Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156429

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1. Депрессивное изменение настроения почти каждый день, большую часть дня, о чем можно судить либо по субъективным высказываниям (например, жалобам на чувство уныния или опустошенности), либо по наблюдениям других лиц (например, появление слез). (Обратите внимание: у детей и подростков это может быть изменение настроения с преобладанием раздражительности).
2. Отчетливо выраженное снижение интереса ко всем видам деятельности или радости от их выполнения, почти каждый день, большую часть дня (об этом можно судить либо по субъективным высказываниям, либо по наблюдениям окружающих).
3. Значительное уменьшение веса без соблюдения диеты или его увеличение (больше чем на 5% веса тела в течение месяца); либо понижение или повышение аппетита, почти каждый день. Обратите внимание: у детей таким нарушением считается отсутствие ожидаемой прибавки массы тела.
4. Бессонница или повышенная сонливость почти каждый день.
5. Психомоторные беспокойство или заторможенность, почти каждый день (по наблюдениям окружающих, а не только на основании субъективного чувства ажитации или заторможенности).
6. Усталость или упадок сил, почти каждый день.
7. Чувство собственной неполноценности, чрезмерной или необоснованной вины (которое может быть и бредовым), почти каждый день (касается не только упреков самому себе или чувства вины из-за болезни).
8. Снижение способности думать или концентрировать внимание либо увеличение нерешительности, почти каждый день (об этом могут свидетельствовать либо самонаблюдение, либо наблюдения окружающих).
9. Периодически возникающие мысли о смерти (не просто страх смерти), периодически возникающие суицидальные мысли без конкретного плана реализации, фактические суицидальные попытки или точное планирование суицида.
Б. Симптомы не соответствуют критериям смешанных эпизодов.
B. Симптомы являются причиной клинически значимых нарушений в социальной, профессиональной или другой жизненно важной сфере.
Г. Симптомы не являются следствием непосредственного воздействия психоактивных веществ (например, наркотиков, лекарств) или соматического заболевания (например, гипотиреоза).
Д. Симптомы не могут быть лучше объяснены наличием простой печали, т. е. после потери любимого человека, симптомы продолжаются дольше двух месяцев или характеризуются нарушениями функций, болезненным чувством бесценности, суицидальными мыслями, психотическими симптомами или психомоторной заторможенностью.

2. Диагностика

Рука об руку с изменениями, произошедшими в последнее время в классификационных системах, идут изменения диагностики шизофрении, например использование (более или менее сильно структурированных) интервью, которые привлекаются для постановки диагноза по МКБ-10 или DSM-III-R / DSM-IV, вышло на первый план. Разумеется, кроме них важную роль и далее будут играть психодиагностические методы, основанные на иных методиках и преследующие другие содержательные цели; это относится, в частности, к широкому спектру шкал сторонних оценок и опросников, основанных на собственной оценке, целью которых является не отнесение к какой-либо классификационной категории, а (количественное) установление степени тяжести депрессивной симптоматики (ср. методологические предпосылки тестирования, а также возможности и границы различных диагностических подходов: Wittchen, Unland & Knauper, 1994; Katz, Shaw, Vallis & Kaiser, 1995). Табл. 36.1.4 дает обзор некоторых современных общепринятых инструментов для классификационной и измерительной диагностики депрессии, используемых в немецкоязычных странах (адаптация разных методов интервью к DSM-IV ожидается в скором времени); не приведены такие методы интервьюирования (например, CIDI, DIPS) и контрольные списки, которые наряду с различными другими заболеваниями позволяют диагностировать и депрессии (см. главу 6). В качестве примера в прим. 36.1.1 вместе со шкалой депрессии Бека (Beck-Depressions-Inventar; BDI) вкратце описан соответствующий особенно часто используемый самооценочный опросник.

Таблица 36.1.4. Некоторые методы классификации и измерительной диагностики депрессии (существующие на немецком языке)
Метод Методическая характеристика Содержательная постановка цели
Шкала депрессии Гамильтона (Hamilton-Depression-Scale; HAMD) (Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum, 1996) Шкала сторонней оценки (основа: интервью) Определение степени тяжести депрессивной симптоматики
Шкала депрессии Монтгомери Асберга (Montgomery Asberg Depression Scale — MADRS) (Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum, 1996) Шкала сторонней оценки (основа: интервью)
Шкала депрессии Бека (Beck-Depressions-Inventar) (Beck et al., 1961; Hautzinger et al., 1994) Опросник для собственной оценки
Общая шкала депрессии (Allgemeine-Depressions-Skala-ADS) (Hautzinger & Bailer, 1993) Опросник для собственной оценки

