины стали использоваться столь же широко, как «комплекс неполноценности» и «соперничество сиблингов» Адлера. Интроверсия и экстраверсия могут сочетаться в любых комбинациях с четырьмя — и только четырьмя — функциями: интуицией, ощущением, чувством и мышлением. Любые две функции могут доминировать, подавляя две другие, и соотноситься с интроверсией или экстраверсией. Это ведет к выделению типов личности, таких как интровертивный мыслитель-интуитивист, возможно, творчески одаренный ученый, который любит работать в одиночестве. Юнг полагал, что эти первобытные побуждения могут быть направлены на божественное или на самоактуализацию, но если «Я» не регулирует их адекватным образом, они могут вызвать невроз или даже психоз. Он в целом отвергал научные доказательства и искал вдохновение в мифологии и искусстве. Невроз — это страдание души, которая не находит заключенный в ней смысл. Он побуждал своих пациентов использовать их силу воли и стремиться к божественному. Неудивительно, что он сильно повлиял на участников движения «Нью Эйдж» и других искателей мистического. Отступления от ортодоксии второго поколения аналитиков Карен Хорни. Хорни (Ногпеу, 1937, 1939, 1945, 1950) преподавала в Берлинском психоаналитическом институте. Проработав в Институте несколько лет, она эмигрировала в Соединенные Штаты, где жила в период экономической депрессии 1929-1942 годов. Она обнаружила, что в США основным источником невротического поведения обычно бывают деньги, а не секс. Она заключила, что движущей силой невроза является «базисная тревога», проистекающая из детского чувства изолированности и беспомощности во враждебном мире. Проблема начиналась с невротических родителей, чья неспособность обеспечить ребенку безопасность и одарить его любовью вела к тревоге и отклоняющемуся поведению. Хорни полагала, что в этом условии коренится любое отклонение от нормы, а не только патологические состояния. Ребенок пытается справиться с тревогой, формируя невротический симптом, который не позволяет тревоге проявиться, но сам симптом причиняет вред. В отличие от Фрейда, она считала, что сексуальные проблемы — это один из видов невротического симптома, а не причина невроза. Ребенок интернали-зует ожидания и цели других людей и у него складывается идеализированное представление о себе, которое часто бывает нереалистичным с точки зрения как личных, так и культурных ограничений. Неспособность достичь своих идеалов вызывает конфликты и тревогу. Стремление к безопасности формирует уступчивых индивидуумов, которых отличает любовь и общительность; людей, полагающихся на себя и добивающихся совершенства, которые плохо контактируют с окружающими, и властных личностей, которые циничны и эксплуатируют других. Большинство людей могут соответствовать одному из этих описаний, в зависимости от ситуации. Там, где Фрейд видел людей как биологических существ, которых трудно изменить, Хорни видела прекрасную возможность устранения невроза путем улучшения общества и семейной жизни. Она направляла свою психотерапию на то, чтобы помочь людям разрешить конфликты, позволяя реальному «я» взять верх над идеальным «я» и преодолеть ненависть к себе. Люди формируют подобную ненависть вместе со стремлением к совершенству в силу нереалистичных представлений о том, чего они должны добиться. Путем «самореализации» они могут достичь гармонии с окружающими и уменьшить конфликт и тревогу. Хорни написала ряд работ, критикующих фрейдовскую теорию сексуального развития женщин, и отстаивала роль культуры — в противоположность роли мужской или женской анатомии — в формировании различий в психологии мужчин и женщин. Она находила психоанализ Фрейда центрированным на мужчинах, недооценивающим женщин и основанным на стереотипах. Она обрисовала историю и культуру патриархальной дискриминации женщин и призывала к более просвещенному пониманию (Ногпеу, 1967). Ее работа оказала важное влияние на изучение женщин. Эрих Фромм. Фромм (Fromm, 1941, 1947, 1955) преподавал в Берлинском психоаналитическом институте и, подобно Хорни, переехал в Соединенные Штаты. Как и Хорни, он также акцентировал внимание на социальных условиях, но, в отличие от нее, сосредоточился прежде всего на исторических и политических условиях. Большое влияние на него оказал Карл Маркс. Фромм утверждал, что проблемы начинаются с зависимости младенцев от родителей и с отсутствия у младенцев животных инстинктов, помогающих приспособиться к окружающему миру. Когда младенцев отнимают от груди и начинается их взросление, они не обладают достаточной способностью приспособиться к своему окружению. Это происходит потому, что (а) способность человека рассуждать заменила инстинктивную способность животного приспосабливаться; (б) люди более не объединены с другими людьми так, как они были объединены когда-то благодаря мифам и религии. Там, где раньше род давал отдельным людям чувство безопасности и помогал им противостоять миру, они теперь оказались одни. Это отчуждение усилилось в конце средних веков, говорит Фромм, когда торговцы создали капиталистическую систему, которая требует индивидуальной инициативы и опоры на собственные силы. В период Реформации начало терять силу даже единение человеческого существа с Богом. Ему на смену пришли свобода и независимость, но ценою утраты безопасности. В индустриальном капиталистическом мире отсутствует социальная общность. Фромм был 145 сторонником гуманистического социализма, при котором люди вновь обретают безопасность, устанавливая братство любви с другими людьми, основанное на сотрудничестве и взаимной поддержке. Неудовлетворительной альтернативой гуманистическому социализму является авторитарная система, будь то политическая или религиозная, которая способствует фрустрации и вражде. Гарри С. Салливан. Американский психиатр Сал-ливан (Sullivan, 1947, 1953) полагал, что система Фрейда является, в сущности, обоснованной, но что она должна учитывать культурные факторы. Он представлял себе личность как подверженную психическому напряжению или «динамизму», который в чем-то напоминает либидо Фрейда. Этот явный или скрытый перенос энергии затрагивает ту или иную часть организма. Одним из источников этого напряжения являются биологические потребности, такие как голод, жажда и секс. Снятие этих напряжений приносит чувство удовлетворения, а полная их реализация вызывает состояние экзальтации. Это напоминает принцип удовольствия Фрейда. Второй источник напряжения — угрозы, либо реальные, либо воображаемые, которые порождают тревогу или, в крайних случаях, чувство ужаса. Тревога мешает межличностным отношениям, вносит путаницу в мышление и нарушает последовательность удовлетворения потребностей. Снятие тревоги приводит к чувству безопасности. Тревогу обычно вызывает неуверенность, возникающая, когда ребенок находится в грудном возрасте. Салливан превратил фрейдовские психосексуальные стадии развития в семь социальных стадий, но более всего он известен за свой подход к шизофрении. Он настаивал, что психиатрия должна заниматься «расстроенной жизнью... а не невозможным изучением индивидуума, страдающего психическим расстройством» (Sullivan, 1962, р. 258), ибо личная индивидуальность — это только иллюзия. Мы живем не сами по себе, автономно и индивидуально; мы неотделимы от наших межличностных ситуаций. Следовательно, в фокусе исследования и терапии шизофрении должны быть ситуации, а не больные индивидуумы. Как следствие этого убеждения, Салливан центрировал свое лечение на всей семье. Эти взгляды близки подходу социальных конструкционистов (см. главу 8) и, в своей клинической фазе, семейной терапии. Эрик Эриксон. Из рассматриваемых здесь теоретиков Эриксон (Erikson, 1963, 1968) оставался наиболее близким оригинальной системе Фрейда. Несмотря на это, он придавал намного большее значение социальным факторам. Он считал, что эго человека и его «я» (self), или чувство идентичности, развиваются на протяжении всей жизни и что опыт взрослых может помочь исцелить раны детства. К психосексуальным стадиям Фрейда он добавил несколько новых и модифицировал остальные, идентифицировав всего восемь стадий, составляющих жизненный цикл. Каждая включает конфликт или кри- зис, психологическую борьбу, которая является составной частью развития личности. Диалектический исход (см. главу 9, посвященную диалектике) может быть либо отрицательным, либо положительным, но человек должен разрешить кризис, с тем чтобы оставаться здоровым и избежать невротических симптомов. Например, если на первой, или «орально-сенсорной», стадии процедура кормления удовлетворительна, младенец отвечает доверием; и первая социальная ситуация закладывает хорошее начало. Если мать часто игнорирует чувство голода младенца, ребенок испытывает чувство угрозы и отвечает недоверием. Особенно начиная с подросткового возраста становятся важными внешние экономические, политические и социальные условия, формирующие внутреннее эмоциональное развитие и тем самым влияющие на изменения в эго-трансформации. Эриксон хорошо известен за свою формулировку подросткового «кризиса идентичности». В ходе этого кризиса индивидуум испытывает чувство растерянности, прогуливает или бросает школу и обращается к наркотикам, алкоголю, уклоняется от выполнения своих обязанностей, совершает акты вандализма, а иногда и преступления. Эриксон рассматривает этот кризис идентичности как наиболее важный кризис в жизни человека. Его удовлетворительное разрешение требует поддержки со стороны родителей и других людей и крайне важно для успешных супружеских и сексуальных отношений. В молодости конфликт принимает форму «близость против изоляции», а в зрелости — «отчаяние против целостности». Эриксон сохранил многие из основных определений фрейдовских стадий психосексуального развития, но придал им более социальную направленность. Хайнц Гартманн. Отталкиваясь от точки зрения биологической адаптации, Гартманн (Hartmann, 1939, 1960, 1964) переформулировал значительную часть традиционного психоанализа. Он устранил многие несообразности и сделал его более системным и целостным. Кроме того, он удалил такие диалектические полярности, как требования «Оно» (или ид) против механизмов защиты «Я» (или эго), фиксация против антификсации, инстинкт жизни против инстинкта смерти, принцип удовольствия против принципа реальности, и другие. Возможно, его наиболее известным достижением было наделение «Я» большей автономией и более сложными функциями, чем оно имело в концептуальной системе Фрейда (в которой оно представляло собой продукт «Оно»). Тем самым объект психоанализа (пациент) мог использовать функции своего автономного «Я» (эго), играя более активную роль в оценке и интерпретации мыслей, воспоминаний, сновидений и переноса. До работы Гартманна аналитики предполагали, что любое несогласие с интерпретацией аналитика обусловлено сопротивлением и негативным переносом. Гартманн также приписал «Я» (эго) агрессивную роль, столь же важную, как и роль либидо, и лишил 146 его инстинкта самосохранения. Работа Гартманна привела к появлению течения внутри психоанализа, которое наделяло эго большими возможностями, чем ортодоксальная теория. Это направление иногда называют «эго-психологией». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|