|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27936
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Регулирующая функция эмоций выражается в том, что наше поведение во многом направляется нашими переживаниями. Действительно, человек предпочитает испытывать удовольствие и избегать страданий. Но жизнь настолько сложна, что редко удается прожить ее только в удовольствие, более того, постоянное удовольствие приводит к пресыщению и скуке, а последняя вызывает страдание. Кроме того, на пути к цели встают трудности и препятствия, для преодоления которых необходима энергия, мобилизуемая эмоциями. Так, например, тревога, возникающая в ситуации неопределенной угрозы, сопровождается, как говорят физиологи, эндокринным взрывом, активизирующим физиологические системы организма, отвечающие за реакции борьбы или бегства.
Эмоции различаются по интенсивности, или глубине переживаний и внешних выражений, и по качеству, что отражается в их названиях. Вильгельм Вундт — основоположник научной психологии, разработал первую систему классификации эмоций. Согласно этой системе любая эмоция может быть описана с помощью трех полярных шкал. Первая, самая явная шкала, делит все эмоции на положительные и отрицательные. Вторая — отражает степень активизации организма, начиная от состояния торможения, или ступора, как это бывает при испуге, до состояния ажитации при восторге или гневе. На третьей шкале эмоции различаются по качественной характеристике напряжения (страх, гнев, любовь) и расслабления (депрессия, удовольствие, покой). Современные исследования в прикладных областях психологии, в частности работы Чарльза Осгуда в области психолингвистики, предлагают несколько иные, хотя и близкие к Бундовским по смыслу, характеристики эмоций. Это характеристики оценки, силы и уровня активности. Эмоции и чувства имеют такое специфическое качество, как двойственность, или амбивалентность. Человек может в одно и то же время испытывать противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и грусть, обожание и отвращение. Амбивалентность эмоций связана как со сложностью жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, так и, возможно, с возникновением и развитием эмоций в процессе филогенеза. Согласно наблюдениям австрийского этолога Конрада Лоренца, ритуал приветствия у млекопитающих возникает как следствие сдерживания агрессии, и по форме выражения эти два действия имеют много общего. Характер эмоций и их интенсивность определяются расшифровкой сигналов, поступающих из внешней среды, и уровнем активации организма. Эмоции, информация и потребности. Обычно эмоции возникают из-за неожиданности событий, к которым человек не успел подготовиться: неожиданный резкий звук, выскочившая из-за угла соседская собака или непредвиденная встреча с дорогим сердцу человеком. Если же человек встречает ситуацию с достаточным запасом нужных сведений, то эмоциональная реакция оказывается значительно слабее. Психофизиолог П. В. Симонов предложил потребностно-информационную теорию возникновения эмоций. Согласно этой теории зависимость эмоций от количества информации, которой располагает субъект, и от силы потребности можно выразить следующим образом: Эмоция = П ∙ (НИ — ИИ), где П — уровень потребности; НИ — необходимая для удовлетворения этой потребности информация; ИИ — имеющаяся информация. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда субъект располагает недостаточным количеством информации для удовлетворения потребности, а положительные — когда информации оказывается в избытке. Например, если голод толкает человека к буфету, где он может найти кусок пирога, который он сам туда положил, то, очевидно, от такой «находки» не возникает особых эмоций. Если же, вопреки ожиданию, вдруг окажется, что пирог исчез, то можно представить, какое огорчение или гнев будет испытывать человек; если же, напротив, в буфете обнаружится целый пирог вместо ожидаемого кусочка, то голодного человека это очень обрадует. Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и, особенно, при недостаточной информации; положительные эмоции — при получении достаточной информации, особенно, если она окажется лучше ожидаемой. Интенсивность эмоций зависит от уровня бодрствования. Только что проснувшемуся человеку гораздо труднее рассердиться, чем тому же человеку в конце напряженного рабочего дня. Эксперименты показали, что, если уровень активации слишком высок, то ее остаток переносится на следующую эмоцию, которая усиливается. Например, во время просмотра эротического фильма испытуемые, которые только что выполняли трудную работу, проявили большее сексуальное возбуждение, чем те, которые до этого отдыхали или же смотрели фильм не сразу после нагрузки. Эмоции и восприятие. Характер возникающих эмоций в значительной степени зависит как от физиологической активации, так и от того, что мы воспринимаем из окружающего мира. В экспериментах С. Шахтера испытуемые, активированные в результате инъекций адреналина, о возбуждающем действии которого они не подозревали, реагировали по-разному в зависимости от того, в какой обстановке они потом оказывались — веселой или напряженной. В первом случае они чувствовали себя раскованными и счастливыми, а во втором — их охватывал гнев. По мнению Шахтера, для возникновения эмоций необходима физиологическая активация, но только восприятие ситуации определяет качественный характер эмоций. Эмоции и интеллект. Эмоциональная реакция зависит и от уровня умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому может контролировать свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития, не бывает постоянным. Лишь немногие способны в любых обстоятельствах сохранять невозмутимость. Чаще всего поведение человека связано с социальном контекстом, в котором возникает данная ситуация. Роль эмоций в жизни человека Эмоции играют важную роль в жизни человека. Различные эмоциональные переживания, возникнув в процессе активного взаимодействия с миром и другими людьми, сами начинают влиять на характер и успех той или иной деятельности. Особенно большое значение имеет эмоциональная мотивация в условиях волевых действий, связанных с преодолением серьезных трудностей и препятствий, которые встречаются на пути к достижению цели. Чем выше цель, которую ставит перед собой человек, тем эмоционально насыщенней его жизнь. Эмоции и чувства выполняют существенную коммуникативную функцию. Через выразительность речи, интонаций, жестов, мимики человек проявляет свое эмоциональное отношение к другим людям. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», раскрывая эмоциональное состояние своих героев, описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Эмоции и чувства развиваются и закрепляются, когда они находят реальное проявление в жизни. Они во многом зависят от образа жизни человека. Формирование эмоций Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении; радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребности в движении. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|