Примечание 36.1.1. Краткое описание Шкалы депрессии Бека (Beck-Depressions-Inventars; BDI)
Наименование, автор
Шкала депрессии Бека (Beck Depressions Inventar; BDI) (Beck, A.T., Ward, C.H., Mendelson, M., Mock, J. & Erbaugh, J., 1961; переработано для немецкого издания: Hautzinger, M., Bailer, M., Worall, H. & Keller, F., 1994).
Область применения
Определение степени тяжести депрессивной симптоматики в клинических популяциях взрослых больных (однако часто используется и в неклинических популяциях, а также для подростков).
Структура метода
- Шкала депрессии Бека — это опросник для собственной оценки, содержащий высказывания для определения степени тяжести 21 депрессивного симптома: печаль, пессимизм, постоянные неудачи, неудовлетворенность, чувство вины, желание понести наказание, ненависть к самому себе, самообвинения, суицидальные тенденции, слезливость, раздражительность, социальная изоляция, неспособность принимать решения, негативные представления о своем теле, низкая работоспособность, расстройства сна, утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, ипохондрия, потеря либидо.
- Оценка: степень выраженности того или иного симптома оценивается пробандами в баллах от 0 до 3; общее число баллов по всем симптомам представляет собой индекс тяжести депрессии. Затем оценивается необходимость госпитализации: при суммарном числе баллов между 11 и 17 степень выраженности считается от средней до умеренной, сумма свыше 18 дает основание сделать вывод о клинически релевантной выраженности депрессивных симптомов.
Критерии качества
Многочисленные исследования, проведенные в англоязычных и немецкоязычных странах, в общем явно подтвердили высокую надежность и валидность Шкалы депрессии Бека.
- Надежность: в исследовании, проведенном Хаутцингером и др. (Hautzinger et al., 1994), получено значение средней внутренней консистентности (альфа Кронбаха), равное 0,88.
- Валидность: корреляция с другими схожими опросниками для собственной оценки лежит в пределах между 0,71 и 0,89, с соответствующими шкалами сторонней оценки — между 0,34 и 0,61; чувствительность к изменениям и дискриминантная валидность удовлетворительны.
---

Приведенные диагностические подходы направлены, как подчеркивалось выше, на выявление депрессивного синдрома или определение его степени тяжести; но существует множество диагностических методов, используемых для измерения только определенных аспектов депрессивных (как, впрочем, и некоторых других) расстройств. Обзор соответствующих опросников, основанных на когнитивных и интерперсональных подходах, можно найти в Rohrle, 1988; современные немецкоязычные примеры — Опросник совладания со стрессами (Fragebogen zum Umgang mit Belastungen im Verlauf; UBV; Reicherts & Perrez, 1993), Шкала безнадежности (Skalen zur Hoffnungslosigkeit; H-Skalen), созданная Крампеном (Krampen, 1994) на основе «Шкалы безнадежности» («Hopelessness Scale») Бека и его сотрудников (Beck, Weissman, Lester & Trexler, 1974). Из-за недостатка места мы можем здесь только упомянуть о существовании различных методов для регистрации невербальных и/или вербальных индикаторов депрессии с помощью систематического наблюдения за поведением; то же самое справедливо и для широкого спектра биологических — биохимических, нейроэндокринологических и нейрофизиологических — подходов к диагностике депрессий (Kupfer, 1991; den Boer & Sitsen, 1994).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хирш М. Булимия
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Неврология; neurology
  • Грин А. Психиатрия.
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Андрей Торнов. Самопомощь при депрессии, хронической усталости, ВСД: пять важнейших правил
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Невроз; neurosis
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Юраш Юлия Викторовна. Как предупредить детские неврозы!
  • Психоанализ о взаимоотношениях между психическими комплексами и телом – случаи анорексии и булимии.
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • М.В. Кузеванова. Статья Тема: «Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией»
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Перечень диагностических рубрик.
  • Мутизм; mutus
  • Андрей Торнов. Нервная система: 10 заблуждений и мифов
  • Нейрон; neurone
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Психология запахов
  • Силаева Жанна Владиславовна. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Главный Редактор. Как правильно заниматься спортом
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Травматический невроз; traumatic neurosis
  • Тип; Туре
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • О невербальных проявлениях лица, ног, стоп
  • Скука; boredom
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь